Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Мы все жаждем справедливости, равных возможностей, воздаяния по заслугам. Вот почему оценивание – важная часть образования. Настолько важная, что, оказывается, уже лет сорок существует целая специальная наука, называемая “досимология” (от греч. dosime – испытание, logos – учение). Предмет ее – способы и формы оценивания, всевозможные экзамены, конкурсы, контрольные, а также интерпретация полученной информации. Хочется наконец понять, что мы на самом деле проверяем на экзамене и как влияют наши оценки на дальнейшее развитие ученика. Какие формы оценивания являются наиболее справедливыми и возможна ли объективность оценок?

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Сплошное хулиганство

Свое право на существование досимология доказывала, убеждая учителей и учеников в том, что никакого смысла в стандартизованных оценках нет. Для этого были придуманы и осуществлены совершенно хулиганские эксперименты. Естественно, их участники ни о чем не догадывались.

Двойная проверка

В 1930 году профессор Ложье сделал копии более полутора сотен университетских контрольных по истории и отдал их на проверку двум разным педагогам, опытным, старательным, знающим, но не подозревающим об эксперименте. Результаты поразили самого ученого. Ученик, признанный одним учителем предпоследним, почти худшим, оказался вторым у его коллеги, то есть в числе самых лучших. Разница между отметками за одну и ту же работу порой составляла 9 баллов (при 12-балльной шкале!).
В 1932 году разным преподавателям (уже не двум, а тридцати) снова раздали для проверки сотню одинаковых работ на проверку, причем среди них были и контрольные по физике, математике, вроде бы точным наукам. Заранее оговорили критерии оценивания.
Коллектив педагогов не пришел к согласию. Не нашлось ни одной работы, которую все оценили бы одинаково. Некоторые контрольные собрали полный набор отметок, от высшей до низшей.

С самим собою не в ладу

Большинство учителей оказались не согласны даже сами с собой. Через несколько лет им предложили вновь проверить те же работы. Только пятая часть оценок совпала с первоначальным вариантом. Остальные четыре пятых отличались на 8–10 баллов.
“Вот учитель держит в руках безымянные листочки. В своем сознании он пытается сложить образ ученика, умного, тупого, нестандартного. И оценивает скорее не работу, а свое отношение к вымышленному образу. Он видит фразу, которая кажется ему красивой, встречает излюбленную мысль или особенно ненавистный штамп. На оценку влияет и сегодняшнее настроение педагога, и степень усталости, и природная доброжелательность или суровость. Вот почему работа, показавшаяся интересной сегодня, через несколько месяцев может разозлить. Потому что это будет встреча двух изменившихся персонажей”. (М.Маршанд, Университет Алжира).

Форма без содержания

Самый хулиганский эксперимент придумал Жак Нимье из Реймса. Он вместе с 30 коллегами проверял контрольные по математике. Точнее, коллеги проверяли, а он ставил оценки, не читая, ориентируясь только на внешнее оформление. И его “поверхностные” оценки, в общем, совпали с теми, которые поставили внимательные опытные педагоги.

Дрессировщики крыс

В 60-е годы Р.Розенталь предложил двум группам студентов обучать крыс несложным действиям в лабиринте, изучая в процессе занятий поведение, реакции животных. Одной группе сказали, что для эксперимента отобраны самые сообразительные животные в лаборатории. Другой сказали, что самые тупые. Естественно, грызунов брали наугад из вольера.
Дрессировщики “умных” крыс очень скоро добились блестящих результатов. Те же, кто считал своих подопечных “неспособными”, не научили грызунов даже простейшим навыкам.
Осмелев, Розенталь пошел дальше. Восемнадцати учителям американской начальной школы сообщили по секрету, что у них в классе учатся потрясающе талантливые дети с очень высоким коэффициентом интеллекта. И указали наугад примерно на четверть сидевших в кабинете учеников. Малышам ничего не говорили. Через год эти ребята действительно показали высокие результаты, гораздо более быстрый темп развития, чем у одноклассников.

Два яблока – это вам не икс

Оценка ученика зависит не только от настроения и мировоззрения педагога, но и от формулировки вопроса. В 1975 году досимологи в третьем классе ряда школ провели контрольную по математике. Первое задание – задача: “Вы купили 2 яблока и дали продавцу 10 франков. Он вернул сдачу, пятифранковую монету и франк. Сколько стоит яблоко?” 93% третьеклассников дали правильный ответ. Второе задание – решить уравнение: 2х+6=10. Справились 80% детей. Третье задание – еще одно уравнение: 6000+2000х=10000. Этот “безумно трудный” вариант решили только 60% учеников. Добавление трех лишних нулей сбило с толку каждого четвертого ребенка. Спрашивается, проверяем мы понимание темы или знание привычных формулировок?

Три ключа

Желание понять, какое содержание несут в себе экзаменационные, тестовые оценки, как они влияют на ученика и весь образовательный процесс, и породило особую науку – досимологию.
В 1969 году Ф.Баше выделил три основные причины ошибочных оценок.
Прежде всего – сам педагог, который ставит оценки, ориентируясь на некий средний уровень, у каждого учителя он свой.
Во-вторых – формулировка вопроса, более или менее привычная, понятная данному ученику (или непривычная, непонятная).
И наконец – сам ученик. Его личностные особенности, то, умеет ли он собраться, продемонстрировать себя в наилучшем свете. Или растеряется, испугается, не сможет проявить свои способности в стрессовой ситуации. Большую роль играют родители, их отношение к отметкам. Даже место в классе во время диктанта способно повлиять на результат.
Столько изменчивых, непостоянных факторов! А ведь оценка, будь то простое сочинение или выпускной экзамен, становится историческим событием в жизни ученика, порой решает его судьбу.
Бельгийские досимологи задали двум тысячам школьников 6-го, 8-го, 10-го и 11 классов один и тот же вопрос: “Нервничаете ли вы на экзаменах, контрольных до такой степени, что полученные отметки не отражают настоящего уровня ваших возможностей?” Возможные ответы: “иногда”, “часто”, “почти всегда”.
Больше половины опрошенных (54%) ответили “часто или почти всегда”. И мальчики оказались не более хладнокровными, чем девочки. Среди отличников, естественно, нервных меньше (38%), среди слабоуспевающих – больше (67%).
Следует подчеркнуть, что речь идет о совершенно здоровых детях. Именно им так нелегко даются экзамены. В Великобритании обследовали более 200 тысяч школьников в возрасте от 5 до 16 лет. Из 5 тысяч, нуждающихся в консультации психолога или психиатра, только 41 ребенок считал экзамены серьезной проблемой.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru