КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Валентина Талызина: «Я против
актерского опыта»
Поскольку считает, что каждую роль надо
начинать с чистого листа
Валентина Талызина – народная артистка
не только по официальному званию, но и по степени
признания и любви. В кино она сыграла множество
ролей, которые зрители со стажем будут помнить
всегда. Театралы знают ее по первоклассным ролям
в Театре имени Моссовета, где она работает почти
полвека. Последней по хронологии ее ролью стала
«Мамаша Кураж» в пьесе Брехта, а сейчас актриса
приступила к репетициям в спектакле «Мораль пани
Дульской». Недавно отмечала юбилей, что стало
поводом оглянуться на пройденный путь, хотя
подводить никаких итогов она не собирается.
– Судьбоносным событием вашей жизни
стало изменение «профессиональной ориентации».
Вы ведь учились на факультете экономики
сельского хозяйства, а потом вдруг попали в
театральный институт. Как это произошло?
– Объявить в моем совхозе о том, что я собираюсь
стать артисткой, было бы по меньшей мере странно.
На эту «странность» у меня не хватило духу.
Поэтому я поехала поступать на исторический
факультет. Между прочим, я хорошо знала историю.
(Потом я сделала на телевидении несколько
программ об Апухтине, Баркове, Гиппиус, о
женщинах в жизни Ивана Бунина и т.д. Я «рыла»
материалы в музеях, мне было очень интересно, как
это там все происходило «в веках». Особенно я
любила русскую историю.) На вступительных
экзаменах я получила по истории пятерку. Но,
поскольку я была девочка «разбросанная», то на
экзамене по географии схватила тройку. Но и тогда
у меня был проходной балл. Однако моя подружка
сказала, что я не прошла, и я ей поверила. Мы с ней
вместе отнесли документы в сельхозинститут на
экономфак. Я, конечно, сразу стала участвовать в
самодеятельности, играла даже главные роли. Но
мне понадобилось два курса, чтобы понять, что
«товар–деньги–товар» – это абсолютно не моё. И
я решила из Сибири поехать в Москву, чтобы мне там
окончательно сказали, что я не могу быть
актрисой.
– Отличительной чертой ваших героинь всегда
было глубокое чувство, настоящая любовь. Бывало
ли так, что любовь на сцене или на экране как-то
проецировалась на реальную жизнь?
– Когда некоторые артистки говорят, что они
играют любовь на сцене и при этом не влюблены в
своих партнеров, то мне их очень жаль. Я всегда
чувствовала флер влюбленности в партнера. В
старом театре говорили, что невозможно играть
любовь, не влюбившись в партнера. Когда нет такой
влюбленности, в роли нет какого-то маяка, света.
Вот, например, я играю в антрепризе спектакль с
Борисом Щербаковым, в которого не влюбиться
невозможно! Ему Бог дал такую красоту и обаяние,
что женщины теряют себя, когда видят его. Я не
теряю себя, мы с ним на «вы», но флер все же есть. Я
играла с Леонидом Марковым. Это был потрясающий
мужчина! В Егоре Булычове я играла такую
влюбленность в него, что это его даже раздражало.
Ведь публика сочувствовала этой любви.
– А в режиссеров вы влюблялись?
– Если ты не веришь режиссеру, если ты видишь его
недостатки, если копишь в себе неприязнь, то все
рассыпается. Вы ничего вместе не создадите.
Христос сказал, что жизнь – это любовь, в
ненависти – смерть.
– В этой связи вопрос о Завадском. Как вы думаете,
он был действительно великим режиссером?
– Он был действительно великим режиссером.
Помню: мы мучаемся, репетируем, потом показываем
ему. Он посмотрит, скажет два-три слова и
вытаскивает из тебя главное. Казалось бы, все на
поверхности, ах, как просто! Но эти простые слова
надо было сказать! И они моментально
выстреливали в мое сердце. Он был настоящий
рыцарь театра, постоянно совершенствовал себя в
профессии.
– У меня до сих пор перед глазами ваша Катерина
Ивановна из его спектакля «Петербургские
сновидения» по «Преступлению и наказанию»
Достоевского. Это была удивительная роль! Вам,
по-моему, удалось проникнуть в суть и самого
Достоевского, и его героини.
– Репетируя эту роль, я очень много читала. И
«нарыла» информацию о том, что прообразом
Катерины Ивановны была Анна Григорьевна
Сниткина. Я прочитала, что Анна Григорьевна
говорила тихо и скороговоркой. И воспроизвела
это на сцене. Я ее почувствовала и «переложила»
на себя.
– После ухода Завадского из жизни вы долго не
играли на сцене ничего нового. Чем это было
вызвано?
– Нас было несколько человек в театре (Рита
Терехова, Гена Бортников, Нина Дробышева), для
которых уход Завадского стал трагедией. Пришел к
руководству другой человек, которого мы
внутренне не приняли. И у него появились другие
артисты, которых он любил. Я ушла в кино,
снималась в трех фильмах за год. А потом
опомнилась и поняла, что в театре ничего за много
лет не сыграла. И «повернулась» опять в сторону
театра.
– Тогда в театр пришел Павел Хомский, у которого
вы сыграли достаточно много, в том числе и в
замечательном спектакле «Мамаша Кураж».
– Мы с ним сошлись, может быть, потому, что оба с
юмором. На репетициях «Мамаши Кураж» было
безумно тяжело, но мы вырулили благодаря его
терпению, интеллигентности. Я ему благодарна за
его веру в меня.
– Но ведь самым первым вашим режиссером был
Роман Виктюк.
– Нет, нет! Роман Григорьевич был «подружкой» в
институте. Потом он меня позвал на свой
знаменитый спектакль в Театре МГУ «Уроки
музыки». Там моими партнерами были
непрофессиональные актеры.
– «Уроки музыки» – легендарный спектакль, на
него попасть было невозможно, даже знаменитостям
не всегда хватало мест, и они висели на люстрах.
Это было какое-то новое слово правды в нашем
театре.
– Да, но потом Роман Григорьевич ушел «в красоту»
и, в частности, в красоту обнаженного мужского
тела. А сделал он себе имя и взлетел именно после
«Уроков музыки» – спектакля о нашем простом
человеке, о его бедах, комплексах, его трагизме и
жестокости. Виктюк ведь сам очень хорошо знал эту
жизнь. Это потом он придумал, что у него было
буржуазное происхождение, а на самом деле папа
его был слесарем, а мама – домохозяйкой. Теперь у
него другой театр, в котором мне места нет.
– Знаю, что вам уже надоели вопросы о фильме
«Ирония судьбы, или С легким паром!», в котором вы
подарили свой великолепный голос Барбаре
Брыльской, благодаря чему она получила
Государственную премию. Поэтому об этом
спрашивать не буду. А вот о любимой роли в кино
спрошу.
– Был такой фильм Сергея Бодрова
«Непрофессионалы». Мы снимали его в городе
Капчагае в доме престарелых. Я была «внедрена» в
настоящую, грубую жизнь. Мою героиню звали Женя, и
это моя самая любимая роль.
– У вас такой огромный опыт и в театре, и в кино,
но вы однажды сказали, что, приступая к новой
роли, всегда испытываете священный ужас и
боитесь ее «завалить». Это было сказано не в
запальчивости?
– Нет. Мне вообще кажется, что не может быть таких
самонадеянных артистов, которые думают, что они
любую роль сделают блестяще. Конечно, есть
наработки, есть опыт. Но я против актерского
опыта. Это ведь как встреча с новым человеком,
которого ты начинаешь познавать. Так и с ролью: в
процессе работы узнаешь то, о чем раньше никогда
не думала.
– Как случилось, что вы вдруг согласились на роль
мамаши Кураж?
– Меня вызвал Хомский и предложил выбирать. Я
назвала Гурмыжскую в «Лесе» и Кураж. Островский
– это моя стихия. А Брехта я назвала спонтанно. И
только потом опомнилась, прочитав пьесу. Павел
Осипович выбрал именно ее. Но «Лес» остается моей
главной мечтой.
– В заключение вопрос личного свойства. Вас
теперь в семье две актрисы. Ксения стала
замечательной продолжательницей традиций,
заложенных мамой. Как вы оцениваете творчество
дочери?
– Мы с дочкой не всегда сходимся, все-таки два
поколения, две женщины, две актрисы. Она меня мало
слушает, но как актриса на актрису, думаю, я на нее
влияла. Но она имеет больше, чем я. У нее
абсолютный слух, чудный голос.
– Ну и, судя по всему, ваша внучка Настя пойдет по
той же актерской стезе?
– Не надо! Я сделаю все, чтобы она выросла
«нормальным» человеком.
Вопросы задавал
Павел ПОДКЛАДОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|