ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Настин лабиринт
Арт-проект «Дверь?!» знакомит зрителей с
жизнью и проблемами больных СПИДом
У дороги торчал ствол засохшего дерева.
Ночью прошел вор и испугался: он подумал, что это
стоит, поджидая его, полицейский. Проехал на
большой скорости водитель, и сердце его тревожно
забилось: он принял дерево за притаившегося
гаишника. Ребенок, напуганный страшными
сказками, увидев дерево, расплакался: он решил,
что это привидение. А дерево было только
деревом…
Эта притча, рассказанная на открытии арт-проекта
«Дверь?!» в московской галерее «tHt», лучше всего
характеризует суть необычной выставки, цель
которой – познакомить зрителей с жизнью и
проблемами ВИЧ-инфицированных.
Все мы закованы в тиски своих пристрастий и
воспринимаем действительность через призму
собственных представлений. Видим мир не таким,
какой он на самом деле. Потому что мешает страх.
Страх неизвестности, страх болезни, страх
смерти... Страх заразиться ВИЧ/СПИДом. Такая
опасность действительно грозит каждому из нас.
В пространстве галереи выстроили настоящий
лабиринт. Небольшие комнаты отделены друг от
друга легкой, но непрозрачной тканью. Выйдя из
одной комнаты, нельзя в нее вернуться и нельзя
понять, что таится за следующей дверью. Каждый
твой день длится только сегодня, сейчас. Каждое
твое решение необратимо. Все, как в жизни.
Рисунки, фотографии, тексты, стихи, притчи
рассказывают о жизни обычной девушки.
Жила-была девушка Настя. И вот влюбленность,
быстро перешедшая в любовь. Затем расставание с
любимым, непонятное недомогание. И страшный
диагноз – ВИЧ. Горе родителей, отторжение
окружающих, страх неизбежного, безнадежность
дальнейшего существования…
Переходя из комнаты в комнату по длинному
коридору-лабиринту жизни героини, зрители
проживают мгновения ее судьбы вместе с ней. И
сопереживают. Ведь в этой трагической ситуации
может оказаться каждый. Беда может случиться с
нашими любимыми, родными и близкими.
Эмоциональный посыл автора экспозиции очень
силен, подкреплен дневниковыми записями,
музыкой, композициями, созданными из привычных
предметов – черного, красного, желтого шелка,
белой пластмассы, цветных резиновых перчаток,
дождевиков. Рядом вразброс рисунки и стихи.
Выбравшись из извилистого коридора в большой и
светлый зал, зрители встречают и саму героиню –
реальную, живую, совсем не депрессивную, как
ожидалось, Настю.
– Мысль, что надо самой что-то делать, появилась
спонтанно, – рассказала автор проекта Анастасия
Камлык. – Мы сидели с подругой Татой Кравцовой у
меня на кухне, разговаривали. К тому времени я уже
побывала на первой Национальной встрече людей,
живущих с ВИЧ/СПИДом. Я увидела юношей и девушек с
такими же проблемами, как у меня. Но они умели
улыбаться, и никто не говорил о смерти. Они
боролись за себя и за таких, как они. С этого
момента у меня началась другая жизнь. Моя
проблема стала моей работой. Ведь общество
предпочитает не замечать ВИЧ-инфицированных или
в лучшем случае обходиться убогими штампами и
стереотипами. Относится к ним резко негативно, со
страхом: «Это страшная и позорная болезнь», «Это
плохие люди».
По результатам социологического исследования,
проведенного два года назад Центром
социологических и политических исследований
Белорусского государственного университета,
часть опрошенных не только негативно
отреагировали бы на появление в своем окружении
ВИЧ-положительного человека, но и могли бы
предпринять в отношении него агрессивные
действия. Более 35 процентов респондентов
заявили, что не взяли бы такого изгоя на работу.
Сегодня в России, по разным данным, от 229049 до 260000
ВИЧ-инфицированных. Большинство из них – люди в
возрасте от 15 до 29 лет. Около 5000 – дети. И эпидемия
только разрастается.
Проблема нуждается в рациональном осмыслении. Но
общественная мораль обывателей, которая зажата в
тиски эмоциональных представлений о ней, мешает.
Большинство граждан ратуют за ограничение прав
ВИЧ-положительных. Предлагают лишить их даже тех
прав, которые гарантирует Конституция: право на
совместную учебу с неинфицированными людьми,
право трудиться на обычных предприятиях, право
работать на руководящих должностях, оправдывая
свою непримиримую позицию тем, что лояльное
отношение общества к ВИЧ-положительным, дескать,
нарушает их собственное право на безопасность.
Больных делят на «достойных» и не очень в
зависимости от диагноза. Люди, живущие с ВИЧ,
вынуждены поэтому скрывать свой статус. Они
ежедневно испытывают на себе социальное
отчуждение, непонимание…
Строчки из Настиного дневника:
«…Мы делим людей на плохих и хороших, на
счастливых и несчастных, на бедных и богатых, на
ВИЧ-положительных и ВИЧ-отрицательных. Человек,
получивший диагноз, боится прежде всего себя…»
Проходя через лабиринт, зритель шаг за шагом
осваивает тяжкий Настин путь, примеривает его на
себя, формирует свое отношение к проблеме и
отвечает на вопрос: «А как поступлю в такой
ситуации я?»
С помощью подруги Таты Кравцовой и фотографа
Ивана Ященко идея Насти Камлык приобрела
реальные очертания. Арт-проект «Дверь?!» привлек
внимание обычного, «внешнего», как выразились
устроители, мира. А это уже большой шаг к
пониманию.
Дарья ФЕДОРОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|