Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

КРУГИ ИСТОРИИ
СОВРЕМЕННИКИ ВСПОМИНАЮТ...

«Император был глубоко убежден в том, что всю свою жизнь он посвятил благу родины»

А.Тютчева, фрейлина Ее Императорского Величества:
«Никто лучше, как он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наружностью, и необходимыми нравственными качествами… Никогда этот человек не испытывал тени сомнения в своей власти или в данности ее… Его самодержавие было для него догматом и предметом поклонения, и он с глубоким убеждением и верой совмещал в своем лице роль кумира и великого жреца этой религии…
Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии все видеть своими глазами, все слышать своими ушами, все регламентировать по своему усмотрению, все преобразовывать своею волею. Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности делу, в котором он видел миссию, возложенную на него Провидением, можно сказать, что Николай I был Дон-Кихотом самодержавия, Дон-Кихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом».

В.Печерин, профессор Московского университета, эмигрант:
«Я бежал из России, как бегут из зачумленного города. Я предчувствовал, предвидел, был уверен, что если б я остался в России, то с моим слабым и мягким характером сделался бы подлейшим верноподданнейшим чиновником или попал бы в Сибирь ни за что ни про что. Я бежал не оглядываясь для того, чтобы сохранить в себе человеческое достоинство».

А.Дюгамель, генерал николаевской эпохи:
«Вследствие недоверчивости и крутого характера государь действовал как гасильщик просвещения. Сколько благородных стремлений было окончательно подавлено этим невыносимым формализмом, никому не дозволяющим выходить из сферы своей специальности, сколько талантов иссякло в самом источнике оттого, что им не давали простора для развития! И кто же из этого более всего пострадал, как не сам Император Николай, так как в конце его царствования он очутился в одиночестве, не зная, на кого возложить свое доверие».

А.Грибоедов, поэт, статский советник:
«Император Николай обладает энергией, которой не имели его предшественники, и приятно быть министром государя, который умеет заставить уважать достоинства своих посланников…»

К.Аксаков, писатель, общественный деятель:
«Правительство не могло при всей своей неограниченности добиться правды и честности; без свободы общественного мнения это и невозможно. Все лгут друг другу, видят это, продолжают лгать, и неизвестно, до чего дойдут. Всеобщее развращение или ослабление нравственных начал в обществе дошло до огромных размеров».

А.Блудова, фрейлина Ее Императорского Величества:
«Глубокое христианское смирение и любовь одни каким-то чудом сохранили его от совершенного презрения к своим современникам и к человечеству вообще. Но в его положении и в наше время он не может высоко ценить его окружающих и невольно должен судить и о других по ним.
Тут-то главный его недостаток; как все цари, как все почти люди высшего круга, он видит обычно лишь малое число людей приближенных, слышит их мнения, судит по их донесениям, видит их глазами, и только одна природная возвышенность, одни порывы его светлой души спасают его от заразы мелкости и плоскости чувств этих людей.
…Как всякий человек, Государь не безгрешен и ошибается; но в нем еще одна прекрасная черта истинно-возвышенного ума и чистой души: он охотно, благородно, без малодушного самолюбия умеет признаться в ошибке, когда удостоверится в ней, и не боится переменять мнение, которое доказано ложным или неуместным».

С.Соловьев, историк:
«Фрунтовики воссели во всех правительственных местах, и с ними воцарились невежество, произвол, грабительство, всевозможные беспорядки. Смотр стал целью общественной и государственной жизни. Все делалось напоказ для того, чтобы державный приехал, взглянул и сказал: «Хорошо! Все в порядке!» Отсюда все потянулось напоказ, во внешность, и внутреннее развитие остановилось…»

Ф.Тютчев, поэт, дипломат:
«Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, –
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей».

М.Корф, общественный деятель, историк, биограф:
«Император Николай знал и любил Русь, как знал и любил ее до него разве один только Петр Великий, а знание народа, согретое любовью, всегда действует с электрической силой.
…Деятельность его, и физическая, и моральная, всегда превосходила, казалось, силы обыкновенных людей.
Но человек не может всего; Николай исполнил все, что возможно одному человеку».

Митрополит Платон Киевский, церковно-общественный деятель, богослов, духовный писатель:
«Я Николая I ставлю выше Петра I. Для него неизмеримо дороже были Православная вера и священные заветы нашей истории, чем для Петра. Великий и гениальный преобразователь России рубил на дереве жизни Русского народа не одни посохшие сучки, но подчас и самые здоровые, и сильные ветви...
Император Николай Павлович всем сердцем был предан всему чистокровному Русскому и в особенности тому, что стоит во главе и в основании Русского народа и царства – Православной вере. То был истинно православный, глубоко верующий русский царь, и едва ли наша история может указать другого подобного ему в этом отношении».

Ольга Николаевна, великая княжна:
«Позднее, когда Папа узнал, что существуют границы даже для самодержавного монарха и что результаты тридцатилетних трудов и жертвенных усилий принесли только очень посредственные плоды, его восторг и рвение уступили место безграничной грусти. Но мужество никогда не оставляло его, он был слишком верующим, чтобы предаться унынию; но он понял, как ничтожен человек…»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru