ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Мы продолжаем разговор о результатах
международного исследования PISA. И о более чем
характерной реакции на эти результаты со стороны
российских чиновников. Действительно: зачем нам
какие-то международные результаты, когда мы и так
знаем, что наше образование – лучшее в мире.
Ведь никто не усваивает российские
образовательные программы лучше российских
школьников!
И ведь правда никто.
Отвергнуть нельзя попробовать?
Учителя готовы испытать свои силы в
международном проекте
Публикации о печальных результатах PISA
вызывают у наших учителей самую разную реакцию.
Большинство не верит. «Быть того не может!» И
начинается разговор об особой ментальности, о
потрясающей смекалке русского человека. Просто
сообразительные дети не понимают «тупых
американских вопросов».
Хотя почему американских? Между прочим, в
придумывании заданий для PISA участвует полмира.
Те, кого волнует связь школьной премудрости с
реальной жизнью.
«Там же все элементарно, – недоумевает
преподаватель математики с университетским
образованием, – сравнить два столбика на
диаграмме, проанализировать примитивный
график... Да у меня ученики щелкают задачки
посложнее!»
Замечательно! Но одно дело – «щелкать» учебные
задачки, и совсем другое – уметь разбираться в
хитросплетениях той информации, которая
ежедневно обрушивается на человека отнюдь не в
учебном формате. Как разобраться в условиях
банковского кредита? Можно ли верить
наукообразному рекламному ролику? Вроде бы те же
графики, что и в учебнике алгебры, но многие ли
выпускники наших школ понимают жизненный смысл
полученных в школе знаний?
Одна любознательная московская учительница
(поначалу тоже не поверившая, что российские
подростки не справились с элементарными, на ее
взгляд, вопросами) взяла несколько
опубликованных в прессе заданий PISA и предложила
их своим десятиклассникам – обыкновенным, не
«элитным», не «профильным», не «углубленным».
Узнав, что это не очередная контрольная с
оценочными последствиями, а тестирование
международного проекта (!), ребята углубились в
работу. Некоторые задачки они решали с ходу, над
некоторыми вопросами зависали в растерянности:
слишком просто, наверняка подвох...
С графиками и диаграммами десятиклассники
справились неплохо. А вот, например, вопрос
«Почему день сменяет ночь?» для многих оказался
слишком сложным…
В целом результаты частного эксперимента в одной
из московских школ оказались чуть выше
общероссийских. И школа дружно этому
порадовалась. Ребята могут рассуждать,
сопоставлять, понимают суть математических
понятий, способны разобраться в разных видах
текста (слово, картинка, схема и т.п.). Однако
ожидаемой легкости ответов все же не получилось.
Оказалось, не так проста PISA, как виделось сначала,
и наши сообразительные дети не всегда могут
применить свои глубокие знания, особенно когда
требуется соединить научное с житейским, здравый
смысл с абстракцией. И есть над чем подумать: те
ли акценты делаем мы на своих уроках и в своих
учебных программах?
Между прочим, директор соседней школы, прочитав в
газете выдержки из отчета по PISA, размечтался:
– Вот бы мне заказать такое тестирование в своей
школе. Чтобы понять, чему научили, а чему нет. Где
мы сейчас стоим, куда дальше двигаться? Хороший
результат получим – реклама для школы. Плохой –
повод задуматься, с коллегами поговорить, работу
иначе спланировать.
Итоги мини-PISA живо обсуждали не только педагоги,
но и десятиклассники. Их реакция была достаточно
неожиданной. Одна девочка, прекрасно выполнившая
все задания, заявила с чувством нескрываемой
гордости: «Значит, я не подведу страну…»
Так что уроки PISA – это еще и уроки
патриотического воспитания.
Конечно, в том случае, если мы готовы извлекать из
ее результатов уроки…
Елена ПЕТРОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|