ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
550 соглашений и 10 тысяч студентов
Россия и Германия развивают
образовательное сотрудничество
Совместная работа двух наших стран в
области образования и научных исследований
скоро приобретет статус стратегического
партнерства. Об этом договорились на встрече в
Москве главы российского и германского
образовательных ведомств Андрей Фурсенко и
Эдельгард Бульман. Оба государства обязуются
поддерживать совместные проекты вузов,
расширять программы обмена молодыми
специалистами.
– Сотрудничество России и Германии
уникально по своим масштабам, – сказал Андрей
Фурсенко на пресс-конференции по итогам встречи.
Действительно, высшие учебные заведения наших
стран уже сегодня связывают более пятисот
пятидесяти межвузовских соглашений. Десять
тысяч преподавателей, ученых, студентов,
школьников из обеих стран прошли стажировку или
обучение в России и Германии.
– Планируется дальнейшее развитие совместных
проектов в области лазерных технологий, морских
и полярных исследований, биотехнологий,
телекоммуникаций, лечения онкологических
заболеваний и СПИДа, – рассказала журналистам
Эдельгард Бульман.
Естественно, все это потребует серьезных
финансовых затрат. Немецкая сторона со своим
вкладом уже определилась – сорок миллионов евро.
Россия пока медлит называть конкретные суммы. Но,
по словам Андрея Фурсенко, речь идет “о сотнях
миллионов евро”.
В переговорах министров обеих стран участвовал
ректор МГТУ им. Н.Э.Баумана Игорь Федоров,
поскольку вскоре состоится встреча
международной рабочей группы, чья цель –
определить общие критерии и подходы к
инженерному образованию в условиях Болонского
процесса.
“Болонский процесс не сводится к установлению
двухуровневой системы – бакалавриата и
магистратуры, – заявил Андрей Фурсенко. – Его
идеология состоит в повышении качества
образования и укреплении доверия между ведущими
университетами Европы. Инженерное образование –
это та сфера, в которой наша страна абсолютно
конкурентоспособна”.
– Не опасаетесь ли вы “утечки мозгов”? –
последовал вопрос из зала.
– Опасаться следует потери
конкурентоспособности, – ответил министр. – А
сохранить ее возможно лишь благодаря
сотрудничеству. Что же касается миграции
квалифицированных кадров, то это явление
распространено во всем мире и не является сугубо
российской проблемой. Никакие запреты в данном
случае не помогут, надо создавать такие условия,
которые были бы привлекательными как для
российских, так и для иностранных специалистов.
“Конечно, у нас существуют определенные
материальные проблемы, но для творческих людей
деньги не единственный стимул, – высказался
Андрей Фурсенко. – Творческая атмосфера в НИИ
отчасти компенсирует низкие зарплаты ученых”.
Осознав, что сказал что-то не то, министр тут же
исправился и подчеркнул, что поскольку реформа
образования и науки относится к числу
государственных приоритетов, финансирование
этих отраслей планируется увеличить.
– Когда же все-таки в России закончатся
перестройка и реформирование образования? –
спросили у Фурсенко сразу несколько немецких
корреспондентов.
– Этот процесс будет бесконечным, – ответил
Андрей Фурсенко. – Образование и наука должны не
только реагировать на изменения в обществе, но
даже инициировать их.
...Нам тоже кажется, что реформа имеет все шансы
стать хронической. Как безденежье в
образовательной отрасли, которой государство
все обещает увеличить финансирование, а само
вычеркивает из Закона “Об образовании” все
гарантии этого финансирования. Наверное, нет
другого способа найти сотню миллионов евро на
международное сотрудничество. Но когда же оно
наконец начнет с таким же рвением сотрудничать
со своей собственной страной?
Максим ВЕТРОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|