Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОВЕСТКА ДНЯ

Монетизация образования?
Бесплатное обучение в вузах, похоже, заменят государственными возвратными субсидиями

«В ближайшем будущем планируется узаконить государственные возвратные субсидии (ГВС). А с ними и жесткое распределение молодых специалистов. Этот вопрос не только назрел, но и перезрел. Цель нововведения – закрепление квалифицированных кадров в социальной сфере, в образовании, здравоохранении».

Такие слова прозвучали недавно в Государственной думе на пресс-конференции «Стратегия развития российского образования».
Невольно напрашивается аналогия с недавним выступлением министра обороны Сергея Иванова. Мысль главы военного ведомства была проста – в армию не идут служить, потому что отсрочек слишком много. Отменим их – и новобранцев за год не перечтешь. Первый шаг уже, кстати, сделан – в Совет Думы внесен законопроект, по которому отменяются отсрочки для милиционеров.
Министр обороны не готов признать, что не боязнь перед суровыми, но необходимыми мужчине испытаниями заставляет молодых людей избегать армии, а нежелание два года жить в бесправном состоянии.
Возвращаясь к образованию, – почему выпускники педвузов не идут работать в школу? К сожалению, для всех школ не найдешь педагогов по призванию. Любой директор скажет, что по большому счету их очень немного. Но вне зависимости от призвания учителя нужны достойная оплата, жилье. А государство, не давая ни того, ни другого, создает кабальные условия, вводя распределение. Получается, что оно выполняет конституционные гарантии доступности образования, превращая учителей в крепостных.
Школе нужны учителя, которые приходят туда по своей воле. Пусть это будет лишь каждый десятый, каждый двадцатый выпускник педвуза. Так честнее. Нельзя быть учителем по договору с государством. Этот договор каждый учитель заключает сам с собой. И отвечает за его выполнение только перед детьми.


Государственные возвратные субсидии (ГВС) – своего рода кредит, который государство выдает студенту, чтобы он оплатил свое обучение в вузе. Кредит необходимо возвратить – либо вернув деньги, потраченные на обучение, либо отработав определенный срок по специальности.
Депутаты предлагают три варианта возвратных субсидий. Первый – студенту выдаются деньги на оплату учебы. Второй – он получает субсидию, включающую в себя стипендию и деньги на бытовые расходы, а за учебу платит сам. Третий – субсидия выдается и на учебу, и «на жизнь». Отработать по специальности за ГВС первого типа придется три года.  За ГВС второго типа – один-два, а третьего – целых пять лет.

Почему в Думе считают, что распределение следует вводить именно для учителей и медиков? Что ожидает педагогические вузы в связи с наметившейся реформой? Как будет высчитываться сумма возвратной субсидии для конкретного студента?
На эти и другие вопросы отвечает заместитель председателя Комитета Думы по образованию и науке, один из авторов проекта, Валентина ИВАНОВА.

– Известен ли точный перечень вузов и специальностей, для которых будет введено распределение?
– Мы ориентируемся на то, что это будут педагогические и медицинские специальности. Те, которые определяют заказ государства на функционирование целой отрасли. Отрасли, обеспечивающей реализацию конституционных гарантий.
– То есть все педагогические специальности? А как быть с выпускниками факультетов журналистики, психологии? Такие факультеты ведь тоже есть в педвузах.
– Мы, видимо, в законе предусмотрим, что точный перечень специальностей устанавливает правительство. Оно же возьмет на себя ответственность за формирование мест трудоустройства. Чтобы человек, поступающий на обучение в педвуз, знал, что через пять лет у него будет место.
Сейчас рабочая группа, которую я возглавляю, обсуждает, из чего будут складываться государственные возвратные субсидии. Сейчас у нас есть три варианта. Первый – только затраты на обучение. Второй – только стипендия и дополнительные бытовые расходы. Но стипендия у нас четыреста рублей, с первого сентября будет шестьсот. А прожиточный минимум – тысяча восемьсот. Минимальный размер оплаты труда сейчас – семьсот двадцать. То есть стипендия даже не дотягивает до МРОТ. Поэтому возникает третий вариант, где ГВС складываются из затрат на обучение и дополнительных расходов, доведенных до прожиточного минимума.
– Какой планируется срок отработки?
– Если ГВС включают в себя обучение плюс сопутствующие расходы, то пять лет. Если только обучение – три года. Если только сопутствующие расходы – один, два года.
– В таком случае как будет формироваться набор? Будет ли он целиком на субсидиях, или платный, или сохранится обычное бюджетное обучение?
– Этот вопрос еще обсуждается. Сейчас мы составляем план для педагогических и медицинских вузов. А в других что получается: люди могут учиться за счет бюджета, но без отработки? Этот момент необходимо еще продумать. Но уже ясно, что на педагогические специальности будет либо такой набор, либо платный. И с медицинскими также.
– Каким образом будут рассчитываться суммы возврата при отказе от отработки?
– Подходы есть разные. Сумма возврата может рассчитываться исходя из себестоимости обучения. Но есть и стоимость платного обучения, в которую заложен определенный норматив прибыли. Конечно, мы заинтересованы рассчитывать возвратную сумму исходя из цены платного обучения. Но все это надо еще взвешивать. Потому что, например, инженерные вузы говорят, что у них даже платное обучение не покрывает затрат государства. Там у них мощнейшие учебно-лабораторные базы. Но мы сейчас говорим о педагогических и медицинских вузах.
– Просчитывались последствия введения такого закона? Возможно, что резко сократится набор? Абитуриенты, зная, что им придется пять лет отработать на селе, уже не будут так стремиться в педвузы?
– Наша главная задача сейчас – в содержательном плане выстроить концепцию. Увязать ее с Бюджетным кодексом, там есть тонкости. Продумать условия отработки, заключения договора. Потом будем рассчитывать себестоимость ГВС, вычислять, сколько человек ими воспользуются. Наберем ли мы достаточно студентов? Или будем ходить с протянутой рукой – поступите, пожалуйста, на педагогический?
Но, я думаю, одно ясно всем – нельзя, не оценивая эффективности использования бюджетных денег, обучать в педагогических и медицинских вузах. Мы их готовим, а работать идут пятнадцать процентов. Остальные восемьдесят пять где?

– Когда вы планируете подготовить к принятию этот закон?
– Дело в том, что во всей этой теме есть и вторая часть – образовательный кредит. Если студент поступает на платное отделение, откуда ему взять деньги? Нужен кредит. Его может выдать государство, а может – коммерческий банк. Тут, наверное, нужен отдельный закон.

– Как будут рассчитываться субсидии при переходе из вуза в вуз?
– Есть много таких ситуаций. Например, студент получил инвалидность, что делать? Отрабатывать или возвращать деньги? Или по семейной ситуации он вынужден уехать ухаживать за родителями? От армии есть отсрочка при уходе за престарелыми родителями. А отсрочка возврата кредита нужна или нет? Все моменты мы сейчас прорабатываем.
Вообще субсидии, кредитование – это очень интересная тема. Она на стыке образования, финансов, социальной политики. Чем дальше мы ею занимаемся, тем более объемная вещь получается, возникают дополнительные возможности. По сути, в эту схему укладывается вся социальная молодежная политика. Трудоустройство, рождение ребенка, социальные услуги, жилье… И все через этот механизм – возврат, отработка, учет и так далее. Это очень живой вопрос. От него зависит, по какую сторону баррикад будут наши студенты.

Беседовал
Алексей ОЛЕЙНИКОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru