ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N44
За журнальным столом
ЛИЦЕЙСКОЕ И
ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 7, 2004
В авангарде есть страшный надрыв.
Он связан с двумя вещами. Первое – это неутолимое
и безнадежное стремление перепрыгнуть
классиков, забраться выше них. Второе – столь же
неудовлетворительная попытка все-таки
обнаружить «последнюю» истину и адекватно
описать мир. Постмодернисты в отличие от
авангардистов не хотят этого делать; они встают
в непринужденную позу (которую, к слову, страшно
любят) и говорят: «Да было б нужно! Глупо бегать за
тем, что не существует!» – и принимаются
самозабвенно играть цитатами и контекстами.
Если постмодернизм – это действительно эпоха,
пережитая и переживаемая нами, то его проявления
должны быть тотальны. Можно говорить о
постмодернизме в литературе, архитектуре,
философии, кино, музыке… Всего не перечислишь. Но
об одном явлении не упомянуть невозможно – это
«Постмодернизм и современная школа».
В хаотических процессах, шедших в российской
школе в 90-е годы, при внимательном взгляде
усматривается несколько достаточно устойчивых
черт. И во всех них, как эхо, указание нам на то,
что живем мы (или совсем недавно жили) в
постмодернистскую эпоху. Что же это за черты?
Перечисляем:
– отказ от идеологического диктата – в том, что
касается мировоззрения ученика. Школа больше не
желает формировать человека с заданными
свойствами, ей больше по душе человек
рефлексирующий, меняющийся, человек
возможностей, а не реализаций;
– возникшая на месте одной господствующей
педагогической системы множественность
педагогических принципов. Они могут быть
абсолютно противоположны, но при этом вовсе не
отрицают друг друга, мирно уживаясь, случается,
даже в пространстве одной школы;
– большая свобода учителей и учеников, иногда
кажущаяся полным разрушением образовательной
иерархии;
– ориентированность не на природу, а на культуру
прежде всего. Следствие этого –
интерпретационность (когда никакая
интерпретация не претендует на место последней
истины), отказ от канонов, диалогизм и в
значительной степени ирония.
Как видите, никакой фантастики – школа
действительно мягко спланировала в
постмодернистское пространство.
(«Постмодернизм: объясните, пока не поздно».
С.Ладошин)
ОТКРЫТАЯ
ШКОЛА. № 6, 2004
Наша поездка в США была замечательной. Мы увидели
много городов, встретились с огромным
количеством людей, участвовали в учительской
конференции, наблюдали жизнь учителей и учились
сами. Много учились. Помимо языковой практики и
навыков страноведения мы познакомились с
прекрасными американскими учителями.
В методике американского образования есть
несколько ключевых слов. Одно из них –
исследование, самостоятельная работа.
Это предварительное ознакомление с новым
материалом, после чего только и можно слушать
рассказ учителя на ту же тему.
Другое важное слово американской методики –
проживание, проигрывание изучаемого материала.
Кроме хорошо известных у нас ролевых игр,
используется следующий метод. Например, урок
истории XX века, последние десятилетия: 50-е, 60-е,
70-е, 80-е, 90-е годы.
Нас разбили на пять групп, попросили изучить одну
из декад и представить ее в виде театрального
действа, которое включило бы в себя основные
события десятилетия. Преподаватели, которые
подготовили для нас всю информацию, помогли
добыть костюмы, грим, слова песен, а потом и сами
участвовали в представлении. Получилось пять
разных спектаклей, было очень весело, но главное
– спектакли замечательно передали атмосферу и
основные события уже прожитых десятилетий,
помогли лучше запомнить всю информацию.
Третье и четвертое важные слова, характеризующие
американскую методику, уже ясны из приведенных
примеров. Это команда (team) и своеобразие (diversity).
Все время приходится работать в коллективе,
причем команды постоянно перетасовываются.
Меняются и преподаватели, поэтому надо работать
с разными людьми, а это всегда требует особого
навыка и особого подхода.
Принцип своеобразия заключается в том, что белые,
афроамериканцы, латиноамериканцы – все учатся
вместе и, как показывает практика, прекрасно
общаются. Особенно важная проблема –
студенты-инвалиды, отношение к ним окружающих.
Они передвигаются совершенно самостоятельно,
так как есть удобные пандусы, создаются команды,
конспектирующие лекции для инвалидов, вероятно,
для глухих. В правилах оценки уровня знаний
инвалидов записаны щадящие нормы. Такие методики
и правила могут быть очень полезны и в России.
(«Необыкновенное лето, или Как мы учились в
США». Т.А.Иванова, учитель английского языка
школы № 1321 «Ковчег»)
МИР
ПСИХОЛОГИИ. № 4, 2004
В последнее десятилетие произошли существенные
изменения в отечественной системе образования:
– в два раза увеличился контингент студентов по
гуманитарным специальностям в сравнении с
техническим и сельскохозяйственным;
– возрос спрос на образовательные услуги, в том
числе платные, что является причиной появления
негосударственных образовательных учреждений;
– обновляется содержание образования,
отрабатываются новые технологии обучения с
учетом того, что износ знаний ограничивается
тремя годами и т.п.
Специфика педагогической деятельности
заключается в том, что она, выполняя
образовательную функцию, является сквозной в
деятельности любых специалистов, имманентно
присущей любой профессии.
Качество педагогического образования
проявляется в личности учителя, в ее этической
составляющей – мотивационно-ценностном
отношении к своему труду. Исследования
показывают, что у 50% студентов педагогических
факультетов вузов отсутствует педагогическая
направленность; 30% учителей не обладают
комплексом профессионально значимых качеств; у
80% учителей не сформирована установка на
сохранение психического здоровья, что вызывает
проблему профессионального сгорания.
Будущее во многом зависит от качества
педагогического и общего образования.
Совершенно естественно следовать исторически
сложившимся методам подготовки учителей – этому
мастерству учат не только в педагогических
вузах, но и в классических университетах.
В них студентам дается не только фундаментальная
основа предметного знания, но и
междисциплинарные, и педагогические знания.
Выпускники классических университетов получают
звание «учитель средней школы».
Аналогично утверждению выдающегося архитектора
Ле Корбюзье «Архитектура не профессия, а образ
мышления» можно утверждать: «Педагогическая
деятельность – не профессия, а образ жизни», и
следовательно, качество
профессионально-педагогического образования
проявляется прежде всего в профессиональном
сознании личности. Следует помнить слова
К.Д.Ушинского: «Хорошим педагогом легко может
сделаться только тот, кто сам получил правильное
педагогическое воспитание».
Осознанное отношение к любой профессии (прежде
всего педагогической) обусловлено готовностью к
деятельности, имеющей определенную специфику.
Проблема состоит как в состоянии самой
педагогической науки, так и в ее методологии.
Причина этого в тенденциях развития
современного образования (гуманизация и
демократизация, вариативность и
альтернативность и др.). В связи с этим
усиливается исследовательская функция науки, а
значит, повышаются требования к качеству
педагогических исследований и к личности
исследователя.
Если виды педагогики определяются характером
тех систем, в которых они востребованы (школьная,
вузовская, музейная, коррекционная, театральная
и т.д.), то профессиональная педагогика реализует
требования профессиональной школы и сфер
деятельности человека. Объектом
профессиональной педагогики как области
научного знания является профессиональное
образование – это система, дающая
соответствующий уровень владения профессией и
формирование профессионала-педагога в условиях
образовательной системы.
(«Личность педагога в современном
образовательном пространстве». Т.И.Руднева)
НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА. № 12, 2004
В начальных классах московской школы № 1173 на
уроках русского языка и литературного чтения
использовалась звукозапись на магнитных лентах
(аудиокассетах) и на грампластинках. Практика
такой работы позволяет сделать некоторые выводы,
которые могут быть полезны коллегам.
При подготовке учебной звукозаписи необходимо
выполнить некоторые технические условия:
качество звучания должно быть идеальным,
предпочтение надо отдавать низкому голосу,
содержащему большее число обертонов,
звукозапись в своем звучании не должна превышать
шести минут.
Прослушивание звукозаписи на уроке – это
активный методический прием. В период, когда
включена звукозапись, не следует опасаться
внешней пассивности детей. В этот момент
происходит активная работа их чувств и разума.
Звукозапись – это очень квалифицированный
источник знаний, с одной стороны, и источник,
организующий проявление чувств, впечатлений,
наблюдений у детей – с другой. Самое важное, что
объединяет все разнообразные приемы включения
звукозаписи в урок, – это создание новой,
совершенно необычной атмосферы на уроке,
которая, в свою очередь, активизирует
познавательные способности детей.
Использование звукозаписи на уроке и легко, и
сложно для учителя. Такой урок должен быть
методически выверен с самых различных позиций, а
потому требует всестороннего методического
мастерства учителя. И потому вряд ли можно
говорить, что хороший урок с использованием
звукозаписи подготовить и дать легко.
Рассматривая звукозапись как очень
квалифицированный источник знаний для детей,
можно утверждать, что через этот источник и сам
учитель совершенствует свое мастерство.
Звукозапись помогает ему найти новые интонации
выразительного чтения, по-иному рассказывать
давно уже известный ему материал, придумывать
новые подходы к его анализу, объяснению и
комментированию. Учитель вместе с детьми слушает
звукозапись, а такие условия совместной работы с
ними редкое явление – ведь они вместе учатся,
вместе сопереживают услышанному. Одним из
непреложных преимуществ аудиозаписи является
то, что она позволяет избежать так называемого
«педагогического монотона».
Самым распространенным и традиционным приемом
является использование звукозаписи в качестве
образца выразительного чтения. Следующий, более
усложненный, прием связан с аналитической
работой детей, которые должны продолжить чтение
стихотворения вслед за актером и постараться
сохранить тональность и выразительность его
чтения. В этих условиях знание детьми наизусть
читаемого стихотворения обязательно.
Конечно, есть и трудности, которые обусловлены
неготовностью детей к восприятию сведений не из
уст учителя, а с голоса из динамика, тем более что
учитель может повторять одно и то же несколько
раз, а звукозапись сообщает знания только
однажды и со скоростью, чаще всего не
рассчитанной на урочные занятия. Как и всякое
техническое средство обучения, использование
звукозаписи на уроках в младших классах – очень
ответственное и тонкое дело, требующее
максимальной аккуратности и методического
мастерства.
(«Звукозапись и ее образовательные
возможности». К.М.Тихомирова)
НЕСКУЧНЫЙ САД.
Православный журнал о делах милосердия. № 3, 2004
Если ребенок растет в семье, где ему хватает
любви и где никто не лжет, ему врать незачем.
Родители и психологи склонны считать основной
причиной детского вранья самый обыкновенный
страх наказания. Вторая причина – буйная
фантазия, которая не получает здоровой
реализации, а третья – когда притязания ребенка
не соответствуют его возможностям.
Вранье – это искаженное поведение, это некий
симптом душевного неблагополучия, а один и тот же
симптом может быть вызван разными причинами.
Насморк может быть от гриппа, от простуды или
аллергии, и в этих трех случаях он лечится
по-разному. Так и вранье – симптом один, а причины
его возникновения бывают разные. Надо бороться
не с симптомом, а с причиной. Бывает, что ребенок
чувствует себя неудачником и врет, чтобы
компенсироваться, в этом случае родителям надо
задуматься: а не слишком ли они сосредоточены на
его удачах и неудачах. Если он обманывает, потому
что боится, взрослые должны проанализировать
свое собственное поведение: все ли их запреты
разумны, не провоцируют ли они ребенка
бесконечными «нельзя», «не делай», «я запрещаю»?
Если он скрывает плохие отметки, есть смысл
разобраться: может, ему просто трудно учиться, и
он нуждается в помощи, а не в наказании?
Если у ребенка буйная фантазия и он склонен к
преувеличениям и всяким россказням, надо
предложить ему какие-то виды творчества, которые
связаны с воображением. Обычно родителям
нравится, когда их ребенок выдумщик и фантазер.
Это может быть и болезненным детским
сочинительством, и признаком дарования, которое
пока некуда деть. Не надо спешить, переламывать…
(«Детские сказки для взрослых». София
Бер-Тарамова)
ОБРАЗОВАНИЕ В
СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. № 11, 2004
Творчество детей не может быть беспредметным,
неадекватным жизненному содержанию слов, картин,
мелодий, выражаться в чем-то отвлеченном. Развить
творческие способности детей можно, погружая их
в истоки народного искусства, например,
приобщением к песням Поморья. Организация
творческой деятельности на таком уроке
направлена на самовыражение, саморазвитие.
Формами музыкально-творческой деятельности
могут быть: импровизация, творческие задания на
сочинение мелодий, ритмических рисунков,
создание простейших обработок народных песен.
Практика убеждает, что вокально-хоровое
воспитание лучше начинать не с «навязывания»
отвлеченных умений и навыков в процессе
разучивания всем классом песен и припевок, а с
вокально-хоровых проб. В этом случае дети
«схватывают» процесс в целом, где интонация
именно рождается, а не запоминается и не
выучивается; они все время поют, и это становится
для них таким же естественным делом, как
говорение; они находят собственную
интерпретацию смысловой и музыкальной фразы.
Детям предоставляется максимальная творческая
инициатива, сохраняется и поддерживается
спонтанность детского
эмоционально-интеллектуального творчества.
На практике используется прием «вышивание
голосом», когда ребенок на заданный текст
поморской частушки старается выполнить
созданный им графический узор не только
движением руки, но и проследить голосом, то есть
«вышить». При этом школьники сами ставят
творческую задачу, сами ищут средства ее решения,
сами исполняют песню и сами оценивают свое
мастерство.
Когда для вокально-творческих проб будет
использовано максимальное количество поморских
частушек, можно начинать урок-обобщение –
импровизированную цепочку, «перепевки». Их
обычно начинает учитель, а дети продолжают.
Наиболее интересные в мелодико-ритмическом
отношении импровизации можно разучить и
исполнить всем классом. Исполнение наиболее
удачных вариантов сопровождается мимикой,
жестами, характерными движениями, звучанием
народных инструментов. В песенный репертуар
обязательно надо включать поморские народные
песни и частушки, например, такие: «Красно лето на
проходе,/ Осень на приходе./ Сулился милый
с моря быть/ На этом пароходе» или: «Ой, милочка
моя,/ Где ты подмочилася?/ На сиговой на тоне/
Неводить училася».
Перед школьниками открывается возможность
творческого самовыражения, самоутверждения, они
психологически раскрепощаются, у них появляется
смелость при выполнении творческих заданий.
(«Пути активизации творческих способностей
школьников посредством обращения к песне
Поморья». Е.А.Лобанова)
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. № 5, 2004
Становится ясно, что путь техногенной
цивилизации, по которому человечество уверенно
шагало до конца XX века, подошел к концу.
Первоочередной задачей на сегодняшний день
является изменение стиля мышления. Масштабность
и глубина проблемы говорят о невозможности ее
решения в рамках отдельных областей знания.
Проблема носит ярко выраженный
междисциплинарный характер и требует
конструктивного взаимодействия двух культур –
естественно-научной и гуманитарной.
Новый стиль мышления получил уже название
«нелинейного», или синергетического. В качестве
характерных черт синергетического стиля
мышления выделяют системное видение мира,
понимание явлений и процессов действительности
на уровне событий, умение моделировать
действительность, не разрывая «одушевляющую
связь» прошлого, настоящего и будущего.
В качестве необходимого условия формирования
синергетического стиля мышления выдвигается
наличие синергетической среды в образовании. Так
как темпы изменений в мире ускоряются и все
труднее говорить об устойчивых неизменных
структурах, то становится очевидным, что школа
должна готовить своих учеников действовать в
условиях неустойчивого, быстро меняющегося мира,
когда от каждого человека требуется умение
думать, оценивать свои и чужие действия,
анализировать их возможные (не всегда
благоприятные) последствия. При этом важно
показать, что хаос, нестабильность и
неопределенность мира можно использовать
конструктивно для решения различных задач.
Постоянно увеличивающийся поток информации,
различной по своему характеру и степени
достоверности, требует от человека умения
перерабатывать ее, применять имеющиеся знания в
изменяющихся условиях и пополнять их по мере
необходимости. Широкое распространение в
различных областях деятельности человека
случайных и дискретных величин требует от
школьников умения проводить анализ данных,
применять вероятностные и статистические методы
оценки и прогноза, работать с моделями,
использовать возможности
электронно-вычислительных систем.
Формирование нелинейного стиля мышления должно
стать одной из задач школьного образования.
Иначе у школьников могут закрепиться ущербные
(неправильные) приемы мыслительной деятельности,
сформироваться искаженная картина мира. Задача
формирования нелинейного стиля мышления не
относится к числу простых. Скорее всего о решении
этой задачи в рамках какого-либо одного учебного
предмета не может быть и речи. Она должна
решаться совместными усилиями
учителей-предметников, их согласованными
действиями. Возможности для развития
нелинейного стиля мышления имеет практически
каждая учебная дисциплина. Для достижения
поставленной цели необходимо обращать внимание
школьников на границы применимости классической
науки, вскрывать причины ограничений, знакомить
с современными научными теориями и гипотезами,
выявлять место и роль случайности и
неопределенности на различных этапах развития
научного знания.
Важную роль в формировании нелинейного стиля
мышления должно сыграть знакомство учеников с
блоками содержания, введенными в школьный курс
новыми стандартами общего образования. К ним
относятся элементы формальной логики,
комбинаторики, теории вероятности и
математической статистики. Кроме того, было бы
полезно знакомство школьников (конечно, на
доступном для них уровне) с идеями и принципами
теории самоорганизации (синергетики).
Знакомство учеников с идеями и принципами теории
самоорганизации даст возможность сформировать
представления о нелинейности и нестабильности,
хаосе и порядке, переходе от одного к другому,
понять взаимосвязь факторов, определяющих
реакцию человека на внешние условия, на
восприятие окружающего мира, других людей и
самого себя.
(«Нелинейный стиль мышления и некоторые пути
его развития у школьников в процессе обучения».
Л.Г.Шестакова)
По материалам Государственной
научно-педагогической библиотеки им.
К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|