Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N44 
 

Владимир СЕВРЮГИН

За журнальным столом

ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 7, 2004ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 7, 2004

В авангарде есть страшный надрыв.
Он связан с двумя вещами. Первое – это неутолимое и безнадежное стремление перепрыгнуть классиков, забраться выше них. Второе – столь же неудовлетворительная попытка все-таки обнаружить «последнюю» истину и адекватно описать мир. Постмодернисты в отличие от авангардистов не хотят этого делать; они встают
в непринужденную позу (которую, к слову, страшно любят) и говорят: «Да было б нужно! Глупо бегать за тем, что не существует!» – и принимаются самозабвенно играть цитатами и контекстами.
Если постмодернизм – это действительно эпоха, пережитая и переживаемая нами, то его проявления должны быть тотальны. Можно говорить о постмодернизме в литературе, архитектуре, философии, кино, музыке… Всего не перечислишь. Но об одном явлении не упомянуть невозможно – это «Постмодернизм и современная школа».
В хаотических процессах, шедших в российской школе в 90-е годы, при внимательном взгляде усматривается несколько достаточно устойчивых черт. И во всех них, как эхо, указание нам на то, что живем мы (или совсем недавно жили) в постмодернистскую эпоху. Что же это за черты? Перечисляем:
– отказ от идеологического диктата – в том, что касается мировоззрения ученика. Школа больше не желает формировать человека с заданными свойствами, ей больше по душе человек рефлексирующий, меняющийся, человек возможностей, а не реализаций;
– возникшая на месте одной господствующей педагогической системы множественность педагогических принципов. Они могут быть абсолютно противоположны, но при этом вовсе не отрицают друг друга, мирно уживаясь, случается, даже в пространстве одной школы;
– большая свобода учителей и учеников, иногда кажущаяся полным разрушением образовательной иерархии;
– ориентированность не на природу, а на культуру прежде всего. Следствие этого – интерпретационность (когда никакая интерпретация не претендует на место последней истины), отказ от канонов, диалогизм и в значительной степени ирония.
Как видите, никакой фантастики – школа действительно мягко спланировала в постмодернистское пространство.
(«Постмодернизм: объясните, пока не поздно». С.Ладошин)

ОТКРЫТАЯ ШКОЛА. № 6, 2004ОТКРЫТАЯ ШКОЛА. № 6, 2004

Наша поездка в США была замечательной. Мы увидели много городов, встретились с огромным количеством людей, участвовали в учительской конференции, наблюдали жизнь учителей и учились сами. Много учились. Помимо языковой практики и навыков страноведения мы познакомились с прекрасными американскими учителями.
В методике американского образования есть несколько ключевых слов. Одно из них – исследование, самостоятельная работа.
Это предварительное ознакомление с новым материалом, после чего только и можно слушать рассказ учителя на ту же тему.
Другое важное слово американской методики – проживание, проигрывание изучаемого материала. Кроме хорошо известных у нас ролевых игр, используется следующий метод. Например, урок истории XX века, последние десятилетия: 50-е, 60-е, 70-е, 80-е, 90-е годы.
Нас разбили на пять групп, попросили изучить одну из декад и представить ее в виде театрального действа, которое включило бы в себя основные события десятилетия. Преподаватели, которые подготовили для нас всю информацию, помогли добыть костюмы, грим, слова песен, а потом и сами участвовали в представлении. Получилось пять разных спектаклей, было очень весело, но главное – спектакли замечательно передали атмосферу и основные события уже прожитых десятилетий, помогли лучше запомнить всю информацию.
Третье и четвертое важные слова, характеризующие американскую методику, уже ясны из приведенных примеров. Это команда (team) и своеобразие (diversity). Все время приходится работать в коллективе, причем команды постоянно перетасовываются. Меняются и преподаватели, поэтому надо работать с разными людьми, а это всегда требует особого навыка и особого подхода.
Принцип своеобразия заключается в том, что белые, афроамериканцы, латиноамериканцы – все учатся вместе и, как показывает практика, прекрасно общаются. Особенно важная проблема – студенты-инвалиды, отношение к ним окружающих. Они передвигаются совершенно самостоятельно, так как есть удобные пандусы, создаются команды, конспектирующие лекции для инвалидов, вероятно, для глухих. В правилах оценки уровня знаний инвалидов записаны щадящие нормы. Такие методики и правила могут быть очень полезны и в России.
(«Необыкновенное лето, или Как мы учились в США». Т.А.Иванова, учитель английского языка школы № 1321 «Ковчег»)

МИР ПСИХОЛОГИИ. № 4, 2004МИР ПСИХОЛОГИИ. № 4, 2004

В последнее десятилетие произошли существенные изменения в отечественной системе образования:
– в два раза увеличился контингент студентов по гуманитарным специальностям в сравнении с техническим и сельскохозяйственным;
– возрос спрос на образовательные услуги, в том числе платные, что является причиной появления негосударственных образовательных учреждений;
– обновляется содержание образования, отрабатываются новые технологии обучения с учетом того, что износ знаний ограничивается тремя годами и т.п.
Специфика педагогической деятельности заключается в том, что она, выполняя образовательную функцию, является сквозной в деятельности любых специалистов, имманентно присущей любой профессии.
Качество педагогического образования проявляется в личности учителя, в ее этической составляющей – мотивационно-ценностном отношении к своему труду. Исследования показывают, что у 50% студентов педагогических факультетов вузов отсутствует педагогическая направленность; 30% учителей не обладают комплексом профессионально значимых качеств; у 80% учителей не сформирована установка на сохранение психического здоровья, что вызывает проблему профессионального сгорания.
Будущее во многом зависит от качества педагогического и общего образования. Совершенно естественно следовать исторически сложившимся методам подготовки учителей – этому мастерству учат не только в педагогических вузах, но и в классических университетах.
В них студентам дается не только фундаментальная основа предметного знания, но и междисциплинарные, и педагогические знания. Выпускники классических университетов получают звание «учитель средней школы».
Аналогично утверждению выдающегося архитектора Ле Корбюзье «Архитектура не профессия, а образ мышления» можно утверждать: «Педагогическая деятельность – не профессия, а образ жизни», и следовательно, качество профессионально-педагогического образования проявляется прежде всего в профессиональном сознании личности. Следует помнить слова К.Д.Ушинского: «Хорошим педагогом легко может сделаться только тот, кто сам получил правильное педагогическое воспитание».
Осознанное отношение к любой профессии (прежде всего педагогической) обусловлено готовностью к деятельности, имеющей определенную специфику. Проблема состоит как в состоянии самой педагогической науки, так и в ее методологии. Причина этого в тенденциях развития современного образования (гуманизация и демократизация, вариативность и альтернативность и др.). В связи с этим усиливается исследовательская функция науки, а значит, повышаются требования к качеству педагогических исследований и к личности исследователя.
Если виды педагогики определяются характером тех систем, в которых они востребованы (школьная, вузовская, музейная, коррекционная, театральная и т.д.), то профессиональная педагогика реализует требования профессиональной школы и сфер деятельности человека. Объектом профессиональной педагогики как области научного знания является профессиональное образование – это система, дающая соответствующий уровень владения профессией и формирование профессионала-педагога в условиях образовательной системы.
(«Личность педагога в современном образовательном пространстве». Т.И.Руднева)

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. № 12, 2004НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. № 12, 2004

В начальных классах московской школы № 1173 на уроках русского языка и литературного чтения использовалась звукозапись на магнитных лентах (аудиокассетах) и на грампластинках. Практика такой работы позволяет сделать некоторые выводы, которые могут быть полезны коллегам.
При подготовке учебной звукозаписи необходимо выполнить некоторые технические условия: качество звучания должно быть идеальным, предпочтение надо отдавать низкому голосу, содержащему большее число обертонов, звукозапись в своем звучании не должна превышать шести минут.
Прослушивание звукозаписи на уроке – это активный методический прием. В период, когда включена звукозапись, не следует опасаться внешней пассивности детей. В этот момент происходит активная работа их чувств и разума. Звукозапись – это очень квалифицированный источник знаний, с одной стороны, и источник, организующий проявление чувств, впечатлений, наблюдений у детей – с другой. Самое важное, что объединяет все разнообразные приемы включения звукозаписи в урок, – это создание новой, совершенно необычной атмосферы на уроке, которая, в свою очередь, активизирует познавательные способности детей.
Использование звукозаписи на уроке и легко, и сложно для учителя. Такой урок должен быть методически выверен с самых различных позиций, а потому требует всестороннего методического мастерства учителя. И потому вряд ли можно говорить, что хороший урок с использованием звукозаписи подготовить и дать легко.
Рассматривая звукозапись как очень квалифицированный источник знаний для детей, можно утверждать, что через этот источник и сам учитель совершенствует свое мастерство. Звукозапись помогает ему найти новые интонации выразительного чтения, по-иному рассказывать давно уже известный ему материал, придумывать новые подходы к его анализу, объяснению и комментированию. Учитель вместе с детьми слушает звукозапись, а такие условия совместной работы с ними редкое явление – ведь они вместе учатся, вместе сопереживают услышанному. Одним из непреложных преимуществ аудиозаписи является то, что она позволяет избежать так называемого «педагогического монотона».
Самым распространенным и традиционным приемом является использование звукозаписи в качестве образца выразительного чтения. Следующий, более усложненный, прием связан с аналитической работой детей, которые должны продолжить чтение стихотворения вслед за актером и постараться сохранить тональность и выразительность его чтения. В этих условиях знание детьми наизусть читаемого стихотворения обязательно.
Конечно, есть и трудности, которые обусловлены неготовностью детей к восприятию сведений не из уст учителя, а с голоса из динамика, тем более что учитель может повторять одно и то же несколько раз, а звукозапись сообщает знания только однажды и со скоростью, чаще всего не рассчитанной на урочные занятия. Как и всякое техническое средство обучения, использование звукозаписи на уроках в младших классах – очень ответственное и тонкое дело, требующее максимальной аккуратности и методического мастерства.
(«Звукозапись и ее образовательные возможности». К.М.Тихомирова)

НЕСКУЧНЫЙ САД. Православный журнал о делах милосердия. № 3, 2004НЕСКУЧНЫЙ САД. Православный журнал о делах милосердия. № 3, 2004

Если ребенок растет в семье, где ему хватает любви и где никто не лжет, ему врать незачем.
Родители и психологи склонны считать основной причиной детского вранья самый обыкновенный страх наказания. Вторая причина – буйная фантазия, которая не получает здоровой реализации, а третья – когда притязания ребенка не соответствуют его возможностям.
Вранье – это искаженное поведение, это некий симптом душевного неблагополучия, а один и тот же симптом может быть вызван разными причинами. Насморк может быть от гриппа, от простуды или аллергии, и в этих трех случаях он лечится по-разному. Так и вранье – симптом один, а причины его возникновения бывают разные. Надо бороться не с симптомом, а с причиной. Бывает, что ребенок чувствует себя неудачником и врет, чтобы компенсироваться, в этом случае родителям надо задуматься: а не слишком ли они сосредоточены на его удачах и неудачах. Если он обманывает, потому что боится, взрослые должны проанализировать свое собственное поведение: все ли их запреты разумны, не провоцируют ли они ребенка бесконечными «нельзя», «не делай», «я запрещаю»? Если он скрывает плохие отметки, есть смысл разобраться: может, ему просто трудно учиться, и он нуждается в помощи, а не в наказании?
Если у ребенка буйная фантазия и он склонен к преувеличениям и всяким россказням, надо предложить ему какие-то виды творчества, которые связаны с воображением. Обычно родителям нравится, когда их ребенок выдумщик и фантазер. Это может быть и болезненным детским сочинительством, и признаком дарования, которое пока некуда деть. Не надо спешить, переламывать…
(«Детские сказки для взрослых». София Бер-Тарамова)

ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. № 11, 2004ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. № 11, 2004

Творчество детей не может быть беспредметным, неадекватным жизненному содержанию слов, картин, мелодий, выражаться в чем-то отвлеченном. Развить творческие способности детей можно, погружая их в истоки народного искусства, например, приобщением к песням Поморья. Организация творческой деятельности на таком уроке направлена на самовыражение, саморазвитие. Формами музыкально-творческой деятельности могут быть: импровизация, творческие задания на сочинение мелодий, ритмических рисунков, создание простейших обработок народных песен.
Практика убеждает, что вокально-хоровое воспитание лучше начинать не с «навязывания» отвлеченных умений и навыков в процессе разучивания всем классом песен и припевок, а с вокально-хоровых проб. В этом случае дети «схватывают» процесс в целом, где интонация именно рождается, а не запоминается и не выучивается; они все время поют, и это становится для них таким же естественным делом, как говорение; они находят собственную интерпретацию смысловой и музыкальной фразы. Детям предоставляется максимальная творческая инициатива, сохраняется и поддерживается спонтанность детского эмоционально-интеллектуального творчества.
На практике используется прием «вышивание голосом», когда ребенок на заданный текст поморской частушки старается выполнить созданный им графический узор не только движением руки, но и проследить голосом, то есть «вышить». При этом школьники сами ставят творческую задачу, сами ищут средства ее решения, сами исполняют песню и сами оценивают свое мастерство.
Когда для вокально-творческих проб будет использовано максимальное количество поморских частушек, можно начинать урок-обобщение – импровизированную цепочку, «перепевки». Их обычно начинает учитель, а дети продолжают. Наиболее интересные в мелодико-ритмическом отношении импровизации можно разучить и исполнить всем классом. Исполнение наиболее удачных вариантов сопровождается мимикой, жестами, характерными движениями, звучанием народных инструментов. В песенный репертуар обязательно надо включать поморские народные песни и частушки, например, такие: «Красно лето на проходе,/ Осень на приходе./ Сулился милый
с моря быть/ На этом пароходе» или: «Ой, милочка моя,/ Где ты подмочилася?/ На сиговой на тоне/ Неводить училася».
Перед школьниками открывается возможность творческого самовыражения, самоутверждения, они психологически раскрепощаются, у них появляется смелость при выполнении творческих заданий.
(«Пути активизации творческих способностей школьников посредством обращения к песне Поморья». Е.А.Лобанова)

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. № 5, 2004ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. № 5, 2004

Становится ясно, что путь техногенной цивилизации, по которому человечество уверенно шагало до конца XX века, подошел к концу. Первоочередной задачей на сегодняшний день является изменение стиля мышления. Масштабность и глубина проблемы говорят о невозможности ее решения в рамках отдельных областей знания. Проблема носит ярко выраженный междисциплинарный характер и требует конструктивного взаимодействия двух культур – естественно-научной и гуманитарной.
Новый стиль мышления получил уже название «нелинейного», или синергетического. В качестве характерных черт синергетического стиля мышления выделяют системное видение мира, понимание явлений и процессов действительности на уровне событий, умение моделировать действительность, не разрывая «одушевляющую связь» прошлого, настоящего и будущего.
В качестве необходимого условия формирования синергетического стиля мышления выдвигается наличие синергетической среды в образовании. Так как темпы изменений в мире ускоряются и все труднее говорить об устойчивых неизменных структурах, то становится очевидным, что школа должна готовить своих учеников действовать в условиях неустойчивого, быстро меняющегося мира, когда от каждого человека требуется умение думать, оценивать свои и чужие действия, анализировать их возможные (не всегда благоприятные) последствия. При этом важно показать, что хаос, нестабильность и неопределенность мира можно использовать конструктивно для решения различных задач.
Постоянно увеличивающийся поток информации, различной по своему характеру и степени достоверности, требует от человека умения перерабатывать ее, применять имеющиеся знания в изменяющихся условиях и пополнять их по мере необходимости. Широкое распространение в различных областях деятельности человека случайных и дискретных величин требует от школьников умения проводить анализ данных, применять вероятностные и статистические методы оценки и прогноза, работать с моделями, использовать возможности электронно-вычислительных систем.
Формирование нелинейного стиля мышления должно стать одной из задач школьного образования. Иначе у школьников могут закрепиться ущербные (неправильные) приемы мыслительной деятельности, сформироваться искаженная картина мира. Задача формирования нелинейного стиля мышления не относится к числу простых. Скорее всего о решении этой задачи в рамках какого-либо одного учебного предмета не может быть и речи. Она должна решаться совместными усилиями учителей-предметников, их согласованными действиями. Возможности для развития нелинейного стиля мышления имеет практически каждая учебная дисциплина. Для достижения поставленной цели необходимо обращать внимание школьников на границы применимости классической науки, вскрывать причины ограничений, знакомить с современными научными теориями и гипотезами, выявлять место и роль случайности и неопределенности на различных этапах развития научного знания.
Важную роль в формировании нелинейного стиля мышления должно сыграть знакомство учеников с блоками содержания, введенными в школьный курс новыми стандартами общего образования. К ним относятся элементы формальной логики, комбинаторики, теории вероятности и математической статистики. Кроме того, было бы полезно знакомство школьников (конечно, на доступном для них уровне) с идеями и принципами теории самоорганизации (синергетики).
Знакомство учеников с идеями и принципами теории самоорганизации даст возможность сформировать представления о нелинейности и нестабильности, хаосе и порядке, переходе от одного к другому, понять взаимосвязь факторов, определяющих реакцию человека на внешние условия, на восприятие окружающего мира, других людей и самого себя.
(«Нелинейный стиль мышления и некоторые пути его развития у школьников в процессе обучения». Л.Г.Шестакова)

По материалам Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru