Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N44 
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Зоя КАСАТКИНА

Задание на дом: поймать кенгуру

Игра-проект 3 класса «Воображаемое путешествие по миру»

Статья опубликована при поддержке компании "Кастур", оказывающей помощь физическим и юридическим лицам в оформлении заграничных стандартных и биометрических загранпаспортов, а также в заполнении анкет на загранпаспорт. Не сомневайтесь, в "Кастуре" помогут даже в случае, если Вам нужен загранпаспорт в Москве без регистрации и как можно быстрее! Опытные специалисты компании все сделают на высоком профессиональном уровне, четко, быстро и полностью легально! Всего через несколько дней после обращения в "Кастур" Вы получите на руки готовый документ и сможете отправляться в путешествие в дальние страны! Ознакомиться с подробной информацией о предоставляемых компанией услугах, сроках и порядке оформления документов, а также скачать бланки анкет для заполнения и рассчитать стоимость услуг Вы можете на сайте castour.ru.

При всей популярности проектных форм в образовании принято считать, что они имеют отношение к подросткам. Однако учителя, чей многолетний опыт связан с использованием проектных форм в образовании младших школьников, утверждают, что их обучение можно строить как цепь игр-проектов, в каждом из которых происходит переплетение предметных линий вокруг реальной или игровой проблемы. Проекты должны быть взаимосвязаны, представляя развитие некоторого единого сюжета, который удерживает учитель. Цепь игр-проектов может быть почти непрерывной, а может включать большие периоды более традиционной учебной деятельности.

Наши проекты связаны сюжетной линией “Земля – мой дом”. Она построена по принципу постепенного расширения взгляда на окружающий ребенка мир, как бы системы концентрических кругов, расходящихся от ребенка. Каждый год – это новый, более широкий план рассмотрения мира. Возможные проекты: “Мы исследуем школу”, “Мой дом”, “Моя семья”, “Мои друзья”, “Город”, “Моя страна”, “Дальние страны”, “Воображаемое путешествие по миру”, “Наша планета”, “Космос”, “Макро- и микромир”, “Иные миры”, “Земля до человека”.
Сюжет “Земля – мой дом” привлекает нас тем, что его логика как расширение области освоения мира совпадает с логикой развития и взросления. Она прозрачна для детей, что дает им возможность предугадывать развитие сюжета и предлагать свои темы. И самое главное, этот сюжет и конкретные темы проектов позволяют разворачивать разнообразную и многоплановую деятельность, в которой ребенок может выбирать способы, роли, позиции, партнеров; наращивать универсальные и предметные умения. Чередование тем и их раскрытие происходят с учетом освоенного предметного материала и в свою очередь создают поле для освоения нового.
Набор тем игр-проектов может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации в классе, детских интересов и запросов, возможностей педагогов, насыщенности образовательной среды.
Говоря об игре-проекте, мы имеем в виду, что для ребенка эта деятельность становится проектной постольку, поскольку он может включиться в совместную деятельность с другими детьми и учителем. По мере взросления и в зависимости от индивидуальных склонностей ребенок берет на себя все большую долю ответственности за проект. Начиная такое движение в начальной школе, ученик готовится к самостоятельному проектированию в старшей школе.
Как же удается поддерживать актуальность проекта для детей? После запуска идет этап совместного планирования предстоящей деятельности. В дальнейшем необходимо вместе с детьми отслеживать и фиксировать продвижение в реализации проекта, ставить вопросы: “Насколько выполняем задуманное?”, “Что еще можно сделать?”. Длительный проект предполагает кроме финала (презентации конечного продукта) дополнительные кульминационные моменты, делящие его на части. Лучше, если они не только имеют разный сюжетный смысл, но и отличаются по формам и способам деятельности. Это позволяет избежать монотонности, поддерживает интерес и активность детей.
При всем разнообразии игр-проектов в основном они разворачиваются по одной схеме: запуск, первоначальное планирование, реализация с текущим планированием и корректировкой замыслов, представление промежуточных результатов, игровые кульминации, подготовка финала (презентации конечного продукта), финал, рефлексия и заявки на будущее проектирование.

Запуск

Однажды класс получил письмо от «Географического отдела школьного научного общества» с просьбой создать в школе музей-зоопарк, для которого необходимо собрать наиболее интересных животных из разных уголков Земли.
Вернувшись в класс, мы стали советоваться о том, куда бы хотелось отправиться. В свободной дискуссии определились приоритеты с учетом оптимального количества команд из расчета 4–5 человек в команде. В результате выбрали четыре материка: Северная и Южная Америка, Африка и Австралия. Соответственно определились четыре команды.

Подготовка к путешествию

Начали мы с вопроса: «Какие должности необходимы в экспедиции?» Дети выдвигают свои версии. Учитель добавляет, уточняет. В результате были предложены роли капитана и его помощника, штурмана, экономиста, ответственного за материальную часть. Распределяются роли и обязанности в командах. На этом этапе важно раскрыть особенности деятельности, компетенции каждой роли. Понятно, что наиболее загадочная должность – штурман. Именно штурманам и капитанам предстоит сложная работа – прокладывание маршрута. Экономисту придется выполнять сложные расчеты. Учитель предупреждает об этом детей. Основной смысл этого этапа игры, с одной стороны, в создании ситуации выбора на основе личных интересов и некоторых представлений о себе, оценивания своих возможностей, а с другой – в умении договориться, найти выход в спорной ситуации.
С этого момента каждая учебная неделя обычно начинается с планирования общеклассной и командной работы. Для этого отведена специальная страница в дневнике. Такая работа призвана сделать логику игры открытой для детей. Чтобы спланировать дальнейшую работу, во-первых, необходимо оценить сделанное, понять, что требует продолжения, к чему нужно вернуться. На этом этапе индивидуальность детей проявляется в том, что они «удерживают» и вспоминают разное содержание: одни беспокоятся о какой-то конкретной работе, другие выделяют организационные задачи, третьи помнят о временных рамках. Во-вторых, нужно удерживать конечную цель и образ задуманного, соотнося с ними дальнейшие шаги. Конечно, в основном это берет на себя учитель, но он побуждает детей к участию, поддерживает их инициативу.
Заполняются анкеты участника экспедиции, оформляются заявления о зачислении в экспедицию. Работа требует значительной собранности. Нужно выполнить ее орфографически грамотно и точно по образцу. Это первый опыт в плане функциональной грамотности, и хорошо, что он окрашен игровым интересом. Помимо формальных сведений о себе ребенок отвечает и на вопросы рефлексивного характера (например, о своих сильных и слабых сторонах). Принимая у ребенка эти документы, “начальник экспедиции” выдает ему удостоверение путешественника, обозначая таким образом прием в члены экспедиции.
Каждая команда заводит журнал экспедиции, придумывает название, делает эмблему в соответствии с выбранной местностью.
Проводится серия уроков по освоению физической карты (стороны света, полушария, материки, океаны, цвета на карте, глобус, карты разного масштаба). С одной стороны, выявляются и сталкиваются индивидуальные представления о том, как устроена карта, что можно по ней узнать, что означают символы карты, чем отличаются разные карты. Это деятельность поискового типа, главное в ней – процесс дискуссии. Индивидуальный результат каждого заключается в том, как изменилось его понимание, как он донес свою мысль до остальных, как понял чужую. Не ставится задача, чтобы все дети пришли в результате этих уроков к единым ответам на поставленные географические вопросы. Но при этом идет запоминание географических названий (в том числе их грамотного написания), очертаний и расположения на карте материков и океанов. Здесь предполагается вполне конкретный результат – знания, необходимые для дальнейшего движения. С третьей стороны – это опыт самостоятельной или групповой работы с географическим атласом в процессе уточнения места путешествия. Горы – какие именно? Море – какое именно? Тропический лес – где?
Отдельная работа штурманов и капитанов команд – прокладывание маршрутов при условии, что из Москвы команды отправляются самолетом, а на обратном пути выбирают, учитывая «живой груз», наиболее подходящие виды транспорта. С помощью атласов мира определяются наиболее близкие к месту назначения города, где есть аэропорты, океанские порты.
Примерные маршруты уточняются с «начальником экспедиции» – учителем. Для каждой команды составляется маршрутный лист.
В маршрутных листах для одних этапов путешествия задается время следования, на других, когда детям это по силам (числа удобны для деления и умножения), надо его выяснить самим, решив реальные задачи на движение. Для третьего класса – это хороший повод для серии уроков математики по этой теме.
Кроме того, для выяснения расстояний по карте необходимо освоение понятия масштаба. К этому моменту у третьеклассников накопился некоторый опыт встреч с этим понятием в проектах (работа с географическими картами, изготовление макетов зданий и т.п.).
Итак, маршруты возвращены командам. Путешественники наносят маршрут на контурные карты, выполняют необходимые расчеты.
Команды на основании туристического опыта детей и первоначальных представлений о природе выбранного места составляют списки необходимого оборудования экспедиции. Составление списка может стать началом для орфографической работы (много трудных словарных слов).
Учитель составляет прайс-лист с вымышленными ценами на оборудование и прокат транспорта. А детям необходимо решить серию задач, чтобы подсчитать, какую сумму запрашивать для «снаряжения экспедиции».
Этой работой руководит экономист команды. Список большой, поэтому работа растягивается на несколько дней. Она дает возможность проявить себя для детей, успешных в математике. В результате – письмо экономиста к президенту географического общества с просьбой выделить определенную сумму.
Потом готовится «покупаемое» оборудование. Дома изыскиваются подходящие настоящие или игрушечные предметы (от фонарика до ледоруба) или делаются макеты, рисованные изображения (могут быть использованы часы уроков труда и ИЗО). Этот, казалось бы, легкомысленный этап игры вызывает большой творческий подъем: как похитрее выйти из положения, сделать недостающие предметы самим. Тут дети активно учат друг друга, внедряют собственные технологии, привлекают родителей.
Каждый путешественник изготавливает загранпаспорт (с фотографией, ксероксом с нее или рисованным портретом) и «таможенную декларацию» (список личных вещей) на иностранном языке с переводом.
Прекрасная возможность подключить к проекту учителя иностранного языка.
Команды обсуждают набор необходимых для путешествия продуктов, что нужно везти с собой, а что можно приобрести на месте. Для этого по энциклопедиям выясняем, что растет в интересующих нас местах, чем питаются местные жители.
Заведующий хозяйством составляет примерные меню на несколько дней с расчетом продуктов на команду. В математической части он может обратиться за помощью к команде.
В здании школы и на школьном дворе во время прогулок проходят тренировки и испытания команд на умение ориентироваться.
За все подготовительные работы участники команд набирают баллы – условные деньги на поездку. Причем заранее оговорено, что в подготовку могут входить не только непосредственно связанные с путешествием работы, но и сугубо предметные задания (русский язык, математика…), если они работают на развитие оговоренных с детьми умений, необходимых путешественнику.
Этот этап заканчивается игрой в полет на самолете.
В зависимости от возможностей школы это может быть довольно скромная игра в классе или, как было у нас, грандиозное действо в актовом зале, с билетами, таможенниками-старшеклассниками, паспортным контролем в лице учителей английского языка, багажным отделением, высоким трапом, звуками аэропорта, стюардессами и даже едой в самолете…
После прилета в пункт назначения сразу начинаются командные “испытания”, в нескольких кабинетах одновременно.
1. Закупки продовольствия для команды (измерение, взвешивание, задачи на умножение-деление, перевод величин массы, объема, денег).

Задания для заготовки продуктов.

Для приготовления 1 порции рисовой каши нужно 4 стол. ложки риса.
В меню экспедиции это блюдо будет каждый четвертый день.
Закупите необходимое на всю поездку на команду кол-во риса по цене $1 за кг.
Дано: рис, ложка, весы и гири.

На одного человека в день расходуется 8 ч. ложек сахарного песку.
Закупите необходимое команде количество сахара по цене $2 за кг.
Дано: сахарный песок, ложка, весы и гири.

2. Получение международных водительских прав (компьютерная игра-тренажер в кабинете информатики).
3. Отчет о медицинской готовности (предъявление врачу аптечки с пояснениями).
4. Изложение “ Мы в городе…”.

Путешествие

Форма игры-проживания, на наш взгляд, отличается от других интеллектуальных и виртуальных игр качественно иным погружением в материал, актуализацией и развитием воображения, позволяющим ребенку не просто транслировать пусть даже самостоятельно добытую информацию, а на каких-то отрезках игры переживать ее как реальные события личной жизни.
Таким образом не только обогащается жизнь ребенка – он получает из книг и кинофильмов впечатления, которые доступны в реальных путешествиях, – но и приобретается опыт “проживания” прочитанного или увиденного в кино. Какие условия нужны, чтобы такое “проживание” могло состояться в игре?
Во-первых, широкое использование художественной литературы, видовых фильмов. Во-вторых, работа малыми группами-командами над разным материалом. Отрывок из фильма о путешествии по Мадагаскару смотрят только те, кто в этих местах путешествует, то же самое можно сказать о тропическом лесе Амазонии или горе Улуру в Австралии... Это придает особую ценность впечатлениям.
С начала проекта для детей становятся актуальными многие вопросы географии и биологии. Например, еще при первоначальном прокладывании маршрутов, обсуждая желание команд поймать разнообразных животных, мы пришли к понятию природных зон. Обнаружили книги, построенные по этому основанию. А позднее с учителем природоведения посетили экспозицию Дарвиновского музея, отражающую этот принцип, и провели занятие там.
Что значит «поймать животное» в воображаемом путешествии? Мы договорились так: описание животного по совместно выработанному алгоритму и получение его изображения означает, что животное поймано. Эта работа запускается в начале путешествия, а затем продолжается каждым ребенком самостоятельно в отведенное для этого время на уроках, во второй половине дня и дома.
В четырех местах класса вывешиваются полотнища неяркой ткани с табличками названий соответствующих материков, на которых прикрепляются по мере изготовления листы с описанием и изображением “пойманного” животного.
Таким образом, успехи команд становятся зримыми. Дети учатся работать с энциклопедической литературой, осваивают разные по структуре книги, выбирая животных “своего” материка, информацию о них и перестраивая ее по принятому алгоритму. При этом детям приходится “ловить” животных именно тех мест, в которых они по игре находятся в данный момент. Для такой работы необходимо большое количество энциклопедий. Классную библиотеку дети пополняют, принося книги из дома на время проекта. Используются возможности школьной библиотеки. Многие родители, чувствуя заинтересованность детей, не только не возражают против того, чтобы дети носили книги в школу, но и включаются в процесс: начинают покупать новую, подходящую по теме литературу, карты.
Описания местности, внешнего вида и повадок животных, рассказы о приключениях, в которые попадают путешественники, пересказы легенд и сказок народов тех мест, в которых проходит путешествие, сказки о животных собственного сочинения, путевые заметки, письма... Приведенный список очень широк, если относиться к нему как к обязательному. Однако его стоит рассматривать как веер возможностей для пробы сил, признавая право ребенка на неудачу в одних формах, отмечая успех в других.

Работа с текстами

1. После прилета изложение «Мы в городе…». Команда пишет общий текст-изложение после двукратного прочтения взрослым текста, написанного от лица ученых-путешественников, – “Мы в Майами”,” Мы в Хьюстоне”, “Мы в Сиднее”... После первого прочтения команде предлагается выбрать стратегию работы: каждый пишет изложение целиком, а общий текст собирается после сравнения индивидуальных; каждый особо внимательно слушает и пишет какой-то раздел общего текста или общий текст создается сообща устно, а один человек записывает.
2. Текст после просмотра короткого отрывка кинопутешествия.
Отрывок о своей местности смотрит команда, текст пишет каждый индивидуально. Отрывки позволяют представить себя внутри видеосюжета. Например, текст “Мои впечатления после первого погружения у коралловых рифов”. Видеоматериал показан на большом экране, без звучащего текста, под звуки моря в темном классе. Это создает эффект присутствия. Длительность просмотра 6–8 минут. Свет зажигается – и дети пишут текст без предварительного обсуждения. Установка: писать от первого лица, главное – впечатления, а не перечисление узнанного.
Некоторые тексты требуют предварительной подготовки.
1. Работа с текстами-описаниями.
Так, дети учатся описывать объекты, явления, состояния природы, пользуясь выразительными средствами языка. Каждый ребенок составляет словарь выразительных слов и сравнений, выбирая их из отрывков текстов писателей-натуралистов, которые читает учитель, и из самостоятельно прочитанных книг о животных (например, “Маугли”).
Дети учатся придумывать сравнительные обороты. Играем в игру “Что на что похоже”. Можно предложить сочинение-зарисовку о состоянии природы этого дня (после прогулки на школьном дворе), с условием использовать сравнения.
Новая попытка всем классом написать сочинение “Мои впечатления от погружения у рифов”. Смотрим видеоматериал без звука, с обсуждением “как сказать о том, что вижу, как описать цвета и формы” по ходу фильма, с паузами и возвратом к нужным кадрам.
Из сравнения, обсуждения текстов собственного сочинения рождается вопрос: как сделать текст хорошим? Попутно происходит обсуждение ролей автора, редактора, корректора; выявление возможных слабых мест и способов улучшения текста. Потом происходит поэтапная работа над некоторыми из недостатков: ликвидация повторов слов и мыслей, установление логики повествования (порядок предложений, связи), уточнение названия, обогащение текста выразительными средствами. Возможно использование учебника “Русский язык. К тайнам нашего языка. 2–3 класс”. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Ассоциация ХХI век.
Обязателен этап редактирования своей работы при написании новых текстов. Возможно взаимное редактирование в парах, в команде.
2. Письма путешественников в другие команды – на другие материки.
Учитель предлагает начать переписку между командами. Обсуждаются особенности жанра, необходимые в письме части, как сделать письмо интересным адресату, побудить его ответить. Итоги обсуждения выносятся на доску. Можно использовать учебник “Русский язык. 3 класс”. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова. “Вентана-Граф” (тема “Учимся писать письма”).
Для написания адреса (адресата и обратного) необходимо представлять, где по игре сейчас находятся команды. На уроке иностранного языка дети учатся надписывать международные конверты по-английски. Обсуждается понятие “письмо до востребования”.
Все написанные, отредактированные по замечаниям учителя письма в подписанных конвертах ребята опускают в приготовленный почтовый ящик. Когда работа всеми закончена, учитель – “работник почтамта” выдает письма адресатам. Далее работа может протекать в режиме саморазвивающейся деятельности: заинтересовавшиеся этой формой дети продолжают обмениваться письмами, используя почтовый ящик.

Математические задания

1. В Дарвиновском музее мы обнаружили электронные весы, выражающие массу взвешивающегося человека через массу различных животных: (а в попугаях-то я гораздо тяжелее). Взвесившись на них и записав результаты, мы продолжили работу в классе: составили сводную таблицу относительных масс наших путешественников, проранжировав их. А потом представили результаты в виде столбчатой диаграммы.
2. В процессе “ловли” животных постоянно идет перевод величин (длина, масса, скорость) и накопление личных представлений о них. Постоянно возникают вопросы: “Метр – это сколько? 1,8 м – это выше нашей двери? Если высота жирафа 4 метра, поместится ли он на нашем этаже? Докуда я слону?”

“Телемост”

“Путешествие по миру” – длительный проект. Поэтому в нем помимо финала было организовано несколько кульминационных моментов. Одним из них стал “Телемост” – встреча всех команд, где дети могли предъявить друг другу освоенную информацию. Это форма конференции или “круглого стола”, позволяющая соединить монологические выступления (мини-доклады) и свободную дискуссию. По условиям игры команды находятся в разных местах, конференция в едином пространстве ломает логику игры, поэтому играем в “Телемост”. Каждая команда, сидящая за отдельным столом, может вступить в общий разговор только после “включения” ведущим. Эти условия помогают выстраивать организованное общение в едином поле. Дети понимают, что время в эфире ограничено. Это помогает ведущему удерживать темп и временной регламент. Темы телемоста заданы через вопросы для подготовки, которые каждая команда получила за несколько дней до “встречи в эфире”.
Опишите наиболее интересные для вас природные условия из тех, в которых вы побывали.
Самое большое и самое маленькое из пойманных вами животных?
Наиболее необычное и интересное для вас по окраске, поведению, приспособлению к окружающей среде животное из тех, что вы наблюдали?
Форма позволяет постоянно меняться ролями выступающим и слушающим. Этим она выгодно отличается от обычных докладов, где слушать бывает намного сложнее, чем выступать. Роль телеведущего позволяет сказать тем, кто не удерживает заданные рамки диспута, например, “Мы вас не слышим”, “Ваш микрофон пока не включен”.
Наличие “в студии” заинтересованных зрителей из родителей и учителей придает игре солидность.

Игра с ночевкой в школе

Следующая кульминация, которую дети ожидали с особенным интересом, – игра с ночевкой в школе в условиях, приближенных к походным (если бы не зима, пошли бы в настоящий поход). В такой игре можно поработать над умениями, в том числе и командными, для которых недостаточно виртуальной условности: испытания на ловкость, силу воли, внимание, умение найти выход из реальной жизненной проблемы сообща, чувство локтя, практические умения туриста. Понятно, что для организации такого игрового действа нужна кооперация учителей, родителей и старшеклассников. Наша игра проходила в выходные дни в пустой школе. Она состояла из нескольких частей.
Соревнования путешественников на школьном дворе, где командам надо было собрать палатку, уложить рюкзак, выбрав самое необходимое из кучи разнообразных вещей, перевезти его на санях, найти “клад” по плану с помощью компаса.
Состязания в спортзале, которые готовились старшеклассниками под руководством учителя физкультуры. Команды участвовали в “переправе через реку”, “ловле подводных обитателей и птиц”, “сборе” тропических фруктов для ужина, блужданиях по “джунглям” с закрытыми глазами…
Игра “Брейн-ринг”, в которой команды отвечали на вопросы о природе и животных изучаемых районов. Вопросы были составлены так, чтобы возникала необходимость вспомнить прочитанное и увиденное в кино. Тут же состоялось награждение победителей грамотами и призами.

Создание музея-зоопарка

Подготовка начинается задолго до финала игры. В ней частично используются уроки труда, изо, музыки, физкультуры, занятия второй половины дня. Соответственно в кооперацию вступают учителя этих предметов, родители, заинтересованные старшеклассники. Целенаправленная подготовка музея начинается после этапа коллективного проектирования. Но фрагменты музея, самой игровой акции его открытия спонтанно рождаются по ходу всего путешествия. И тут очень важно не пропустить детскую инициативу, поддержать ее и помочь оформить.
В нашей игре-проекте постепенно складывался образ того, что мы хотим создать. Возникает новая ветвь нашего комплексного проекта – дизайн-проект. Главная роль здесь принадлежит учителю, в нашем случае – учителю изо. Но его задача не сообщать готовые идеи для реализации, а создавать поле обсуждения будущей экспозиции, в котором дети с дизайнерскими склонностями могут проявить себя. В процессе создания общего образа “зоопарка” привлекается прошлый опыт финалов проектов, виденное в музее Дарвина и в настоящем зоопарке. Работа ведется в разных режимах: общая дискуссия класса, работа дизайнерской группы и ежедневная работа во второй половине дня. Учителя помогают детям понять специфику их командной экспозиции, ее возможности и ограничения. Команды работают над своей экспозицией, но при этом видят, как работают другие, и могут по желанию помогать им.
В результате экспозиция музея-зоопарка расположилась в классе и значительной части коридора.
Она состояла из:
– витрины в двух окнах кабинета и простенке между ними “Мир коралловых рифов” (окрашенная калька в окнах с плоскими бумажными раскрашенными рыбами и морскими обитателями, большой коллаж в простенке и морское дно из настоящих раковин, кораллов, камней и т.п. на подоконнике);
– инсталляции “Джунгли Амазонки” (огромный живописный задник, полог леса из старой крашеной волейбольной сетки и сплетенных девочками из лент лиан, большие цветы из гофрированной бумаги, объемные попугаи из детского бумажного конструктора, сшитые змеи, бабочки из прозрачной ткани, плоские картонные расписанные или обклеенные подходящей тканью звери);
– небольшой настольной панорамы “Афри-
канская саванна” (написанный задник, трава из крашеных опилок, многочисленные звери из плотной бумаги);
– “Австралии” – большого плоского картонного эвкалипта на стене, на нем и рядом с ним в натуральную величину австралийские звери из оклеенного мехом картона;
– маленького макета пустыни с настоящими кактусами, песком и глиняными пресмыкающимися и птицами;
– макета “Скалистые горы” (картонная конструкция в большой коробке, ткань с гипсом, пластилиновые звери, рисованный задник, горное озеро из герметика, наполненное настоящей водой);
– выставки самодельных карт материков;
– выставки “Пойманные животные” (подборки по материкам листов с описанием животных);
– выставки живописных работ на темы путешествия;
– выставки сшитых и принесенных из дома игрушек-зверей;
– выставки комнатных растений, уроженцев тропиков и пустынь;
– выставки книг.
Представители команд готовятся вести экскурсии по музею. Желающие отбирают звуки природы с кассет и записывают фонограмму, которая будет звучать в музее.
Если дизайн-проект такого масштаба неосуществим или по каким-то соображениям не привлекает учителей, можно ограничиться его частями или заменить, например, настольным макетом зоопарка, населенного пластилиновыми зверями.

Финал

Такой музей просуществует совсем недолго. Тем более важно продумать с детьми, что может происходить в музее с посетителями, чтобы зоопарк-музей действительно был им интересен. Выстраивается целый сценарий. В этой работе учитель должен, с одной стороны, дать возможность детям предлагать свои разнообразные варианты, с другой – учить отбирать варианты, реальные для осуществления, учитывать пространство, о котором говоришь, и т.п. Особое внимание следует уделить, на наш взгляд, умению представлять себя в позиции другого человека, в данном случае посетителя музея.
В подготовке финала проекта дети имеют возможность выбора деятельности сообразно с индивидуальными особенностями и пристрастиями: создание декораций, подготовка описания, музыкально-пластическое творчество. Ребенок может выбрать этап работы (предварительная подготовка «за кадром» или участие непосредственно в действе), роль (проектировщик, исполнитель, организатор), степень самостоятельности в работе.
Чтобы ребенок ощутил успех и свою значимость в проекте, взрослые заранее готовят специальные дипломы-свидетельства с индивидуальным для каждого ученика содержанием, отмечающим его достижения и продвижения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru