ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N44
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Борис Иванович ФЕДОРОВ,
Валерий ПУЗЫРЕВСКИЙ
Методический лимузин для учителя
Сто с лишним лет назад люди
почувствовали, что ходить на своих двоих стало
тяжело, возиться с лошадьми утомительно, плыть –
как-то витиевато, поэтому изобрели
самодвижущийся автомат (auto+mobile). Передвигаться
действительно стало легче и быстрее.
Примерно с тех же пор о том, чтобы существенно
облегчить свою профессиональную долю, стали
мечтать и педагоги. Ведь им все тяжелее
становилось справиться с валом всеобщего
образования. Для решения проблемы учителя и
ученые стали в массовом порядке изобретать
методики, дидактические опоры. Цель – сделать
оптимальным и эффективным усвоение знаний в
эпоху информационного бума. Что-то получалось, но
чаще – как-то не очень…
В наше время появилась логико-информационная
теория обучения. С ее изобретением
педагоги-предметники обрели новую марку
отличного – и практически универсального –
«методического автомобиля». Точнее – добротную
принципиальную схему создания такого
автомобиля. В чем же ее суть? Давайте обратимся с
этим вопросом к доктору философских наук Борису
Ивановичу ФЕДОРОВУ, работающему на кафедре
философии Санкт-Петербургской академии
постдипломного педагогического образования, –
автору идеи и книги «Алгоритмы обучения».
– Борис Иванович, какова основная
идея вашей книги?
– В результате работы с педагогами в
области повышения квалификации, опыта встреч с
большим количеством учителей и знакомства с их
профессиональными трудностями у меня возникло
страстное желание оказать им помощь.
Но как это может сделать логик, философ? Ведь все
учебные предметы разные по содержанию. А если
так, то и методики должны быть разные. Однако по
структуре языковых выражений, которые
используются для изложения содержания любого
школьного предмета, все предметы оказываются
одинаковыми. А раз так, то необходимо в учебном
предмете учитывать эти общие закономерности
языковых выражений.
Нарушение их иногда приводит к гораздо большим
издержкам и бедам, чем нарушение обычной
грамматики языка. Почему? Да потому, что КПД
сегодняшней школы – даже в лучшем случае –
составляет не более 20%. На что же тратится большая
часть времени? Я считаю, что 80% времени ученик и
учитель мучаются вопросами одного порядка.
Ученик: «Что же учитель от меня хочет?» Учитель:
«Как же сделать, чтобы ученик меня понял?»
– То есть необходимо некое педагогическое
эсперанто?
– Что-то вроде этого. Наши аспиранты
поставили такой эксперимент: предложили
ученикам к очередному уроку сделать словарь
основных понятий и терминов по предстоящей
учебной теме. И дети пришли на урок одинаково
подготовленными, несмотря на индивидуальные
различия. Учитель же смог работать со всем
классом на основе понятного всем языка. Мы ничего
особенного не изменили, а лишь постарались
учесть одну из логико-информационных
закономерностей: все языковые выражения,
используемые в содержании предмета, должны быть
ясными и точными как для учителя, так и для
ученика. Это элементарный уровень.
Но есть и более сложный, связанный с
закономерностями построения учебного диалога,
использования вопросно-ответных структур
изложения материала и контроля знаний. Сегодня
отметка показывает степень совпадения ответа
ученика с теми знаниями, которые есть у учителя.
Мы же исходили из главной, по нашему мнению,
задачи школы – развивать умственные способности
учеников. Значит, отметка должна отражать
степень интеллектуального роста.
– Не увеличивается ли у ученика нагрузка на
память при запоминании учебных понятий и
терминов, которые он осваивает перед уроком,
чтобы достичь взаимопонимания с учителем?
– Обычно отметка характеризует степень
памяти. Но ведь информация – это только условие
для развития умственных способностей. При
знакомстве с информацией еще нет никакого
развивающего обучения.
В 2004 году в Санкт-Петербурге среди выпускников
школ было около 700 медалистов. Примечательно, что
среди этих семисот мальчиков было менее 10%. Это
свидетельствует о том, что школа действительно
занимается информированием, а не обучением.
Почему? Потому что память девочек лет до
семнадцати превышает память мальчиков в 5–6, а
иногда в 7 раз.
Кто у нас медалисты при этом? Естественно,
девочки. А кто потом делает науку? Естественно,
мальчики. Троечники, то есть. С ними больше
возились учителя потому, что мальчики не
удовлетворялись лишь описательной,
информационной функцией обучения, а искали
ответы на вопросы «Почему это так?», «Почему это
не может быть иначе?».
– А какой должна быть пропорция между
описанием и объяснением на уроке?
– Информирование можно вынести за пределы
урока. Я думаю, что учитель должен сообщать
сведения, только когда их невозможно не сообщить.
То есть получать информацию о необходимых для
предстоящего урока понятиях и терминах ученику
лучше вне урока. Учитель, например, может дать
сведения о тех литературных источниках, из
которых можно переписывать – в виде домашнего
задания – глоссарий по данному учебному
предмету, теме.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|