РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА
Реорганизация школы
В редакцию
поступило несколько тревожных родительских
писем из разных регионов России с информацией о
том, что муниципальные школы, в которых обучаются
их дети, районная или городская администрация
планирует реорганизовать в образовательные
организации.
У родителей возникает множество вопросов, чем
образовательные организации будут отличаться от
привычных нам муниципальных учреждений,
каковыми ранее и являлись школы.
Массовый процесс реорганизации
муниципальных учреждений, в том числе
общеобразовательных школ, в образовательные
организации инициирован, не к ночи будет помянут,
печально известным 122-м законом. Тем самым,
который лишил большую часть российских
льготников натуральных льгот. Этим же
Федеральным законом № 122 от 22 августа 2004 года
были внесены изменения в Закон РФ «Об
образовании». Указанные изменения фактически
отменяют конституционную бесплатность
школьного образования. Ранее существовавшие
нормы закона, устанавливающие принцип
приоритетности образовательной отрасли для
государства, государственные гарантии
финансирования образования были просто-напросто
отменены. Образование, в том числе школьное,
теперь официально стало частным делом частного
лица.
Этим же законом был разрешен альтернативный
вариант организации общеобразовательных
учреждений, а попросту – школ. Их было предложено
преобразовывать из «учреждений» в
«образовательные организации». Основное и
главное отличие данных гражданско-правовых форм
друг от друга состоит в том, что муниципалитет, а
соответственно и субъекты Федерации не несут
никакой ответственности за финансирование школ,
реорганизованных в образовательные организации.
Если раньше школы финансировались на основании
сметы, то есть в соответствии с текущими
потребностями, то теперь по букве закона они
будут финансироваться в соответствии с так
называемыми нормативами. «Нормативы» в переводе
на общепонятный язык – количество выделенных
бюджетных денег в год на содержание одного
ученика в школе. Так вот эти нормативы теперь не
будут определяться исходя из потребностей
каждой конкретной школы в необходимом для
нормальной организации качественного
образовательного процесса количестве учителей,
коммунальных расходов, расходов на укрепление
материальной базы школы. Эти нормативы будут
рассчитываться в тиши чиновничьих кабинетов
исходя из принципа прежде всего бюджетной (читай
– чиновничьей) целесообразности и, разумеется,
будут значительно меньше тех величин, которые
ранее определяли размеры финансирования каждого
ученика и каждой школы. В некоторых регионах, по
нашим сведениям, абсолютные размеры
финансирования школ в связи с проводимой на
«благо» населения реформой сократились в три
раза. Разницу же в школьном бюджете теперь будет
предложено абсолютно официально финансировать
родителям из своего кармана. Требовать с
родителей такого рода доплату за конституционно
бесплатное школьное образование в рамках
образовательной организации можно будет вполне
легально.
Правительство мотивировало указанные
преобразования тем, что эти меры создадут
обстановку здоровой конкуренции между школами и
должны положительно сказаться на качестве
образовательного процесса, что сомнительно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|