Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА 

Дмитрий РАСТИМЕШИН

Реорганизация школы

Дмитрий РАСТИМЕШИН В редакцию поступило несколько тревожных родительских писем из разных регионов России с информацией о том, что муниципальные школы, в которых обучаются их дети, районная или городская администрация планирует реорганизовать в образовательные организации.
У родителей возникает множество вопросов, чем образовательные организации будут отличаться от привычных нам муниципальных учреждений, каковыми ранее и являлись школы.

Массовый процесс реорганизации муниципальных учреждений, в том числе общеобразовательных школ, в образовательные организации инициирован, не к ночи будет помянут, печально известным 122-м законом. Тем самым, который лишил большую часть российских льготников натуральных льгот. Этим же Федеральным законом № 122 от 22 августа 2004 года были внесены изменения в Закон РФ «Об образовании». Указанные изменения фактически отменяют конституционную бесплатность школьного образования. Ранее существовавшие нормы закона, устанавливающие принцип приоритетности образовательной отрасли для государства, государственные гарантии финансирования образования были просто-напросто отменены. Образование, в том числе школьное, теперь официально стало частным делом частного лица.
Этим же законом был разрешен альтернативный вариант организации общеобразовательных учреждений, а попросту – школ. Их было предложено преобразовывать из «учреждений» в «образовательные организации». Основное и главное отличие данных гражданско-правовых форм друг от друга состоит в том, что муниципалитет, а соответственно и субъекты Федерации не несут никакой ответственности за финансирование школ, реорганизованных в образовательные организации.
Если раньше школы финансировались на основании сметы, то есть в соответствии с текущими потребностями, то теперь по букве закона они будут финансироваться в соответствии с так называемыми нормативами. «Нормативы» в переводе на общепонятный язык – количество выделенных бюджетных денег в год на содержание одного ученика в школе. Так вот эти нормативы теперь не будут определяться исходя из потребностей каждой конкретной школы в необходимом для нормальной организации качественного образовательного процесса количестве учителей, коммунальных расходов, расходов на укрепление материальной базы школы. Эти нормативы будут рассчитываться в тиши чиновничьих кабинетов исходя из принципа прежде всего бюджетной (читай – чиновничьей) целесообразности и, разумеется, будут значительно меньше тех величин, которые ранее определяли размеры финансирования каждого ученика и каждой школы. В некоторых регионах, по нашим сведениям, абсолютные размеры финансирования школ в связи с проводимой на «благо» населения реформой сократились в три раза. Разницу же в школьном бюджете теперь будет предложено абсолютно официально финансировать родителям из своего кармана. Требовать с родителей такого рода доплату за конституционно бесплатное школьное образование в рамках образовательной организации можно будет вполне легально.
Правительство мотивировало указанные преобразования тем, что эти меры создадут обстановку здоровой конкуренции между школами и должны положительно сказаться на качестве образовательного процесса, что сомнительно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru