Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛИНИЯ ЖИЗНИ 
 

Валерия МУХИНА

“Таинство детства”

Фрагменты из книги

М16.IX.1967
Кирилл сочинил по картинке: «Семья въехала в новую квартиру. Так как была уже осень, то нужно было заклеить окна. Мара мазала клеем бумажные ленты. Шура подавал их папе. Папа наклеивал ленты на раму. Когда было очень высоко, папа становился на подоконник.
Из окна видна улица. На другой стороне строится новый дом. А если заглянуть из окна вниз, то видно, что у нового дома пристраивают магазин. Сварщики залезли на козлы и сваривают железные трубы. Это хорошо, что в новом доме будет магазин». (То, что Кириллу «видно» из окна, плоды его воображения. На рисунке ничего такого не изображено.)

Рассказ по картинке. Учебные рассказы по картинке – безусловно важные упражнения для развития наблюдательности и для умственного развития ребенка. Но как скучны эти истории по сравнению со свободными импровизациями ребенка!
– Ничего, Кирочка! Привыкай. Это и есть учебная деятельность.

* * *

Таисия Алексеевна на мой вопрос: «Как ребята?» – отвечает, что Кирилл гораздо серьезнее Андрея. Дисциплинарных замечаний у Кирилла нет. Зато Андрюша все время получает замечания, и самое плохое, что он на них не реагирует.
Дома спрашиваю Андрюшу: «Почему же Кирилл может хорошо себя вести, а ты нет?»
Андрей. А он старший брат. Он раньше родился. Он умней – ему весь ум достался. А я ма-а-ленький!
– Ты эти фокусы оставь! Вы равны, вы близнецы!
Андрюша. Ладно. Это я из-за Жени так себя веду. Женя хитрый, он меня дергает, когда Таисия Алексеевна не видит. А я не хитрый – я у нее на глазах разговариваю.
– Ты и сейчас хитришь. Раз все понимаешь, значит, хитришь.
Андрюша. Нет. Я же не могу дождаться, когда Таисия Алексеевна отвернется, я сразу хочу ему ответить. Вот, значит, я и не хитрый.

Поиск оправданий приводит к изощренной рефлексии: если не помогает позиция «Я маленький», то можно попробовать позицию «Я не хитрый». Всевозможные варианты самозащиты и самооправдания в действительности не представляют ребенка в негативном свете как исключительного хитреца. Человеку вообще свойственно самооправдание и утверждение собственной самоценности. Так что проделанный путь – норма для всякого человеческого побуждения к самооправданию.

* * *

Смотрит карту. Читает: «”Зоогеографическая карта мира”. Мира. Ира. А если читать наоборот: А – рим. Рим. Город в Италии – Рим. Только надо бы с заглавной буквы. Знаешь, что я знаю? Я знаю слово из двух гласных букв. Например: а-у, у-а. И еще: ой, ай! “И” краткое – это полугласная. А еще я знаю: если отнять от четного числа четное число, то получится четное. А если отнять от четного нечетное, то получится нечетное».
– В школе объяснили?
Кирилл. Нет. Я сам почему-то давно знаю. (Снова смотрит на карту.) А все-таки на Земле много коралловых островов. Особенно около Австралии… Интересно, а куда девается вода с Земли? Или она вся остается? Сначала испаряется, а потом падает дождем. А еще она просачивается в землю. Наверно, она может просочиться с другой стороны земного шара. Как ты думаешь?
– Думаю, что нет.
Кирилл. Ах да! Там огонь. Вода просачивается до подземных рек. Как все интересно на свете!

Обособление от повседневных обязанностей может быть полезно. Свободное от учебных обязанностей время дает возможность ребенку расслабиться и подумать о наиболее значимом для себя: о мире, о Вселенной. А не только об уроках, ребятах и правилах!
Повседневность полезна стереотипностью условий, определяющих формирование заданных учебных навыков (письмо, счет, чтение и др.). Однако эти условия зашоривают возможность свободного сосредоточения ребенка на собственном полете воображения и свободном течении ассоциаций. Школа, естественно, загоняет ребенка в заданные условия и истощает его душевный потенциал настолько, что лишь в каникулы или во время болезни он в состоянии стать глубинно самим собой. Это ни плохо, ни хорошо. Это факт, отражающий условия развития ребенка в ХХ веке.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru