ЛИНИЯ ЖИЗНИ
Валерия МУХИНА,
беседовал Александр ЛОБОК
“Психологии меня учили звери и
дети”
Валерия Мухина подчеркивает, что она
пришла в психологию как натуралист. Еще
школьницей она стала ученицей замечательного
ученого, крупнейшего зоопсихолога Надежды
Николаевны Лодыгиной-Котс – училась искусству
наблюдения за поведением животных, искусству
понимания этого поведения. Опыт исследователя
стал основой наблюдений за развитием
собственных детей Валерии Сергеевны –
родившихся в 1961 году близнецов. Уникальный
дневник этих наблюдений был опубликован в виде
отдельной книги в 1969 году, сразу став своего рода
психологическим бестселлером. В это же время
были подготовлены кандидатская и докторская
диссертации, посвященные развитию знаковой
функции сознания, и постепенно Валерия Сергеевна
получила признание как ведущий отечественный
специалист в области возрастной психологии и
психологии личности, автор известнейших
учебников, по которым учатся студенты наших
педагогических университетов. Созданный ею
более сорока лет назад дневник наблюдений за
развитием своих детей-близнецов остается
уникальным психологическим документом, который
только за последнее десятилетие был несколько
раз переиздан – с развернутыми комментариями и
под новым символическим названием: “Таинство
детства”.
Многие привыкли считать, что психология – это
наука, которая дает нам твердые и определенные
знания о человеке и о ребенке. А здесь смиренный
вывод о том, что детство человеческое –
неисчерпаемая тайна. И это невероятно важный
вывод! Вывод о непросчитываемости человека, о
неразложимости его на всякого рода измеримые
“психические процессы” и другие “элементарные
составляющие”.
И вывод особенно актуальный сегодня, когда
родители и педагоги находятся под обстрелом
различного рода псевдопсихологической
литературы, которая дает четкие инструкции по
поводу того, как нужно воспитывать детей. И в
результате складывается ощущение, что психолог
– это человек, который заранее все знает, и что
надо просто набраться разных знаний по
психологии и мы будем знать, что такое ребенок и
как он развивается.
Однако настоящий психолог – это человек, который
отчетливо понимает: нет такой схемы, которая
позволяет универсально описать развитие
человеческой личности. Потому что каждый человек
– это тайна и собственный путь. Тайна, к которой
мы можем только приближаться.
Иллюзии детства
Мы всю жизнь творим какую-то мифологию.
Пишем картины жизни, в которые себя вписываем.
Как только человек начинает себя осознавать, он
уже стремится уйти от реальной жизни... В три года
ребенок, когда у него достаточно сформировалось
и накопилось образов мира, так увлекается игрой,
что, когда его зовут, он с трудом из нее выходит.
Он погружается в какой-то особый мир и в нем
находится...
А подросток уходит от реальной жизни, потому что
она для него необычайно тяжела. Подростковый
возраст – это тот период, когда в человеке
совершается огромная работа по адаптации к
социальным условиям. И подростку просто
необходимо скрываться в свой внутренний мир и
изобретать иллюзорные ситуации, которые
помогают ему снимать напряжение. А взрослый,
который уже обустроился в социальном
пространстве, вполне может обходиться и без
этого особого мира.
В раннем наивном подростничестве меня
формировали два писателя. Во-первых, Грин с его
“Алыми парусами”, которые сейчас вызывают у
меня просто негодование. Я считаю, что ожидание
чуда ослабляет человека, потому что создает
такую систему ожиданий, которая заведомо не
реализуется, ведь на каждую девушку не найдется
прекрасный Грей, да этого и не должно быть –
каждый человек должен пройти свой путь. Хотя
Греи, наверное, должны быть, а вот Ассоли – нет.
Она же, эта дурочка, пропала бы просто, если бы не
появился Грей! Такой зависимости не должно быть!
И слава Богу, что мне маленькой нравился этот
Грей, а вовсе не Ассоль, потому что это он
совершал поступки, а не эта дуреха, которая
сидела и ждала у моря погоды...
А второй мой автор был Джек Лондон. Его я обожаю
до сих пор. У него действительно герои. Его
мужчины – мужественные, с невероятной силой, с
колоссальной волей и высочайшей
нравственностью, и его женщины – преданные,
способные всю себя выложить – это были мои
идеалы. И все юношеские годы я готовила себя к
суровой жизни, полной настоящих испытаний, –
ходила в экстремальные походы с ночевками в
снегу, придумывала разные трудности и все это
вдохновенно переживала и переносила ради того
будущего, когда смогу наконец пригодиться
некоему сильному мужчине, который пока
неизвестно где...
Во всяком случае, благодаря этим идеям я
формировала волю, которая мне потом безусловно
содействовала. Но где те мужчины, ради которых
стоит совершать такие подвиги? Джек Лондон,
Аляска, Север, золото... Это все ирреально по
отношению к нашему времени. А все эти чахлые
“сообразительные” молодые люди – что-то совсем
другое. У них нет физической силы в сочетании с
силой психической. Мальчик, который тренирует
мышцы в зале, – совсем не тот мальчик, который
идет по Аляске с ветром, собаками и медведями...
Еще была очень важная для моей жизни иллюзия: я
ждала, что вернется мой погибший на фронте папа.
Он погиб, когда мне было семь лет, в 1942-м, а
расстались мы с ним, когда мне было шесть лет. Я
всегда его ждала – даже когда стала взрослой и у
меня появились собственные дети. Я не могла с
этой иллюзией расстаться, потому что у меня была
глубокая и серьезная связь с отцом. Благодаря
отцу я знаю, что такое настоящие человеческие
отношения, связь между душами. Такого я не
переживала больше никогда...
А вот в отношении моих сверстников у меня никогда
не было иллюзий. Наверное, потому, что я была
ребенком, который начал рано учиться на
натуралиста. Я училась смотреть, видеть и
понимать полевое поведение животных, а через это
нечаянно стала понимать поведение людей. И это
поведение, за которое подчас бывает стыдно. Я
наблюдала огромное количество интеллектуальных
млекопитающих – крыс, собак, обезьян и других
животных. Я хорошо понимаю ситуативное
поведение… Когда умеешь читать поведение, не
нужны слова. И здесь у меня не было иллюзий. Я
должна была научиться принимать людей такими,
какие они есть.
Гениальные животные
После окончания биофака МГПИ им.
В.И.Ленина с 1956 года я начала работать в
психиатрической больнице имени В.П.Кащенко
зоотерапевтом. Суть работы состояла в том, чтобы
помогать больным детям с помощью прирученных или
дрессированных животных. Знаете, были животные,
которые отрабатывали свое в фильмах или в
каких-то цирковых программах у дрессировщиков;
те не знали, куда этих животных деть, и я
выпрашивала их для больницы. Представляете –
дрессированные голуби. И ребенка надо было
научить, куда свою руку направить, чтобы голубь
сел к нему на пальчики. Или как кидать голубя,
чтобы он вернулся и сел тебе обратно на ладошку...
Психически больные дети начинали подстраиваться
под навыки голубей и чувствовали себя уже
какими-то небесными жителями...
А еще у нас были зайцы, которые барабанили. Козы и
козлы, которые танцевали... Вороны и сороки,
которые говорили... Огромное количество умных,
прирученных животных... Были они какие-то
гениальные, словно понимали, что работают для
больных детей. Например, была у нас ослица Леда,
на которой катались дети, и если ребенок падал в
снег или в траву, она вставала как вкопанная и
стояла не шелохнувшись. Собаки были гениальные, я
поражалась их уму. Лисы и волк были. А еще три
обезьяны, которых я выпросила из уголка Дурова.
Они были уже старые, а у нас поправили свое
здоровье, обросли зеленой шерстью – Яшка, Машка и
Дашка. Они нам показывали разные номера, а дети с
наслаждением гуляли с ними по саду.
Представляете, идем на прогулку, и осел вместе с
нами идет, собака что-то несет, вороны, ручные и
говорящие, садятся детям на голову. И дети
умирали от восторга, что они с этими животными.
Когда я пришла в эту больницу, там были пустые
вольеры, оставшиеся от мини-зоопарка. А я пошла по
дрессировщикам и набрала животных для своей
зоотерапии. И было это потрясающее, сказочное
время. Помню, к нам приезжали американцы
смотреть, как все происходит, и это вызывало у них
полный восторг: нигде такого не было. Но потом,
когда я ушла, все постепенно исчезло... Ушла,
потому что у животных короткий век. Они начали
умирать, и я не могла этого пережить. А когда мне
обещали, что купят, например, новую лису, я просто
плакала – мне нужна была только моя Находка. У
меня с каждым животным устанавливались какие-то
индивидуальные отношения. И терять их было
невыносимо.
А еще надо было быть юной и бездетной, чтобы
отдавать больным детям и животным всю себя. Когда
у тебя свои дети, уже не можешь жить на такой
волне самоотдачи.
Путь к личности
В психологию я пошла, потому что меня
стало интересовать поведение человека. Через
тяжелые психические состояния детей я начала
думать о человеке, о его природе и о том, как ему
помочь. Через эту боль, с которой я работала... Вот
и получилось: сначала животные, а уже потом
человек. Человек – это неоспоримо больший
диапазон высокого и низкого, и именно это меня
затянуло. И до сих пор я все время думаю –
насколько велик человек и насколько он низок!
Данная ему эволюционно и биологически
бесконечность диапазона, колоссальность
“верха” и “низа” – это и есть самое
удивительное в человеке. Короче говоря, меня
заинтересовала личность человека, человек
внутри самого себя, человек с самим собой.
Я начала читать психологические книги и сначала
долго мучилась, потому что мне казалось, я вообще
не пойму, о чем там речь. Множество школ, очень
много несовпадений... К тому же проблема личности
в то время не очень обсуждалась в советской
психологии. Это была практически запретная тема,
табуированная в нашей науке. Если и говорили о
личности, то только как о члене коллектива. И
дальше этих отношений, запланированных системой,
нельзя было идти. Но я наблюдала и думала.
Мы проявляем себя как личности только в
отдельные моменты жизни. В нас много
повседневных стереотипов, когда личность в нас
не востребована. И это нормально, потому что
сохраняет нашу потенциальную энергетику. Только
когда ситуация выступает как проблемная, человек
обнаруживает себя как личность. Как существо,
обладающее своей уникальной позицией и живущее в
соответствии со своей точкой зрения.
Человеческая уникальность – это лишь некая
малость в человеке, хотя и способная
превращаться в величайшие достижения. Человеку
важно сохранять в себе чувство личности. Но
нелепо все время доказывать миру и себе, что ты
личность. Во множестве ситуаций человеку очень
важно существовать “как все”.
Есть такие ученые – я никого не осуждаю, просто
есть разные типы движения в науке, – ему что-то
пришло в голову, и он тут же выдал концепцию. А
через три года уже новая концепция, а прежнюю
можно забыть... Я так не живу. Мой идеал – Чарлз
Дарвин, который для меня великий ученый не
потому, что создал концепцию, которая безупречна,
а потому, что это был добросовестный ученый,
который десятками лет сидел и вынашивал свою
идею происхождения человека. И это вынашивание,
эта долговременность – она не позволяет
сформулировать что-то легковесное. Я трепетно
отношусь к истине, к которой, возможно, мы
прикоснемся, а может быть, и нет... Истина не
зависит от моей личности. И я никуда не спешу. У
меня нет такой позиции, что вот я не успею что-то
сказать. Человечество-то не исчезает.
Вообще для меня очень важно, что я пришла в
психологию как натуралист, не отягощенная
психологическими концепциями. Когда вела
дневник наблюдений за своими детьми, я вела его
именно как натуралист. И уже потом поняла: какое
счастье, что я ничего не знала из психологии! А
вот если бы во мне сидела чья-нибудь концепция,
все было бы иначе. Я бы от нее зависела. Я же что
видела, то и писала. И уже потом осмыслила и
сделала какие-то обобщения. И очень благодарна
судьбе, что прошла этот путь. Путь натуралиста,
который постепенно превращается в психолога.
Ведь что такое натуралист? Когда я была
школьницей, я по семь-восемь часов сидела перед
клетками с крысами и мышами и писала, писала,
писала – все, что с ними происходит. Сидишь
смотришь, как мышка ходит туда-сюда, и пишешь,
пишешь, пишешь… Чтобы понять какие-то законы ее
существования. И каждый день одно и то же! А
главное – надо эту мышку любить, только тогда
будешь ее наблюдать с таким упорством... Обезьяны
многообразнее, их проще любить. Чем сложнее
существо, тем легче его любить… А здесь часами
одно и то же! Но это формирует выдержку. И
бережное отношение к факту существования
животного, а потом и человека. Главное – нельзя
никуда торопиться. В этой постепенности
раскрывается что-то очень важное. Это и
сформировало мой подход. И я совершенно иначе
живу в психологии, чем все мои коллеги, потому что
я из биологов вышла. И я по-прежнему натуралист.
Мои студенты-психологи – так у них у всех уже на
втором курсе свои концепции. А я им говорю:
давайте сначала научимся просто смотреть на мир!
Ведь если ты не умеешь смотреть, какой ты
психолог! Самое главное – смотреть и видеть то,
на что ты смотришь. И все! Только с этого все и
начинается в науке. И надо любить то, на что ты
смотришь.
Чему учат дети
Меня гениально воспитали собственные
дети. У меня же были разнояйцовые близнецы.
Разные по генотипу мальчики. И если один делал
так, то другой делал иначе. И если одному я могла
внушить что-то, объяснить и договориться, и могла
думать после этого, что я гениальный педагог, то
одновременно у меня был другой, и он ставил меня
на место. Он говорил мне: нет, я так делать не буду!
Я этого не хочу делать и не буду делать! И надо
было строить с ним особые отношения, чтобы решить
наши проблемы. Потому что если я просто говорила
ему, что что-то делать нельзя, он тут же бежал
вприпрыжку делать именно это.
Я благодарна судьбе, что у меня их двое, благодаря
этому я поняла, насколько все индивидуально и
сколько нужно приложить усилий, чтобы построить
отношения с ребенком. И я это помню всегда.
По характерам у меня мальчики непростые, и меня
это вполне устраивает. Я сама непростая. Иногда
смешно, насколько я в них отражаюсь. Ведь это
совсем другое поколение, мужчины, но узнаешь в
них свои черты. Хотя непросто видеть себя в
другом и через другого понимать, что ты такое
есть. И притом сохранять свои особенности,
сохранять в себе чувство личности, но не давить
на других... В общем, благодаря своим детям я
научилась многим вещам. И процесс их развития был
процессом развития моего самосознания.
Например, когда маленький ребенок говорит: меня
тянет в лес, я хочу уйти – а ему три с небольшим. Я
вижу, что он этого боится, но он туда хочет. Он
хочет что-то преодолеть. Он уже хочет каких-то
своих осуществлений. Но он же еще маленький, он не
может... И душа его проходит какой-то мучительный
путь осознания своих возможностей. И страшно за
него, и хочется его уберечь, и нельзя уберегать,
потому что тогда он останется только опекаемым
существом... Этот ранний возраст, когда ребенок
открывает в себе волю, свое Я… Очень трудно
смотреть, как это все мучительно для него, и готов
подстелить соломки, и думаешь, как его отпустить,
но чтобы он не потерялся в этом лесу... Это же
символ какой-то – пойти туда, где неизвестно, где
темно и опасно. Там всякие существа могут
находиться. Не только добрые гномики, которые у
нас там жили, но и волки, и всякие другие плохие
создания...
Или когда они уже стали подростками лет
пятнадцати – хотели пройти через все. И говорили
мне: ты же знаешь Хемингуэя, ты же уважаешь его, а
он сказал, что настоящий мужчина должен пройти
через все... И они уже готовы “пройти через все”,
и ты не знаешь, что делать, и тебя вдруг озаряет:
да, через все, но попробуй сначала обрести силу на
светлом пути, а если ты сразу пойдешь вниз, то
можешь не вернуться... Они вправляли мне мозги и
душу так, что будьте уверены...
Школа
Что касается школы, то школу я никогда не
любила. Когда сама училась, для меня это был
кошмар. То ли потому, что мы были дети войны (там
были девчонки уличные, воровки, хулиганки и все
такое), то ли потому, что учителя наши были
нервные, кричащие, орущие.
В общем, когда пришло время отдавать в школу
своих детей, я их очень жалела. Я отдавала их с
болью. Но я научила их, как учиться в школе.
Первый класс, садимся делать уроки, у каждого
своя парта, каждый сажает рядом своего мишку. Я
ставила будильник на 20 минут – и за эти 20 минут
надо было сделать задание. Звонит будильник – я
все отнимаю. Отбираю тетрадки и не отдаю. И они
рыдали, чтобы я им дала делать уроки. И мы
разбирали, почему не уложились во время. И они уже
садились в следующий раз и смотрели на часы,
когда стрелка до нужного места дойдет, чтобы
успеть все сделать. Все решал будильник!
Я переживала, что им плохо в школе. Хотя они
учились в замечательной школе на Сиреневом
бульваре – уже после туда пришел директором
знаменитый педагог Тубельский... Это была школа,
где любили детей. Помню, мой Андрюша на спор съел
батон... И вот звонит учительница и спрашивает:
как себя чувствует Андрей? Я перепугалась: а что
случилось? Вы не волнуйтесь, он съел целый батон!
Подумать только – ее волновало, как он себя после
этого чувствует! Или нормальное дело – суббота,
воскресенье, а они идут в гости к учительнице. Или
играть на школьном дворе…
И все равно я видела, что школа калечит. Не потому,
что учителя плохие, а просто потому, что она
школа. До школы дети развивались как существа
талантливые. Фантазия безудержная! Интерес ко
всему в мире! Сплошные вопросы. «Читай! Расскажи!
Нет, давай энциклопедию посмотрим! Я это хочу
знать! А это как?» Удивительное было мышление.
Меня ребенок мой спрашивает: “Если человека
расстреляют за то, что он совершил преступление,
то ведь и того, кто его убил, тоже надо убить,
потому что он убивает? А в результате на земле
останется только один человек и тот убийца!” Это
до школы так мыслит маленький человек! А какие у
них были образы! В большое ведро льют воду из
своих маленьких ведерок, и один говорит:
“Водички женятся!” Они меня потрясали этим
своим видением.
И хотя я сама человек образного мышления, не
могла за ними поспеть. Потому что ребенок этим
как дышит. У него все превращается в метафоры, и
только видя мою реакцию восхищения, он понимает,
что он сотворил.
А потом началась школа, и они стали у меня
скучными занудами как все.
В школе все становятся как один: в них вкладывают
знания. И все, что было в детях до того, куда-то
исчезает. Вот за это я и не люблю школу, вот за это.
Конечно, надо дать детям знания. Но они так
хватали знания до школы, они такие вещи
постигали, несмотря на то, что были маленькими! А
тут все пропало в этой обязательной и одинаковой
для всех системе. В школе внутренний мир
подавляется, внутренний человек подавляется, и
все ради того, чтобы дать систему знаний. И
взрослых уже не интересует, какой ребенок внутри,
– их интересует только какие у него пятерки и
четверки...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|