Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2005

Первая тетрадь. Политика образования


КРУГ ВОПРОСОВ 

Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ

“Мы планируем привлекать работодателей к аттестации и аккредитации вузов”

Виктор БОЛОТОВВ одобренном правительством докладе "Приоритетные направления…" прописано столько реформ, что в пору запутаться. Две ступени высшего образования, сокращение БУПа, новые принципы стандартов образования, смена форм собственности образовательных учреждений… Но это все дело будущего. А в ближайшее время образовательное ведомство намерено создать всероссийскую систему оценки качества образования, в которую войдет ЕГЭ, и ужесточить аттестационные и аккредитационные требования к вузам. Об этих новшествах мы беседуем с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктором БОЛОТОВЫМ.

– Объявлено, что вскоре будет создана общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО). Что это за система, из каких структурных звеньев она будет состоять?

– В этой сфере нам не нужно начинать с нуля. Процедуры экспертизы качества образования мы отрабатывали много лет. И намерены максимально использовать их в будущем.
ОСОКО в школьном образовании – это аттестация учащихся после девятого и одиннадцатого классов, включая единый государственный экзамен (ЕГЭ). Плюс к этому мы будем организовывать исследования по вопросам, требующим детального изучения.
В вузах же планируем проводить общероссийские срезы уровня подготовки студентов. В адрес Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки уже поступило несколько заявок от регионов, желающих участвовать в пилотных проектах. Но мы считаем, что набирать большое количество участников нецелесообразно. В ходе эксперимента нам предстоит решить две ключевые задачи: отработать технологический аспект оценки качества образования и апробировать измерительные материалы. Средства на эти цели будут выделяться как из федерального, так и из региональных бюджетов.

– Насколько оправданы опасения специалистов, что качество высшего образования в России падает?

– К сожалению, это правда.

– Можно ли сказать, что в числе аутсайдеров – определенные категории вузов – негосударственные, филиалы?
– Хуже всего обстоят дела с филиалами, а также с так называемыми новоделами. Причем к данной категории можно отнести и государственные вузы, которые открывают подготовку по непрофильным специальностям. Вообще качество образования не зависит от формы собственности: есть негосударственные вузы, которые работают на совесть и соответствуют самым высоким требованиям, и есть государственные, которые вызывают массу претензий.

– Говорят, что в ближайшее время ужесточатся требования к аккредитации вузов. Что именно изменится в этой процедуре?
– Будут предъявляться более жесткие требования к научной деятельности студентов. Это необходимо для того, чтобы сохранить наше преимущество в области фундаментального образования. В ближайшее время мы также намерены учитывать воспитательный потенциал вуза, с этой целью разрабатываются специальные параметры. Кроме того, планируем привлекать работодателей к аттестации и аккредитации вузов и других учреждений профессионального образования. И хотя соот-
ветствующий законопроект уже находится в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации, некоторые вопросы до сих пор остаются открытыми. Скажем, кто может выступать в роли работодателей при экспертизе юридического образования? Если коллегия адвокатов, то в компетенцию этой профессиональной группы входит далеко не полный спектр юридических проблем (например, за рамками их ведения находится нотариат). Не совсем ясно и то, какие именно вопросы должны решать работодатели в процессе аккредитации образовательных учреждений.
Впрочем, за прошедший год мы достигли определенных успехов в области сотрудничества с работодателями. Ряд профессиональных гильдий проявляет серьезный интерес к уровню подготовки специалистов своей отрасли. В числе наиболее активных наших партнеров – ассоциация PR-компаний, модельеры и рестораторы. Мы намерены и дальше решать все проблемы в тесном контакте с работодателями, для того чтобы четко понимать специфику каждой отрасли.

– В какой стадии находится подготовка к ЕГЭ-2005? Ждут ли абитуриентов какие-либо новшества в этом году?

– Все идет по графику. Пока не планируется никаких революционных изменений. Число участников эксперимента растет: на данный момент мы получили заявки от 76 регионов, а в прошлом году их было 64.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru