КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВЫСТАВКЕ
Утраченное время в отражении живописи
Ретроспектива картин Натальи Нестеровой
В Третьяковской галерее на Крымской
набережной открылась ретроспективная
персональная выставка Натальи Нестеровой,
названная ее куратором и президентом
Международного фонда Int Art Александром Герцманом
«Отражения утраченного времени». Кроме
Третьяковки в организации выставки приняли
участие Государственный Русский музей, Форум
международного искусства Людвиг, галерея
современного искусства «Палаццо Форти» и Музей
Людвига в Русском музее. Столь представительный
состав участников объясняется тем, что эта
выставка кроме Москвы была уже показана в Аахене,
а в дальнейшем переедет в Санкт-Петербург,
Вашингтон и Верону.
Искусство Нестеровой уже более 30 лет является
своего рода длящимся событием нашей
художественной жизни. По интенсивности звучания
живопись Натальи трудно сравнить с творчеством
кого-либо из мастеров ее поколения. Городские
пейзажи и изобилующие дарами природы натюрморты,
парящие чайки и многочисленные персонажи в
масках или с открытыми лицами, святые апостолы и
белокрылые ангелы – все написано по-нестеровски
«весомо, грубо, зримо».
В ранних работах 60–70-х годов она была,
разумеется, нежнее и романтичнее. Зрители со
стажем не без приятности вспоминают ее крымские
и кавказские пейзажи, жанровые сцены в кафе и
ресторанах, вдохновленные искусством Пиросмани
многолюдные застолья и т.д. Но, увы, никакой
особой нежности в окружающем воздухе Нестерова
сегодня не ощущает. Все, что раньше могло парить в
небесах, танцевать на приморских площадках,
цвести и золотиться в кронах деревьев, с
некоторых пор явно отяжелело. Краски стали
интенсивнее и насыщенней. Появилось избыточное
напряжение, которое не отпускает, сколько бы мы
ни всматривались в ее картины. В принципе
живопись нашей героини всегда была для зрителей
своеобразным раздражителем. В 70-е годы, например,
раздражал «примитивизм», который казался по
меньшей мере странным у выпускницы Московского
художественного института имени Сурикова. В
дальнейшем многих не устраивала такая
искусствоведческая странность, как
«карнавальность», присущая, впрочем, не одной
Нестеровой, а целому ряду советских молодых
художников. Странности накапливались,
суммировались, но самой Наталье внешние
зрительские реакции, похоже, никогда не мешали.
Она всегда работала активно и производительно,
где бы ни находилась.
Начав ездить за рубеж в 1984 году, она создала
обширную коллекцию произведений, написанных во
Франции, США и других странах. Перечень галерей,
частных собраний и крупнейших музеев мира, где
представлены ее работы, так велик, что мог бы
составить отдельное иллюстрированное издание.
При этом весьма любопытно, что некоторые
российские и зарубежные специалисты так и не
могут определить, к какому направлению или
«партии» отнести творчество Нестеровой. «Левый
МОСХ», «авангард», «андеграунд», «официоз» – все
эти привычные ниши и полки не срабатывают. Самого
художника эти муки распределения явно не
интересуют. Государственная премия и премия
«Триумф», звание действительного члена Академии
художеств и т.д. нисколько не изменили сути
творчества Нестеровой.
Ее картины говорят сами за себя или таинственно
молчат, вмещая множество наших догадок и
недоумений. Самая же главная их родовая
особенность – отсутствие сиюминутности. И дело
не только в том, что Нестерова намеренно
старается изображать вечное и общечеловеческое.
Она достаточно часто обращает свое внимание на
самые обыкновенные предметы и явления, но как-то
так получается, что на ее холстах они перестают
быть обыкновенными и бытовыми. Видимо, писание
картин – в принципе не будничное занятие.
Изображаемое Нестеровой длится и длится во
времени, никогда, по существу, не кончаясь. Речь
не только о таких произведениях, как, например,
«Пьета», «Распятие» или «Тайная Вечеря». Люди,
вкушающие за праздничными столами, или сидящие в
шезлонгах на пляже, или играющие в карты, – это
также, как ни странно кому-то покажется,
представители вечности. Такова их роль в
жизненном театре – сидеть в шезлонгах, играть в
карты или банкетировать. Художник застал их
однажды за тем или иным занятием и навсегда
«остановил мгновение». Остановил основательно,
монументально, почти как скульптор. Круглящиеся
головы, тела или фрукты на столе вылеплены кистью
таким образом, что зритель чувствует их
объемность и живую тяжесть. Не картины, а
памятники. Не будь холст плоским, его в пору было
бы обходить вокруг. Тем более что многие
персонажи изображены со спины. Что они едят и
куда смотрят – неведомо. Но это же странное
положение тел и голов позволяет нам с большей
свободой фантазировать и даже перевоплощаться в
нестеровских героев. А перевоплотившись, нам
ничего не остается, как жить по законам,
предложенным художником, то есть жить сейчас и
всегда, соотнося свое «сейчас» с вечностью.
Вильям МЕЙЛАНД
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|