Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2005

Третья тетрадь. Детный мир

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ

Где лечить юного наркомана? К сожалению, долгие годы наркология в России считалась “низкой медицинской специальностью”. Среди врачей бытовало мнение: раз наркоманам и алкоголикам все равно помочь нельзя, то абсолютно не важно, каким образом ему помогать. Вот и шли в наркологию врачи самых разных специальностей – от хирургов до стоматологов, не нашедших себя в профессии, которой учились. Огромное количество не имеющих достаточной квалификации докторов появилось в платных службах по вызову врача на дом. В большинстве своем это были врачи-анестезиологи – реаниматологи.
Увы, родители не хотят слушаться голоса разума.
По-прежнему доверяют обещаниям “волшебных палочек”, соглашаются обращаться в подпольные и полуподпольные наркологические клиники, верят в обещания об “исцелении на дому”.
Наркология в нашей стране стала местом для зарабатывания легких денег. Никакую другую специальность не окружает такое количество лжи и сплетен. Вдумайтесь, почему во всех газетах так много рекламы о платной помощи наркоманам и алкоголикам на дому и нет никаких объявлений, предлагающих такую же помощь при сердечных заболеваниях, язве желудка или сахарном диабете?
Все объясняется просто. Лечение наркоманов и алкоголиков до сих пор считается “простым и непыльным”. Пациенты, абсолютно не разбирающиеся в медицине, платят за это хорошие деньги.
Не пытайтесь проводить лечение наркомана на дому.
Это создает у наркомана потребительское отношение к лечению. Молодой человек начинает представлять себе врача как обслуживающий персонал, услугами которого он может воспользоваться в любой момент.
Надомное лечение практически никогда не бывает высококвалифицированным. Врачи на дому зачастую используют не те лекарства, которые необходимы, а те, что могут добыть. Иногда это просто опасно. Работникам государственных клиник очень часто приходится лечить пациента не от его болезни, а от того, как его “лечил” надомный доктор.
Никакие лекарства не заменяют наркотик, и в перерывах между приездами врача и капельницами наркоман умудряется уйти из дома
или уколоть себе припрятанный где-нибудь в квартире героин.
Так что вернее обратиться за квалифицированной помощью в государственную или частную клинику.
По материалам челябинского фонда “Береги себя”

Неудобные вопросы
Подростки ни о чем не спрашивают борцов за здоровый образ жизни. Потому что боятся. А вдруг их возьмут на заметку и поставят в очередь за неприятностями?

Антинаркотическая пропаганда среди подростков может быть действенной только при наличии трех условий: правды, доверия и серьезности. Злейшие враги любой пропаганды, не только антинаркотической, – это разные формы лжи: уловки, увертки, передергивания и умолчания. А также запугивание, пресекающее все неудобные вопросы, и доведение ситуации до абсурда.
Старшее поколение вряд ли забыло приемы советской пропаганды. Тогда пропагандист мог безнаказанно и безбоязненно сотрясать воздух трескучими фразами, зная, что никто ни о чем не решится переспросить.
Советским идеологам приходилось пропагандировать недоказуемые тезисы, поэтому без лжи и запугивания было не обойтись. Но тогдашние мальчишки и девчонки видели комическую сторону ситуации, как и взрослые, потихоньку рассказывали анекдоты: “Соцреализм – это способность хвалить начальство на доступном для него уровне”.
Но мы-то ведем борьбу с несомненным злом за здоровый выбор и сознательный отказ от наркотического саморазрушения, нам-то зачем перенимать эти сомнительные приемы, подрывая собственную позицию? Между тем в последнее время многие действия Госнаркоконтроля по борьбе с наркотиками оказываются именно такими и не могут не вызывать недоуменных вопросов. И если подростки их не задают, это очень тревожный знак: значит, не доверяют тому, кто разговаривает с ними о важнейшей проблеме противостояния наркотизму, не хотят делиться своими сомнениями. Тогда о каком педагогическом воздействии тут говорить?!
...На пороге нового года информационные агентства сообщили о возбуждении очередного уголовного дела по обвинению в пропаганде наркотиков. Виновным на этот раз оказалось известное петербургское издательство “Амфора”. В одной из остросюжетных книг, вышедших в издательстве отнюдь не массовым тиражом, вполне положительный герой-сыщик время от времени употребляет наркотики. Так как эксперименты с наркотическими веществами не приводят героя к деградации, к личностному и социальному краху, то в детективах, где расследование ведет подобный персонаж, Госнаркоконтролем усматривается пропаганда наркотиков и опасность для читателей. Опять же роман называется “Семь лепестков”, а такое название может вызвать ассоциации с индийской коноплей – наркосодержащим растением. Цензура советских времен также оперировала понятием “неконтролируемые ассоциации”. Директор издательства заявил, что не согласен с обвинением, потому что в соответствии с законом пропагандой наркотиков является сообщение о местах сбыта или рецептах изготовления наркотических веществ, чего в романе нет. А что касается семи лепестков в заглавии, то тут предполагались ассоциации со сказкой о цветике-семицветике, лепестки которого обладали волшебным свойством исполнять желания, а не с чем иным.
Возникает вопрос, а зачем, собственно, было приписывать положительному персонажу столь опасное для здоровья и нравственности пристрастие? Ответ очевиден. Во-первых, речь идет о реалиях тех лет: действие романа происходит в девяностые годы, на середину которых пришелся пик наркотизма. Во вторых, если в романе имеется такая парочка – “сыщик плюс наркотики”, то это очевидная сюжетная цитата. Автор кивает на сочинения отца-основателя детективного жанра Артура Конан Дойля и его прославленного героя Шерлока Холмса, который по воле сочинителя употреблял наркотики. Нюхал кокаин, когда не был занят расследованием. Теперь же выясняется, что и обращение к тяжким реалиям эпохи, и литературная игра с прототипами могут оказаться подсудным делом. В связи с чем непонятна дальнейшая судьба самого Шерлока Холмса. Он-то ведь самый положительный и обаятельный борец со злом! Как же быть с его кокаинизмом? Можно, конечно, соответствующие фрагменты текста просто выбрасывать при переизданиях знаменитых рассказов, но не будет ли это похоже на борьбу с пьянством и алкоголизмом, когда, например, из стихотворения Пушкина “Зимний вечер” выбрасывали обращение к няне: “Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей”. Злосчастный роман “Семь лепестков”, прямо скажем, не шедевр. Никто бы и не обратил на него особого внимания, если бы не обвинение.
Но вот в другом питерском издательстве вышел высокотиражный детективный роман, где положительный герой-сыщик настаивает на самых драконовских мерах в борьбе с наркоманией и наркоманами: “Только террор, жестоко и неотвратимо карающий смертной казнью не только за распространение, но и за употребление любой разновидности наркоты, может остановить эту страшную чуму”. Сначала пугает тем, что у нас “миллионы и миллионы” несовершеннолетних наркоманов, а потом припечатывает: всех расстрелять! Совершенно безумные призывы в устах положительного героя массового романа почему-то не вызывают ни осуждения, ни хотя бы комментариев со стороны тех государственных структур, которые призваны вести антинаркотическую пропаганду.
Ни для кого не секрет, тем более для молодежи, что в Интернете существуют сайты, выступающие не против наркотизма, а наоборот, в поддержку специфической наркоманической субкультуры – так называемые пронаркотические сайты. Их создатели решительно зачисляют к себе в союзники и Гофмана, и Эдгара По, и Бодлера, и Венедикта Ерофеева, и Пелевина, размещая у себя знаменитые тексты. Теперь в один ряд с ними попадет, очевидно, и скромненький детектив “Семь лепестков”.
Действуя запретами, угрозами и умолчанием, мы тем самым подтверждаем, что создатели сайтов правы, что все эти писатели действительно восхваляли и пропагандировали химическое изменение сознания. Если так дальше пойдет, то в этот ряд может попасть и Евангелие, потому что первым чудом Иисуса Христа было превращение воды в вино, а не в молоко или апельсиновый сок.
Подростки почему-то никогда не задают очевидный вопрос: если химическое изменение сознания – это плохо и недопустимо, отчего же человечество на протяжении тысячелетий не только использовало опьяняющие и галлюциногенные напитки и курения, но и считало их священными и даже обожествляло? Бог и напиток Сома у древних индийцев, бог и напиток Хаома у древних иранцев, бог вина Дионис у древних греков, вино и сикер в Библии, священный мед поэзии в скандинавской мифологии, священные напитки, необходимые шаманам для путешествий в “верхние и нижние миры”, – со всеми этими веществами, изменяющими состояние психики, неразрывно связана история человечества. А в трубке мира, что курили Великий Змей с Быстроногим Оленем? Только табак? Или не только?
Ребята не спрашивают и не удивляются. Что означает одно: они уверены, ответа им все равно не дадут, а задающего неудобные вопросы возьмут на заметку и поставят в очередь за неприятностями.
Но ведь в таких вопросах нет ничего неудобного, и педагог должен был бы радоваться, услышав их. Если ребята доказали свою заинтересованность искренним вопросом, то вместе с ними мы можем выйти на серьезное обсуждение по-настоящему интересной и сложной проблемы. Потому что во всех культурах обожествление опьяняющего напитка, поклонение ему было связано с жесточайшими ограничениями на его употребление. Да и мы сегодня не отрицаем полезность и даже спасительность многих наркотических веществ, но накладываем на их употребление четкие ограничения – медицинские показания.
Осознание человечеством опасности химического изменения психики, срывы на этом пути, реальная степень опасности – обо всем этом нужно говорить с подростками. Откровенно и обеспокоенно. А не подсчитывать количество лепестков и пугать неконтролируемыми ассоциациями...

Людмила РОСТОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru