ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ
Где лечить юного
наркомана? К сожалению, долгие годы наркология в
России считалась “низкой медицинской
специальностью”. Среди врачей бытовало мнение:
раз наркоманам и алкоголикам все равно помочь
нельзя, то абсолютно не важно, каким образом ему
помогать. Вот и шли в наркологию врачи самых
разных специальностей – от хирургов до
стоматологов, не нашедших себя в профессии,
которой учились. Огромное количество не имеющих
достаточной квалификации докторов появилось в
платных службах по вызову врача на дом. В
большинстве своем это были врачи-анестезиологи
– реаниматологи.
Увы, родители не хотят слушаться голоса разума.
По-прежнему доверяют обещаниям “волшебных
палочек”, соглашаются обращаться в подпольные и
полуподпольные наркологические клиники, верят в
обещания об “исцелении на дому”.
Наркология в нашей стране стала местом для
зарабатывания легких денег. Никакую другую
специальность не окружает такое количество лжи и
сплетен. Вдумайтесь, почему во всех газетах так
много рекламы о платной помощи наркоманам и
алкоголикам на дому и нет никаких объявлений,
предлагающих такую же помощь при сердечных
заболеваниях, язве желудка или сахарном диабете?
Все объясняется просто. Лечение наркоманов и
алкоголиков до сих пор считается “простым и
непыльным”. Пациенты, абсолютно не
разбирающиеся в медицине, платят за это хорошие
деньги.
Не пытайтесь проводить лечение наркомана на
дому.
Это создает у наркомана потребительское
отношение к лечению. Молодой человек начинает
представлять себе врача как обслуживающий
персонал, услугами которого он может
воспользоваться в любой момент.
Надомное лечение практически никогда не бывает
высококвалифицированным. Врачи на дому зачастую
используют не те лекарства, которые необходимы, а
те, что могут добыть. Иногда это просто опасно.
Работникам государственных клиник очень часто
приходится лечить пациента не от его болезни, а
от того, как его “лечил” надомный доктор.
Никакие лекарства не заменяют наркотик, и в
перерывах между приездами врача и капельницами
наркоман умудряется уйти из дома
или уколоть себе припрятанный где-нибудь в
квартире героин.
Так что вернее обратиться за квалифицированной
помощью в государственную или частную клинику.
По материалам челябинского фонда “Береги себя” |
Неудобные вопросы
Подростки ни о чем не спрашивают борцов
за здоровый образ жизни. Потому что боятся. А
вдруг их возьмут на заметку и поставят в очередь
за неприятностями?
Антинаркотическая пропаганда среди подростков
может быть действенной только при наличии трех
условий: правды, доверия и серьезности. Злейшие
враги любой пропаганды, не только
антинаркотической, – это разные формы лжи:
уловки, увертки, передергивания и умолчания. А
также запугивание, пресекающее все неудобные
вопросы, и доведение ситуации до абсурда.
Старшее поколение вряд ли забыло приемы
советской пропаганды. Тогда пропагандист мог
безнаказанно и безбоязненно сотрясать воздух
трескучими фразами, зная, что никто ни о чем не
решится переспросить.
Советским идеологам приходилось
пропагандировать недоказуемые тезисы, поэтому
без лжи и запугивания было не обойтись. Но
тогдашние мальчишки и девчонки видели
комическую сторону ситуации, как и взрослые,
потихоньку рассказывали анекдоты: “Соцреализм
– это способность хвалить начальство на
доступном для него уровне”.
Но мы-то ведем борьбу с несомненным злом за
здоровый выбор и сознательный отказ от
наркотического саморазрушения, нам-то зачем
перенимать эти сомнительные приемы, подрывая
собственную позицию? Между тем в последнее время
многие действия Госнаркоконтроля по борьбе с
наркотиками оказываются именно такими и не могут
не вызывать недоуменных вопросов. И если
подростки их не задают, это очень тревожный знак:
значит, не доверяют тому, кто разговаривает с
ними о важнейшей проблеме противостояния
наркотизму, не хотят делиться своими сомнениями.
Тогда о каком педагогическом воздействии тут
говорить?!
...На пороге нового года информационные агентства
сообщили о возбуждении очередного уголовного
дела по обвинению в пропаганде наркотиков.
Виновным на этот раз оказалось известное
петербургское издательство “Амфора”. В одной из
остросюжетных книг, вышедших в издательстве
отнюдь не массовым тиражом, вполне положительный
герой-сыщик время от времени употребляет
наркотики. Так как эксперименты с наркотическими
веществами не приводят героя к деградации, к
личностному и социальному краху, то в детективах,
где расследование ведет подобный персонаж,
Госнаркоконтролем усматривается пропаганда
наркотиков и опасность для читателей. Опять же
роман называется “Семь лепестков”, а такое
название может вызвать ассоциации с индийской
коноплей – наркосодержащим растением. Цензура
советских времен также оперировала понятием
“неконтролируемые ассоциации”. Директор
издательства заявил, что не согласен с
обвинением, потому что в соответствии с законом
пропагандой наркотиков является сообщение о
местах сбыта или рецептах изготовления
наркотических веществ, чего в романе нет. А что
касается семи лепестков в заглавии, то тут
предполагались ассоциации со сказкой о
цветике-семицветике, лепестки которого обладали
волшебным свойством исполнять желания, а не с чем
иным.
Возникает вопрос, а зачем, собственно, было
приписывать положительному персонажу столь
опасное для здоровья и нравственности
пристрастие? Ответ очевиден. Во-первых, речь идет
о реалиях тех лет: действие романа происходит в
девяностые годы, на середину которых пришелся
пик наркотизма. Во вторых, если в романе имеется
такая парочка – “сыщик плюс наркотики”, то это
очевидная сюжетная цитата. Автор кивает на
сочинения отца-основателя детективного жанра
Артура Конан Дойля и его прославленного героя
Шерлока Холмса, который по воле сочинителя
употреблял наркотики. Нюхал кокаин, когда не был
занят расследованием. Теперь же выясняется, что и
обращение к тяжким реалиям эпохи, и литературная
игра с прототипами могут оказаться подсудным
делом. В связи с чем непонятна дальнейшая судьба
самого Шерлока Холмса. Он-то ведь самый
положительный и обаятельный борец со злом! Как же
быть с его кокаинизмом? Можно, конечно,
соответствующие фрагменты текста просто
выбрасывать при переизданиях знаменитых
рассказов, но не будет ли это похоже на борьбу с
пьянством и алкоголизмом, когда, например, из
стихотворения Пушкина “Зимний вечер”
выбрасывали обращение к няне: “Выпьем с горя; где
же кружка? Сердцу будет веселей”. Злосчастный
роман “Семь лепестков”, прямо скажем, не шедевр.
Никто бы и не обратил на него особого внимания,
если бы не обвинение.
Но вот в другом питерском издательстве вышел
высокотиражный детективный роман, где
положительный герой-сыщик настаивает на самых
драконовских мерах в борьбе с наркоманией и
наркоманами: “Только террор, жестоко и
неотвратимо карающий смертной казнью не только
за распространение, но и за употребление любой
разновидности наркоты, может остановить эту
страшную чуму”. Сначала пугает тем, что у нас
“миллионы и миллионы” несовершеннолетних
наркоманов, а потом припечатывает: всех
расстрелять! Совершенно безумные призывы в устах
положительного героя массового романа почему-то
не вызывают ни осуждения, ни хотя бы комментариев
со стороны тех государственных структур, которые
призваны вести антинаркотическую пропаганду.
Ни для кого не секрет, тем более для молодежи, что
в Интернете существуют сайты, выступающие не
против наркотизма, а наоборот, в поддержку
специфической наркоманической субкультуры –
так называемые пронаркотические сайты. Их
создатели решительно зачисляют к себе в союзники
и Гофмана, и Эдгара По, и Бодлера, и Венедикта
Ерофеева, и Пелевина, размещая у себя знаменитые
тексты. Теперь в один ряд с ними попадет,
очевидно, и скромненький детектив “Семь
лепестков”.
Действуя запретами, угрозами и умолчанием, мы тем
самым подтверждаем, что создатели сайтов правы,
что все эти писатели действительно восхваляли и
пропагандировали химическое изменение сознания.
Если так дальше пойдет, то в этот ряд может
попасть и Евангелие, потому что первым чудом
Иисуса Христа было превращение воды в вино, а не в
молоко или апельсиновый сок.
Подростки почему-то никогда не задают очевидный
вопрос: если химическое изменение сознания – это
плохо и недопустимо, отчего же человечество на
протяжении тысячелетий не только использовало
опьяняющие и галлюциногенные напитки и курения,
но и считало их священными и даже обожествляло?
Бог и напиток Сома у древних индийцев, бог и
напиток Хаома у древних иранцев, бог вина Дионис
у древних греков, вино и сикер в Библии, священный
мед поэзии в скандинавской мифологии, священные
напитки, необходимые шаманам для путешествий в
“верхние и нижние миры”, – со всеми этими
веществами, изменяющими состояние психики,
неразрывно связана история человечества. А в
трубке мира, что курили Великий Змей с
Быстроногим Оленем? Только табак? Или не только?
Ребята не спрашивают и не удивляются. Что
означает одно: они уверены, ответа им все равно не
дадут, а задающего неудобные вопросы возьмут на
заметку и поставят в очередь за неприятностями.
Но ведь в таких вопросах нет ничего неудобного, и
педагог должен был бы радоваться, услышав их.
Если ребята доказали свою заинтересованность
искренним вопросом, то вместе с ними мы можем
выйти на серьезное обсуждение по-настоящему
интересной и сложной проблемы. Потому что во всех
культурах обожествление опьяняющего напитка,
поклонение ему было связано с жесточайшими
ограничениями на его употребление. Да и мы
сегодня не отрицаем полезность и даже
спасительность многих наркотических веществ, но
накладываем на их употребление четкие
ограничения – медицинские показания.
Осознание человечеством опасности химического
изменения психики, срывы на этом пути, реальная
степень опасности – обо всем этом нужно говорить
с подростками. Откровенно и обеспокоенно. А не
подсчитывать количество лепестков и пугать
неконтролируемыми ассоциациями...
Людмила РОСТОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|