Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
АЗБУКА СТИЛЯ

Хорошо, когда учителя на самих себе испытывают действие какой-нибудь методики или приема. Вот нынче в моде проектная деятельность. Раздадут ученикам темы по группам, чтобы они дома подготовили доклады. А потом на уроке учитель отходит в сторонку: мол, ученики сейчас сами все друг другу объяснят, а мне – знай только следи за дисциплиной да громовым голосом призывай несознательных к тишине. И ведь действительно иногда вроде неплохо получается. Во всяком случае, внешне урок проходит живее, чем обычная учительская лекция.
Но вот когда на собственной шкуре (например, как участница «веселого педсовета») испытаешь подобную модель урока, то становится ясно: что-то здесь не так, коль все учителя ждут не дождутся конца мероприятия. Оно хоть и инновационное, а подлинной-то работы нет! И ни деление на команды, ни рукотворные таблицы не спасают. Получается: Федот, да не тот. А в чем «не тот»?
Ну, с педсоветом оно понятно: кому интересно домашние заготовки слушать? Зато на примере урока физики, где в отличие от педсовета халтуры никакой не было и шла реальная работа, можно попытаться уловить те принципиальные мелочи, которые и делают уроки по-настоящему игровыми, живыми и интересными. А уловив, взять на вооружение, тем самым лишний раз пополнив арсенал своего педагогического мастерства.

Вячеслав БУКАТОВ,
Мария ГАНЬКИНА

Урок физики как модель педсовета
А также повод для педагогических советов, подсказок и комментариев

«7 класс. Урок-обобщение по теме “Первоначальные сведения о строении вещества” я решила провести в форме соревнования. (Комм. 5)
Заранее приготовила квадратики из бумаги разного цвета: красные, зеленые и синие. Ребята, заходя в класс, брали по одному квадратику и садились за стол своего цвета. Так появились три команды: Красные, Зеленые и Синие. (Комм. 1)
Быстро выбрали командиров: на одном квадратике каждого цвета стоял маленький крестик. Те, кому достался этот крестик, и были командирами. Командиры получили от меня у доски задание и поспешили к своим командам. За пять минут им необходимо было объяснить задания своим ребятам и выполнить его на листке. (Комм. 2)
А задание было следующим: необходимо с помощью знаков, формул, схем или рисунков изобразить физические явления: падение тел, испарение воды, грозу.
Конечно, было шумно, кто-то что-то не понял и переспрашивал, кто-то уже делал задание, кто-то еще его объяснял остальным.
Наконец прошло время. Ребята встают, обмениваются листочками и начинают стоя проверять. Те, кто проверил, садятся на места. (Комм. 3)
Переходим к следующему этапу работы. Ребятам был предложен следующий текст на доске: “В газах… находятся на больших расстояниях друг от друга. Поэтому они… взаимодействуют друг с другом. Жидкости… свой объем и… форму. Твердые тела… объем и… форму”.
Ребята по очереди, по одному из каждой команды (кто именно – решали сами ребята), выходили к доске и записывали по одному слову. Можно было принимать помощь другой команды или помогать самим. (Комм. 4)
Такие уроки проходят всегда с большей отдачей со стороны ребят. Хотя и свои нервы потреплешь. Иногда случаются конфликты внутри команд. Нужно быть готовой ко всему. (Комм. 6)».

Из письма Е.Ф., учительницы физики
село Павловичи Московской обл.

Комм. 1
Деление на команды

Уважаемая Е.Ф., замечательно, что вы используете работу по группам. Вот только цветные квадратики для деления на команды выглядят, уж простите, нелепо. Ну что за детский сад! У вас ведь семиклассники пришли на урок физики. А вы им предлагаете деление по каким-то примитивным квадратикам.
Класс можно разделить на три команды сотней способов. Половину из них вам сами ребята могут рассказать. Так что как-нибудь попробуйте последовать такому совету. Прямо на уроке спросите: «А как нам поделиться – на 3 (4 или 2) команды?» Может быть, ученики сначала растеряются, но после небольшой заминки наверняка вам 3–4 способа расскажут. Вот по одному из них тут же на уроке и поделитесь. А заодно и нам напишите, как и что у вас получилось.

Комм. 2
Роль посыльного

Во-первых, очень хорошо, что ученики выполняли задание прямо на уроке (а то мода пошла на домашние заготовки, которые для учеников, согласитесь, сродни зачерствевшему хлебу).
Во-вторых, вы молодец, что на задание отвели только пять минут. Ведь если время чуть затянуть, ученический интерес может прокиснуть.
А в-третьих, меня, признаться, смутил маленький крестик в центре квадратика (кому он достался – тот становился командиром). Хотя по вашему описанию задача у этого человека была вовсе не командирская, а всего лишь передаточная. А уж посыльных каждая команда выберет и без всякого крестика.
И вообще мы советуем по каждому новому поводу (для любого задания, очередного кона) выбирать новых посыльных, так чтобы в этой роли побывало как можно больше учеников. Тогда все ученики – и активные, и пассивные, и медлительные, и расторопные – смогут попримерять на себя эту важную для дальнейшей послешкольной жизни роль.
Роль посыльного – это на самом деле чемодан с двойным дном. Ученикам кажется, что посыльному всего-то и делов, что подойти, взять и принести. Этого не боятся даже самые слабенькие. А на деле посыльному нужно понять инструкцию, запомнить ее и объяснить другим. Это, поверьте, не так-то просто. Но уж взялся за гуж, не говори, что не дюж. Вот и приходится ориентироваться на ходу.

Комм. 3
Проверка стоя

Жаль, что вы, отмечая, «что время прошло», не указываете, сколько именно реального времени потребовалось на выполнение этого этапа задания.
«Стоя проверять» – пишете вы. Это что-то новенькое. Так как мы ратуем за любую смену, в том числе и мизансцен, то такое нововведение явно хочется приветствовать. И скорее всего оно пошло на пользу темпоритму урока. И все же расскажу, для чего и в какой момент ученики стоя проверяли работу соседней команды у меня на уроках.
Дело обычно обстояло так. Работают, допустим, 4–5 команд. Я хожу от группки к группке и вижу, что две команды уже явно закончили проверять, одна команда близка к этому, а две другие застряли. Тогда я даю сигнал: «Все встали». Кто нехотя, кто с желанием, но начинают вставать.
Я, дождавшись, пока встанут все до единого, сообщаю: «А теперь проверяем стоя. А кто уже проверил, тот садится отдыхать». Если две команды закончили, то они тут же плюхаются отдыхать. А замешкавшимся это хороший стимул для того, чтобы подтянуть свой темп работы.
Если происходят командные проверки предыдущих работ, то ученики проверяют сидя. И только для того чтобы выровнять ритм работы (когда одни уже закончили, а другие и не думают), я использую такой прием социоигрового подхлестывания, как проверка стоя. Ведь иной команде будешь сто раз талдычить: быстрее, быстрее, давайте быстрее, а они все плетутся, как черепахи.
А тут, как только все встали (то есть поменяли мизансцену собственной работы), то, во-первых, изменили рабочий ритм. Во-вторых, увидели, что они отстают. А в-третьих, самостоятельно приняли решение подтянуться. И вот когда ученики сами приняли решение о том, что надо бы побыстрее, тут у них скорость и появляется.

Комм. 4
Вариативность

Интересная ситуация, когда от каждой команды выходил представитель (вот вам и новый посыльный) и записывал по одному слову в тексте на доске. Я только не понимаю, почему вы пишете: «Можно было принимать помощь другой команды». Ведь наверняка пока все сидели на своих местах, то этот текст всей командой и прочитали. И, я думаю, обсудили уже возможные варианты: в каком месте и какое слово можно вставить.
А вообще-то это место урока получилось у вас очень даже неплохо. Но так как мы все-таки про социоигровой стиль ведем речь, то я вам подскажу вот какой вариант. У вас на занятии было три команды. Значит, и на доске должно было бы три одинаковых текста появиться. А ученики от каждой команды по очереди выскакивали бы к доске и заполняли пробелы нужными словами.
От такой соревновательности, во-первых, выиграла бы скорость. Ученикам было бы интересно: какая команда быстрее заполнит пробелы?
А во-вторых, было бы удобно сравнивать мнения команд. Кто-то написал форму теряют, другие – не сохраняют, третьи – изменяют. Кто прав? Одинаковый ли смысл у этих слов? Ученикам есть над чем подумать, есть о чем поспорить.
Именно поэтому социоигровая педагогика постоянно напоминает учителям о вариативности ответов. Не сводить все к одному-единственному правильному ответу! Задача учителя – умудриться так поставить вопрос, так организовать то или иное задание, чтобы вариантов правильных ответов было несколько. Такая вариативность окрыляет школьников, делая сам процесс обучения радостным и увлекательным.

Комм. 5
Соревновательность

Кстати, о всяких соревнованиях на уроке. С одной стороны, они, конечно, как отмечают многие учителя в своих письмах, «активизируют деятельность учеников». Я с этим соглашаюсь, но тут же напоминаю, что соревновательность – это чаще всего тренировка социальных потребностей. Однако подобной тренировки в жизни наших учеников и без того хватает. А вот тренировки бескорыстного любопытства, жажды знаний – вот этого маловато.
Любое соревнование легко повернуть в сторону тренировки социальных потребностей. И гораздо сложнее с помощью соревнования будоражить, активизировать потребность познавательную (например, с помощью все той же вариативности). Для этого, конечно, потребуются учительская интуиция, смекалка, выдержка. Тогда как при тренировке социальных потребностей вполне достаточно использовать ординарные методические разработки.

Комм. 6
Неожиданности

Совершенно с вами согласен, «нужно быть готовой ко всему». Надеюсь, что этой необходимости вы рады, а не наоборот. Ведь если учитель не готов к неожиданностям, значит, он пришел не к живым детям, а к бездушным манекенам.
А вот когда работаешь с живыми детьми, то действительно нужно быть готовым ко всему. И это великолепно. Это делает профессию учителя неповторимой, уникальной и захватывающей.

С уважением,
Вячеслав БУКАТОВ, доктор педагогических наук


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru