Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРИРОДА ШКОЛЫ

Отчего познавательная потребность, с которой ребенок приходит в школу, не развивается, а губится уроками и программами? И как получается, что самая интересная на свете вещь – человеческое познание – оборачивается тем, к чему вообще не применимо слово «интерес»?
«Неестественное естествознание» – под таким заголовком мы начали разговор о проблемах школьного естественно-научного образования в одном из ноябрьских номеров «ПС». Сегодня – продолжение.

МЕДИЦИНА.
Просто я играла в “Скорую помощь”

Я учусь в медицинском университете. Врачом решила стать еще в школе: начала читать медицинские книжки, с особенным интересом смотреть медицинские передачи, с усердием изучать химию, биологию. Но сколько я ни пыталась постичь азы медицины, я чувствовала себя лишь девочкой-школьницей, которая пытается поднатаскать себя для поступления в вуз. Ничего общего с врачом я в себе не находила. Интерес мой понемногу растворялся в куче непостижимых задач про химические растворы и вечно живущих инфузорий.
В этот момент мама подарила мне компьютерную игру «Скорая помощь». Игра понравилась мне сразу, с заставки из любимого одноименного сериала. Мне представилась прекрасная возможность почувствовать себя врачом. «Старшая сестра» провела для меня ознакомительную экскурсию по больнице, рассказала о здешних правилах, посоветовала почаще заглядывать на «сестринский пост». Там располагается обширная база данных, позволяющая разобраться со всеми непонятными словами, названиями болезней.
Когда ко мне «привезли первого пациента» (7-летнего мальчика, у которого что-то застряло в носу), я совершенно растерялась. Задачи по химии, которые я умела довольно сносно решать, ничем не могли помочь в такой, казалось бы, заурядной ситуации. А делать что-то надо, об этом мне неустанно напоминал с экрана «нервный папаша» пострадавшего, причем не в самых лестных выражениях. В моем распоряжении была куча инструментов, названия половины из которых я даже никогда не слышала.
В игре на каждого пациента отводится определенное количество времени, не укладываешься – считай, погубил человека. К смерти может привести не только твоя медлительность, но и несообразительность: неправильное лечение, не тот инструмент, лекарство. Оказалось, людей так трудно спасти от смерти…
Потерять первого же пациента, да еще с таким пустяковым диагнозом, было очень обидно, поэтому я судорожно выбрала из кучи инструментов первый, название которого начиналось со слова «нос» (оказалось, носорасширитель). На экране появилась картинка носового хода с застрявшей в нем горошиной, я догадалась взять пинцет и вытащить «инородное тело». После двух-трех больных я выучила наизусть предназначение множества медицинских инструментов, разобралась с анализами.
Вылечив очередного пациента, игрок-врач должен заполнить историю болезни: указать диагноз, дать рекомендации, назначить консультации специалистов. Эффективность твоих действий оценивается в баллах, главврач указывает на ошибки в постановке диагноза, ходе лечения, рекомендациях.
Месяц меня было трудно оторвать от компьютера: я накладывала гипс, принимала роды, боролась с аллергическими отеками, при помощи дефибриллятора заставляла работать остановившееся сердце. При этом я училась не реагировать на ругань родственников пациента, не впадать в панику, слыша крики: «Скорее, мы его теряем».
От пациента к пациенту уровень сложности увеличивается. Если мальчику с инородным телом в носу можно помочь, действуя наугад, то полицейскому с проникающим ранением брюшной полости без знания анатомии, без понимания алгоритма лечения не поможешь. Случалось в такой ситуации лезть в учебник, вспоминать строение органов брюшной полости, но чувствовала я себя уже не школьницей, а врачом, которому нужна конкретная информация для конкретного случая. Информацию эту, судорожно добываемую в ночи, перед экраном компьютера, помню до сих пор.
Проучившись несколько лет в медицинском университете, я поняла, что многие диагнозы, предложенные авторами игры, не точны, принципы лечения примитивны. Но и полезного было очень много. Еще до начала занятий по хирургии на 3-м курсе я знала, что признаки кровотечения селезенки на УЗИ являются показанием для ее удаления. Я представляла себе, что делать при укусе ядовитых змей и насекомых, как оказать первую помощь при переломах. Словом, игра принесла мне огромное удовольствие и здорово помогла. Может, не поиграй я в школе во врача, мне не удалось бы преодолеть нудный этап подготовки и сдачи экзаменов в вуз, зубрежку первых курсов. В институте самое интересное начинается далеко не сразу.
В этом году я начала работать в больнице, пока как медсестра. Недавно мне удалось поставить свой первый врачебный диагноз: молодая беременная женщина переживала по поводу «плохого» анализа. Я успокоила ее, сказав: «Не волнуйтесь, это бывает у беременных, так называемая почечная эклампсия. Ничего страшного, пройдет». Моя напарница посмотрела на меня с удивлением: «Откуда ты знаешь?» «Просто я играла в “Cкорую помощь”», – скромно ответила я.

Наташа ПЕЧАТНИКОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru