ПРИРОДА ШКОЛЫ
Отчего познавательная потребность, с
которой ребенок приходит в школу, не развивается,
а губится уроками и программами? И как
получается, что самая интересная на свете вещь –
человеческое познание – оборачивается тем, к
чему вообще не применимо слово «интерес»?
«Неестественное естествознание» – под таким
заголовком мы начали разговор о проблемах
школьного естественно-научного образования в
одном из ноябрьских номеров «ПС». Сегодня –
продолжение.
МЕДИЦИНА.
Просто я играла в “Скорую помощь”
Я учусь в медицинском университете.
Врачом решила стать еще в школе: начала читать
медицинские книжки, с особенным интересом
смотреть медицинские передачи, с усердием
изучать химию, биологию. Но сколько я ни пыталась
постичь азы медицины, я чувствовала себя лишь
девочкой-школьницей, которая пытается
поднатаскать себя для поступления в вуз. Ничего
общего с врачом я в себе не находила. Интерес мой
понемногу растворялся в куче непостижимых задач
про химические растворы и вечно живущих
инфузорий.
В этот момент мама подарила мне компьютерную
игру «Скорая помощь». Игра понравилась мне сразу,
с заставки из любимого одноименного сериала. Мне
представилась прекрасная возможность
почувствовать себя врачом. «Старшая сестра»
провела для меня ознакомительную экскурсию по
больнице, рассказала о здешних правилах,
посоветовала почаще заглядывать на «сестринский
пост». Там располагается обширная база данных,
позволяющая разобраться со всеми непонятными
словами, названиями болезней.
Когда ко мне «привезли первого пациента»
(7-летнего мальчика, у которого что-то застряло в
носу), я совершенно растерялась. Задачи по химии,
которые я умела довольно сносно решать, ничем не
могли помочь в такой, казалось бы, заурядной
ситуации. А делать что-то надо, об этом мне
неустанно напоминал с экрана «нервный папаша»
пострадавшего, причем не в самых лестных
выражениях. В моем распоряжении была куча
инструментов, названия половины из которых я
даже никогда не слышала.
В игре на каждого пациента отводится
определенное количество времени, не
укладываешься – считай, погубил человека. К
смерти может привести не только твоя
медлительность, но и несообразительность:
неправильное лечение, не тот инструмент,
лекарство. Оказалось, людей так трудно спасти от
смерти…
Потерять первого же пациента, да еще с таким
пустяковым диагнозом, было очень обидно, поэтому
я судорожно выбрала из кучи инструментов первый,
название которого начиналось со слова «нос»
(оказалось, носорасширитель). На экране появилась
картинка носового хода с застрявшей в нем
горошиной, я догадалась взять пинцет и вытащить
«инородное тело». После двух-трех больных я
выучила наизусть предназначение множества
медицинских инструментов, разобралась с
анализами.
Вылечив очередного пациента, игрок-врач должен
заполнить историю болезни: указать диагноз, дать
рекомендации, назначить консультации
специалистов. Эффективность твоих действий
оценивается в баллах, главврач указывает на
ошибки в постановке диагноза, ходе лечения,
рекомендациях.
Месяц меня было трудно оторвать от компьютера: я
накладывала гипс, принимала роды, боролась с
аллергическими отеками, при помощи
дефибриллятора заставляла работать
остановившееся сердце. При этом я училась не
реагировать на ругань родственников пациента, не
впадать в панику, слыша крики: «Скорее, мы его
теряем».
От пациента к пациенту уровень сложности
увеличивается. Если мальчику с инородным телом в
носу можно помочь, действуя наугад, то
полицейскому с проникающим ранением брюшной
полости без знания анатомии, без понимания
алгоритма лечения не поможешь. Случалось в такой
ситуации лезть в учебник, вспоминать строение
органов брюшной полости, но чувствовала я себя
уже не школьницей, а врачом, которому нужна
конкретная информация для конкретного случая.
Информацию эту, судорожно добываемую в ночи,
перед экраном компьютера, помню до сих пор.
Проучившись несколько лет в медицинском
университете, я поняла, что многие диагнозы,
предложенные авторами игры, не точны, принципы
лечения примитивны. Но и полезного было очень
много. Еще до начала занятий по хирургии на 3-м
курсе я знала, что признаки кровотечения
селезенки на УЗИ являются показанием для ее
удаления. Я представляла себе, что делать при
укусе ядовитых змей и насекомых, как оказать
первую помощь при переломах. Словом, игра
принесла мне огромное удовольствие и здорово
помогла. Может, не поиграй я в школе во врача, мне
не удалось бы преодолеть нудный этап подготовки
и сдачи экзаменов в вуз, зубрежку первых курсов. В
институте самое интересное начинается далеко не
сразу.
В этом году я начала работать в больнице, пока как
медсестра. Недавно мне удалось поставить свой
первый врачебный диагноз: молодая беременная
женщина переживала по поводу «плохого» анализа.
Я успокоила ее, сказав: «Не волнуйтесь, это бывает
у беременных, так называемая почечная эклампсия.
Ничего страшного, пройдет». Моя напарница
посмотрела на меня с удивлением: «Откуда ты
знаешь?» «Просто я играла в “Cкорую помощь”», –
скромно ответила я.
Наташа ПЕЧАТНИКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|