Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРИРОДА ШКОЛЫ

 

Отчего познавательная потребность, с которой ребенок приходит в школу, не развивается, а губится уроками и программами? И как получается, что самая интересная на свете вещь – человеческое познание – оборачивается тем, к чему вообще не применимо слово «интерес»?
«Неестественное естествознание» – под таким заголовком мы начали разговор о проблемах школьного естественно-научного образования в одном из ноябрьских номеров «ПС». Сегодня – продолжение.

Физика.
Знание, которое рождается в точках дискуссии
Британский проект спасения школьного естествознания

Мой учитель математики Борис Германович Зиф был очень требовательным педагогом. Настолько требовательным, что в десятом классе я имел у него отметку “три” и при этом с легкостью сдал вступительный экзамен в университет.
Судьба сложилась так, что мне пришлось работать в школе, так и не получив педагогического образования. Оказалось, что для меня единственным понятным (и самым авторитетным) учителем являлся Борис Германович. Наверное, именно поэтому я и начал в своей педагогической деятельности воспроизводить его методы, основным из которых была требовательность к ученикам, к уровню их знаний.
А потом один мальчишка меня спросил: “А зачем мне все это нужно?” И действительно, зачем человеку, который будет поэтом или историком, мои формулы и нагромождения цифр? Наверное, гуманитариям нужнее понимание процессов, а не мертвые формулы. Но можно ли научить пониманию?
Недавно педагоги и методисты Санкт-Петербурга имели прекрасную возможность познакомиться с доктором Патриком Фуллике, одним из разработчиков новых концепций и подходов в преподавании естествознания в Англии: он представлял получивший широкую популярность в Англии курс “Science for Public Understanding” – “Наука для понимания обществом” (к сожалению, это учебное пособие еще не переведено на русский язык).
Авторы проекта, ориентируясь на старшую школу гуманитарного профиля, изменили цели естественно-научного курса, делая акцент на обсуждении социального и культурного аспектов естественных наук. Школьникам предлагается работать не столько с физическими и химическими моделями и законами, сколько с массивом текстов, дополненных таблицами, графиками, различными научными и иными данными.
Российский и британский проекты “естествознания для гуманитариев” соответствуют различным национальным образам науки. Если российский проект предполагает прежде всего самоценность физических, биологических и химических знаний, самоценность научного метода исследований явлений и процессов, то британский проект предполагает самоценность вопросов, связанных с социальным измерением естественно-научного знания. Например, в английском учебнике помещена фотография реанимационной палаты в детском госпитале со сложной системой-инкубатором для спасения и “доращивания” недоношенных малышей. Старшеклассники видят, как физические процессы служат спасению человеческой жизни, обсуждают и стоимость прибора, и цикла лечения, говорят об ответственности общества и родителей за таких детей. Не правда ли, с точки зрения привычного нам урока физики или химии это выглядит необычно?
Язык пособия близок к научному, но отличается от традиционного назидательно-повествовательного языка большинства отечественных учебников – многие вопросы подаются там в проблемном ракурсе. Там не найдешь привычного курсива и выделенного жирным шрифтом текста, обязательного для заучивания. Вопросы на полях, их постановка, их неоднозначность сразу вызывают у наших учеников непроизвольную реакцию: “А в тексте нет ответа на этот вопрос!”
И что действительно является новым для нашего ученика и традиционной системы, так это “Discussion point” – “точки дискуссии”, проблемные вопросы, которые включены в текст пособия и выступают своего рода “катализатором” к построению дискуссий.
Первый год я веду факультативные занятия по этому учебнику. Это оказалось довольно трудным, но очень интересным делом. Трудным, потому что мне приходится многому учиться: учиться вести дискуссию, не разделяя детские ответы на правильные и неправильные, учиться принимать любую точку зрения и высказывать собственные суждения именно как суждения, а не как истину в последней инстанции. Интересным, потому что я вижу, как изменяется отношение ребят и к естествознанию, и к физике. И потому что я понял, что только теперь я стал по-настоящему изменяться как педагог.

Денис ПОРОХОВ,
заместитель директора по УВР гимназии № 498,
учитель физики


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru