ПРИРОДА ШКОЛЫ
Отчего познавательная потребность, с
которой ребенок приходит в школу, не развивается,
а губится уроками и программами? И как
получается, что самая интересная на свете вещь –
человеческое познание – оборачивается тем, к
чему вообще не применимо слово «интерес»?
«Неестественное естествознание» – под таким
заголовком мы начали разговор о проблемах
школьного естественно-научного образования в
одном из ноябрьских номеров «ПС». Сегодня –
продолжение.
Физика.
Знание, которое рождается в точках дискуссии
Британский проект спасения школьного
естествознания
Мой учитель математики Борис Германович Зиф
был очень требовательным педагогом. Настолько
требовательным, что в десятом классе я имел у
него отметку “три” и при этом с легкостью сдал
вступительный экзамен в университет.
Судьба сложилась так, что мне пришлось работать в
школе, так и не получив педагогического
образования. Оказалось, что для меня
единственным понятным (и самым авторитетным)
учителем являлся Борис Германович. Наверное,
именно поэтому я и начал в своей педагогической
деятельности воспроизводить его методы,
основным из которых была требовательность к
ученикам, к уровню их знаний.
А потом один мальчишка меня спросил: “А зачем мне
все это нужно?” И действительно, зачем человеку,
который будет поэтом или историком, мои формулы и
нагромождения цифр? Наверное, гуманитариям
нужнее понимание процессов, а не мертвые формулы.
Но можно ли научить пониманию?
Недавно педагоги и методисты Санкт-Петербурга
имели прекрасную возможность познакомиться с
доктором Патриком Фуллике, одним из
разработчиков новых концепций и подходов в
преподавании естествознания в Англии: он
представлял получивший широкую популярность в
Англии курс “Science for Public Understanding” – “Наука для
понимания обществом” (к сожалению, это учебное
пособие еще не переведено на русский язык).
Авторы проекта, ориентируясь на старшую школу
гуманитарного профиля, изменили цели
естественно-научного курса, делая акцент на
обсуждении социального и культурного аспектов
естественных наук. Школьникам предлагается
работать не столько с физическими и химическими
моделями и законами, сколько с массивом текстов,
дополненных таблицами, графиками, различными
научными и иными данными.
Российский и британский проекты
“естествознания для гуманитариев”
соответствуют различным национальным образам
науки. Если российский проект предполагает
прежде всего самоценность физических,
биологических и химических знаний, самоценность
научного метода исследований явлений и
процессов, то британский проект предполагает
самоценность вопросов, связанных с социальным
измерением естественно-научного знания.
Например, в английском учебнике помещена
фотография реанимационной палаты в детском
госпитале со сложной системой-инкубатором для
спасения и “доращивания” недоношенных малышей.
Старшеклассники видят, как физические процессы
служат спасению человеческой жизни, обсуждают и
стоимость прибора, и цикла лечения, говорят об
ответственности общества и родителей за таких
детей. Не правда ли, с точки зрения привычного нам
урока физики или химии это выглядит необычно?
Язык пособия близок к научному, но отличается от
традиционного назидательно-повествовательного
языка большинства отечественных учебников –
многие вопросы подаются там в проблемном
ракурсе. Там не найдешь привычного курсива и
выделенного жирным шрифтом текста,
обязательного для заучивания. Вопросы на полях,
их постановка, их неоднозначность сразу вызывают
у наших учеников непроизвольную реакцию: “А в
тексте нет ответа на этот вопрос!”
И что действительно является новым для нашего
ученика и традиционной системы, так это “Discussion
point” – “точки дискуссии”, проблемные вопросы,
которые включены в текст пособия и выступают
своего рода “катализатором” к построению
дискуссий.
Первый год я веду факультативные занятия по
этому учебнику. Это оказалось довольно трудным,
но очень интересным делом. Трудным, потому что
мне приходится многому учиться: учиться вести
дискуссию, не разделяя детские ответы на
правильные и неправильные, учиться принимать
любую точку зрения и высказывать собственные
суждения именно как суждения, а не как истину в
последней инстанции. Интересным, потому что я
вижу, как изменяется отношение ребят и к
естествознанию, и к физике. И потому что я понял,
что только теперь я стал по-настоящему
изменяться как педагог.
Денис ПОРОХОВ,
заместитель директора по УВР гимназии № 498,
учитель физики
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|