Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ N 112 
 

Министерство образования и науки Российской Федерации
от 26 октября 2004 года № АФ-947

Письмо
О рекомендациях «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году»

Минобрнауки России и Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации разработаны и направлены в адрес руководителей региональных органов управления образованием и председателей территориальных организаций профсоюза рекомендации «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году».

Учитывая ваше большое внимание к данному вопросу, прошу поручить руководителям органов управления финансами и образованием региона совместно рассмотреть возможность использования указанных материалов в практической деятельности.
Полагаю, что данные рекомендации помогут сохранить стабильность в педагогических коллективах образовательных учреждений области.

Министр А.ФУРСЕНКО

Министерство образования и науки Российской Федерации
Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации
от 26 октября 2004 года № АФ-947–96

Письмо
О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году

Федеральным законом от 04.07.03 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации”» (далее – Федеральный закон № 95-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.03 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), а также Федеральным законом от 20.08.04 № 120-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений” (далее – Федеральный закон № 120-ФЗ) и Федеральным законом от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления отнесены вопросы по установлению размеров и условий оплаты труда работников соответственно государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений, которые разрабатывают соответствующие тарифные системы оплаты труда работников и порядок их применения.
Федеральные законы № 95-ФЗ и № 122-ФЗ вступают в силу с 1 января 2005 г., а федеральные законы № 131-ФЗ и № 120-ФЗ в части полномочий по установлению размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений – с 1 января 2006 г.
В соответствии со статьей 153 Федерального закона № 122-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при издании нормативных правовых актов, определяющих вновь размеры и условия оплаты труда работников (включая надбавки и доплаты) государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, не вправе снижать размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), предусмотренные по состоянию на 31 декабря 2004 г.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (с учетом дополнений, внесенных статьей 138 Федерального закона № 122-ФЗ) предусмотрено, что Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно, до внесения в Государственную думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, разрабатывает единые рекомендации по системе оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты и надбавки, в т.ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работников организаций, финансируемых из бюджетов, на федеральном, региональном и местном уровнях, которые учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.
Учитывая, что этот механизм в полной мере будет вводиться не ранее чем с 1 января 2006 г., Министерство образования и науки Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации в целях сохранения единых подходов к оплате труда работников образовательных учреждений рекомендуют на 2005 г. не изменять действующую в настоящее время систему оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки, руководствуясь следующими основаниями:
– в преамбуле Федерального закона № 122-ФЗ устанавливаются принципы реализации его положений, предусматривающие сохранение стабильности правового регулирования и предоставление возможности адаптации в течение разумного переходного периода к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;
– для работников федеральных государственных учреждений оплата труда в 2005 г. будет осуществляться на основе Единой тарифной сетки (Федеральный закон от 04.02.99 № 22-ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» с изменениями, предусмотренными статьей 113 Федерального закона № 122-ФЗ);
– установлены различные сроки вступления в силу положений федеральных законов, определяющих полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению размеров и условий оплаты труда работников учреждений, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
– субъекты Российской Федерации, получающие дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, при определении размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации фактически должны будут придерживаться предельных размеров оплаты труда, установленных для соответствующих категорий работников федеральных государственных учреждений, для которых сохраняет свое действие Единая тарифная сетка;
– не утверждены в установленном порядке (согласно статье 143 Трудового кодекса Российской Федерации) квалификационные справочники руководителей и специалистов в сфере образования и в других отраслях бюджетной сферы, а также Перечни тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда и другие нормативные правовые акты, необходимые для регулирования тарифных систем оплаты труда на региональном и муниципальном уровнях;
– не допускается снижение размера и условий оплаты труда работников, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 г.
Министерство и профсоюз предлагают органам управления образованием субъектов Российской Федерации и территориальным организациям профсоюза:
– вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения о принятии нормативных правовых актов, устанавливающих на 2005 г. тарифную систему оплаты труда работников образовательных учреждений, включающую, как это установлено статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации, тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты применительно к действующей в настоящее время Единой тарифной сетке;
– вносить предложения об индексации в 2005 г. размеров ставок заработной платы и должностных окладов не ниже предусматриваемой для работников федеральных государственных образовательных учреждений;
– в целях сохранения отраслевых особенностей, связанных с условиями оплаты труда, применяемыми по состоянию на 31 декабря 2004 г. при исчислении заработной платы работников образовательных учреждений, использовать прилагаемые к настоящему письму Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений.
Оплата труда работников муниципальных образовательных учреждений до 1 января 2006 г., т.е. до вступления в силу положений федеральных законов, определяющих полномочия органов местного самоуправления по установлению размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений, по нашему мнению, должна осуществляться в соответствии с действующими по состоянию на 31 декабря 2004 г. нормативными правовыми актами, регулирующими порядок оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки.
Приложение: на 37 листах.

Министр образования и науки Российской Федерации
А.ФУРСЕНКО
Председатель Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации
Г.МЕРКУЛОВА

Приложение к письму Минобрнауки России и
Профсоюза работников народного образования и науки России
от 26 октября 2004 года № АФ-94/96

Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений

Настоящие Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений (далее – Рекомендации) разработаны в целях:
– сохранения отраслевых особенностей, связанных с условиями оплаты труда, применяемыми по состоянию на 31 декабря 2004 г. при исчислении заработной платы работников федеральных государственных образовательных учреждений, государственных образовательных учреждений субъектов России и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы (далее – образовательные учреждения), в связи с передачей полномочий по установлению размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений соответственно органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления1;
– недопущения снижения работникам образовательных учреждений размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), предусмотренных по состоянию на 31 декабря 2004 г., как это определено статьей 153 Федерального закона № 122-ФЗ, при установлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты) работников учреждений бюджетной сферы.
Настоящие Рекомендации следует использовать вместо Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (письмо Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 16.01.01 № 20-58-196/20-05/7), переработанных с учетом изменений, произошедших в регулировании вопросов оплаты труда работников образовательных учреждений за период 2001–2004 гг.
В основу настоящих Рекомендаций (как и ранее принятых Рекомендаций) положены:
– Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденная приказом Минпроса СССР от 16.05.85 № 94 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.90);
– Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников профессионально-технических учебных заведений, утвержденная Госпрофобром СССР 31.12.76 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.10.85);
– Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений, утвержденная приказом Минвуза СССР от 27.08.87 № 605 (с изменениями и дополнениями), применяемая при оплате труда работников образовательных учреждений в части, не противоречащей законодательству, в соответствии с пунктом 5.4.1 Отраслевого соглашения по учреждениям системы Минобразования России на 2004–2006 годы.

I. Общие положения
1.1.
Ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников определяются в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности или в определенной должности) либо второй, первой или высшей квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации, как это определено Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования (далее – ТКХ), согласованными постановлением Минтруда России от 17.08.95 № 46 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Министерства труда России от 22.11.95 № 65 2.
Должностные оклады руководящих работников определяются в зависимости от наличия у них первой или высшей квалификационной категории с учетом группы по оплате труда руководящих работников, к которой образовательные учреждения отнесены по объемным показателям их деятельности.
1.2. Размер оплаты труда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий:
– показателей квалификации (образование, стаж педагогической работы, наличие квалификационной категории, наличие ученой степени, почетного звания), в соответствии с которыми регулируется размер ставки заработной платы (должностной оклад) работника с учетом межразрядных коэффициентов;
– продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.03 № 191;
– объемов учебной (педагогической) работы;
– размеров повышения ставок (окладов) в процентах, на которые ставки (оклады) специалистов, работающих на селе, увеличиваются по сравнению с соответствующими специалистами в городской местности, а работников образовательных учреждений для детей-сирот, коррекционных учреждений, лицеев, гимназий и других – по сравнению с размерами ставок (окладов) работников, которые в таких образовательных учреждениях не работают;
– порядка исчисления заработной платы педагогических работников на основе тарификации;
– выплаты установленной при тарификации заработной платы независимо от количества дней, недель в месяце, а также в период каникул и в период отмены учебных занятий (образовательного процесса) по климатическим и санитарно-эпидемиологическим основаниям;
– особенностей исчисления почасовой оплаты труда педагогических работников;
– дополнительной оплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда;
– дополнительной оплаты педагогических и других работников за работу, не входящую в их должностные обязанности, в т.ч. связанную с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ и другое);
– выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда;
– процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
– других условий оплаты труда, в т.ч. установленных в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
– правил и сроков изменения размеров ставок заработной платы на основании указанных выше показателей, в т.ч. после 1 января 2005 г.
1.3. Размеры доплат работникам и порядок их установления за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг их основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетом и другое), определяются образовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в коллективном договоре, локальном нормативном акте образовательного учреждения.
1.4. Оплата труда медицинских, библиотечных и других работников образовательных учреждений осуществляется применительно к условиям оплаты труда аналогичных категорий работников соответствующих отраслей экономики или общеотраслевым условиям.
1.5. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов рабочим, занятым в образовательных учреждениях, производится с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.
1.6. Изменение размеров ставок заработной платы (должностных окладов) производится:
– при увеличении стажа педагогической работы, стажа работы по специальности со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в образовательном учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на повышение размера ставки (оклада) заработной платы;
– при получении образования или восстановлении документов об образовании – со дня представления соответствующего документа;
– при присвоении квалификационной категории – со дня вынесения решения аттестационной комиссией;
– при присвоении почетного звания – со дня присвоения;
– при присуждении ученой степени кандидата наук – со дня вынесения решения Высшей аттестационной комиссией федерального органа управления образованием о выдаче диплома;
– при присуждении ученой степени доктора наук – со дня присуждения Высшей аттестационной комиссией федерального органа управления образованием ученой степени доктора наук.
При наступлении у работника права на изменение размера ставки (оклада) в период пребывания его в ежегодном или другом отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности выплата заработной платы исходя из более высокого разряда оплаты труда производится со дня окончания отпуска или временной нетрудоспособности.
1.7. Руководители образовательных учреждений:
– проверяют документы об образовании и стаже педагогической работы (работы по специальности, в определенной должности) и других оснований, в соответствии с которыми определяются размеры ставок заработной платы (должностных окладов) учителей, преподавателей, других работников, исчисляют их заработную плату;
– ежегодно составляют и утверждают на работников, выполняющих педагогическую работу, включая работников, выполняющих эту работу в том же образовательном учреждении помимо основной работы, тарификационные списки согласно приложениям 3, 4 к настоящим Рекомендациям;
– несут ответственность за своевременное и правильное определение размеров заработной платы работников образовательных учреждений.

II. Нормы часов за ставку заработной платы педагогических работников, условия установления (изменения) объема учебной нагрузки учителей и преподавателей (за исключением условий регулирования учебной нагрузки преподавателей, предусмотренных в разделе 3 настоящих Рекомендаций), продолжительность рабочего времени
Нормы часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы либо продолжительность рабочего времени определены постановлением Правительства РФ от 03.04.03 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».
Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени – не более 36 часов в неделю, которая включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

2.1. Нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы, являющиеся нормируемой частью их педагогической работы, установлены:
18 часов в неделю:

– учителям 5–11(12) классов общеобразовательных учреждений (в т.ч. кадет-
ских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в т.ч. кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей до-
школьного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;
– преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;
– преподавателям специальных дисциплин 1–11(12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;
– преподавателям 3–5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с
5-летним сроком обучения, 5–7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1–4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;
– педагогам дополнительного образования;
– тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;
– учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;
– 20 часов в неделю – учителям 1–4 классов общеобразовательных учреждений;
– 24 часа в неделю – преподавателям 1–2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1–4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;
– 720 часов в год – преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования (за исключением преподавателей педагогических и педагогических колледжей).
Выполнение педагогической работы педагогическими работниками, указанными в настоящем пункте, характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
Нормируемая часть рабочего времени работников, предусмотренных в настоящем пункте, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее – учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в т.ч. «динамический час» для обучающихся 1 класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподаватель-
ской работы регулируется расписанием учебных занятий.
При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
Другая часть педагогической работы указанных работников, которая не конкретизирована по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и может быть связана с:
– выполнением обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
– организацией и проведением методической, диагностической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
– временем, затрачиваемым непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
– дежурствами в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в т.ч. во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соот-
ветствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;
– выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
2.2. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы других педагогических работников установлены:
– 20 часов в неделю
– учителям-дефектологам и учителям-логопедам;
– 24 часа в неделю – музыкальным руководителям и концертмейстерам;
– 25 часов в неделю – воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно с группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии;
– 36 часов в неделю – воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.
2.3. За преподавательскую (педагогическую) работу, выполненную с согласия педагогических работников, указанных в пунктах 2.1–2.2, сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере в порядке, предусмотренном в разделе IV настоящих Рекомендаций.
2.4. Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:
– учителям 1–4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;
– учителям 1–4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;
– учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;
– учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.
2.5. Учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:
– заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;
– заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;
– заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.
2.6. Педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за два месяца.
2.7. Объем учебной нагрузки учителей и преподавателей (за исключением преподавателей учреждений среднего и начального профессионального образования, для которых в разделе III настоящих Рекомендаций определены особенности установления объема учебной нагрузки) устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.
Учебная нагрузка учителей и других работников, ведущих преподавательскую работу помимо основной работы, на новый учебный год устанавливается руководителем образовательного учреждения с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Эта работа завершается до окончания учебного года и ухода работников в отпуск в целях определения ее объема на новый учебный год и классов, в которых эта нагрузка будет выполняться, а также для соблюдения установленного срока предупреждения работников о возможном уменьшении (увеличении) учебной нагрузки в случае изменения количества классов или количества часов по учебному плану по преподаваемым предметам.
При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, сохраняется, как правило, ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. Объем учебной нагрузки, установленный учителям в начале учебного года, не может быть уменьшен по инициативе работодателя в текущем учебном году, а также при установлении ее на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп).
В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка учителей в первом и втором учебных полугодиях может устанавливаться в разном объеме.
Объем учебной нагрузки учителей больше или меньше нормы часов, за которые выплачиваются ставки заработной платы, устанавливается только с их письменного согласия.
Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), которая может выполняться в том же образовательном учреждении руководителем образовательного учреждения, определяется собственником имущества учреждения либо уполномоченным собственником лицом (органом), а других работников, ведущих ее помимо основной работы (включая заместителей руководителя), – самим образовательным учреждением. Преподавательская работа в том же образовательном учреждении для указанных работников совместительством не считается.
Педагогическая (преподавательская) работа руководителя образовательного учреждения по совместительству в другом образовательном учреждении, а также иная его работа по совместительству может иметь место только с разрешения собственника имущества учреждения либо уполномоченного собственником лица (органа).
Предоставление преподавательской работы лицам, выполняющим ее помимо основной работы в том же образовательном учреждении (включая руководителей), а также педагогическим, руководящим и иным работникам других образовательных учреждений, работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов управления образованием и учебно-методических кабинетов) осуществляется с учетом мнения выборного профсоюзного органа и при условии, если учителя, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы.
При возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, учебные часы, предусмотренные на эти цели, включаются в их учебную нагрузку на общих основаниях.
Учебная нагрузка учителям, находящимся к началу учебного года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет либо ином отпуске, устанавливается при распределении ее на очередной учебный год на общих основаниях, а затем передается для выполнения другим учителям на период нахождения работника в соответствующем отпуске.
Применительно к порядку, предусмотренному настоящим пунктом, устанавливается учебная нагрузка преподавателей педагогических училищ и педагогических колледжей, а также работников учреждений дополнительного образования детей.
Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, утверждаемого Правительством Российской Федерации3.
2.8. Педагогическим работникам, не предусмотренным в подпунктах 2.1 и 2.2 настоящих Рекомендаций, выплачиваются должностные оклады при следующей продолжительности рабочего времени:
– 30 часов в неделю
– старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей);
36 часов в неделю:
– старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;
– педагогам-психологам;
– методистам (старшим методистам) образовательных учреждений;
– социальным педагогам, педагогам-организаторам;
– старшим вожатым;
– инструкторам по труду образовательных учреждений;
– руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
– преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
– инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;
– мастерам производственного обучения.
2.9. Должностные оклады помощников воспитателей, младших воспитателей и других работников образовательных учреждений для воспитанников с малыми и затихающими формами туберкулеза выплачиваются за 30 часов в неделю4, женщинам, работающим в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, а также в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях – за 36 часов в неделю; специалистам (по дефектологии, психологии, логопедии и др.) психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий – за 36 часов работы в неделю.
Должностные оклады помощников воспитателей образовательных учреждений для воспитанников с недостатками умственного развития, а также образовательных учреждений для воспитанников с поражением центральной нервной системы с нарушением психики выплачиваются за 36 часов в неделю. За такую же продолжительность рабочего времени в соответствии с коллективным договором могут выплачиваться должностные оклады младших воспитателей указанных учреждений в случае, если они будут вводиться вместо должностей помощников воспитателей.
2.10. Должностные оклады других работников, не перечисленных в пунктах 2.1, 2.2, 2.8, 2.9, 3.1,  т.ч. руководителей образовательных учреждений, их заместителей и руководителей структурных подразделений, выплачиваются за работу при 40-часовой рабочей неделе.
2.11. Должностные оклады перечисленным ниже работникам выплачиваются с учетом ведения ими преподавательской (педагогической) работы в объеме:
– 360 часов в год – руководителям физвоспитания, преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки);
– 10 часов в неделю – директорам начальных общеобразовательных учреждений с количеством обучающихся до 50 человек (кроме начальных общеобразовательных школ, закрепленных для прохождения педагогической практики студентов педагогических училищ, педагогических колледжей); вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений с количеством учащихся до 80 (в городах и рабочих поселках – до 100 человек);
– 3 часа в день – заведующим дошкольными образовательными учреждениями с 1–2 группами (кроме учреждений, имеющих одну или несколько групп с круглосуточным пребыванием детей).
Выполнение преподавательской (педагогической) работы, указанной в настоящем пункте, осуществляется в основное рабочее время.

Продолжение читайте в следующем номере


1 Передача указанных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусмотрена Федеральным законом от 04.07.03 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"», Федеральным законом от 06.10.03
№ 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 20.08.04 № 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и Федеральным законом от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ).

2 Указанные постановления Минтруда России применяются до утверждения в порядке, установленном статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, включающих квалификационные характеристики по должностям работников образования.

3 В настоящее время такие случаи предусмотрены только для преподавателей учреждений среднего профессионального образования (см. п. 3.2 настоящих Рекомендаций).

4 Указанная продолжительность рабочего времени установлена Федеральным законом от 18.06.01 № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза".


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru