Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ 

Елена ПРУДИУС

Очень умный трехлетний ребенок

Именно в этом возрасте малыши становятся упрямыми, капризными и невыносимыми.
Если в это время родители не хотят их понять, дети переживают самую настоящую драму

Фото А.КОЗИНА

Большинство людей не знакомы с историей человечества и законами его психической жизни. Живут по старинке, по родительской выучке, хотят воспитать ребенка настоящим человеком, или успешным бизнесменом, или наследником дела своей жизни. В общем, впихнуть его в прокрустово ложе собственных иллюзий.
А ребенку надо жить, и не просто, а в любви и признании. И если родители являются сильными личностями, убежденными в том, как правильно, а как нет, то ребенку приходится подстраиваться под их представления, предавать себя, терять свое истинное лицо.
Всем известно, как начинают себя вести малыши к трем годам: становятся упрямцами, врединами, все отрицают, ни на что не соглашаются. «Нет», «не хочу», «не буду», «вы все дурацкие» – их главные слова в это время. Как будто дух противоречия вселяется в малыша.
Психологи уже знают, почему это происходит. Оказывается, в три года ребенок уже настолько умен, что догадывается об отдельности своего существования от других людей, ощущает свое «я». Инстинкт заставляет его прощупать границы этой отдельности и зону безопасности. И дальше все зависит от соотношения характеров ребенка и окружающих его взрослых: кто – кого.
Если родители окажутся сильнее, то ребенок, в конце концов побежденный и предавший себя, спокойный и удобный, уйдет в фантастические переживания и игры, мультяшную телевизионную жизнь: ведь где-то надо совершать подвиги и побеждать свой страх. Рано усвоив, что упрямством и криками от родителей ничего не добьешься, загонит свой адреналин внутрь, где и проявится со временем симптом какой-нибудь болезни. По ночам такие дети могут кричать, бессознательно выплескивая ту агрессию, на которую днем наложен родительский запрет.
Но гораздо более серьезная проблема состоит в том, что эти дети привыкают жить на оценку. Если поставят пятерку – чувствуют себя хорошо, если двойку – теряются, не желая, вслед за родителями, признавать за собой права на ошибку, поиск, а значит, развитие. Хорошо бы всем родителям на видном месте повесить табличку со словами Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога размышляйте, и хотя криво, но сами».
В общении с другими людьми такие дети перестают ощущать свои собственные желания, пристраиваются к тем, кто знает, что им надо. И только в подростковом возрасте ценой колоссального упрямства, противостояния, ухода в себя получают шанс вновь обрести себя, если, конечно, не спасуют перед внешними обстоятельствами.
Впрочем, старые привычки могут вернуться. Накатанная колея как ни извилиста, все же привычна, изучена и предсказуема. Очень многое зависит от позиции родителей. Если они заметили внутреннего, уникального человека в своем ребенке, дали себе труд считаться с ним – все в порядке. Если в очередной раз объявили войну – их дети пополняют собой легионы невротиков, посетителей поликлиник и стационаров. Куда-то ведь надо уйти от невыносимой реальности рабства.
Все драмы нашей жизни, если разобраться, заложены очень давно, в детстве, о котором толком ничего и не помнишь. Но куда ни повернешь, все равно к себе вернешься. И ты опять у своих корней, истоков, рядом с так и не заметившими тебя родителями. Или это мы сами не нашли мужества заявить о себе истинном, неправильном с точки зрения многих. Не разбудили свою спящую красавицу-мать и не решились приподнять забрало шлема закованного в латы отца.
Что же мы, все понимающие взрослые, можем сделать сейчас для себя и того ребенка, который растет рядом с нами? Если наши родители сами, по меткому высказыванию Луизы Хей, жертвы жертв, то в чем смысл нашего личного существования? Ты – марионетка? Или однажды, обрезав нити зависимости (они же ремни безопасности), с непривычки неловко топчешься, но постепенно учишься пользоваться своей свободой? Не лучше ли вернуться к Карабасу-Барабасу в его театр? Сможешь ли ты не озлобиться на людей, которых раздражают твои неловкие поступки? Больше вопросов, чем ответов. И дело каждого – решать, что выбрать – свободу или клетку, собственное лицо или маску.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru