ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Кругосветные новости
Четырнадцать с половиной часов в месяц
посвящают европейские родители выполнению
домашних заданий своих детей
Таковы результаты анкетирования,
опубликованные в конце декабря. Чем ребенок
старше, тем меньше времени уходит у родителей на
занятия с ним. С учеником начальной школы семья
проводит 19 часов в месяц за письменным столом, в
средней школе уже не более 14 часов в месяц. А в
старших классах в среднем около 6 часов в месяц,
то есть чуть больше 10 минут в день. Ровно столько,
сколько нужно, чтобы спросить “Как дела?” и
услышать “Все о’кей”. К тому же программа
старших классов большинству родителей просто не
по зубам.
Мамы тратят на домашние задания в два раза больше
времени, чем отцы. Особенно неусидчивы
отцы-предприниматели, художники и рабочие. Самые
старательные, конечно, папы-учителя.
В целом семьи гораздо активнее, чем раньше,
включаются в школьные заботы детей. Предыдущий
аналогичный опрос проводился 10 лет назад. Тогда
только 60% отцов помогали детям выполнять
домашние задания. Сейчас – 70%. Раньше 90% матерей
регулярно занимались с детьми только до 6 класса.
Сейчас – до 8-го.
Вероятно, родители в наше время больше
беспокоятся за учебные успехи детей, меньше
доверяют школе, учителю. Берут груз
ответственности и забот на себя. Или нанимают
репетиторов.
Элизабет, мама трех школьниц, работает, поэтому
заниматься с девочками может только в выходные,
но и тогда предпочитает уклониться от процесса:
«Часто наши совместные занятия заканчиваются
скандалом. Наверное, мне не хватает терпения».
У Беатрис шестеро детей. Ей не успеть выполнить
все домашние задания. «Я стараюсь научить их
работать самостоятельно». Жаль, что школа этому
не учит.
В новом году в Чикаго закроется 60
крупнейших школ. Вместо них появится 100 маленьких
Школы-гиганты экономически более
выгодны, но по-человечески неудобны. Они
превращают детей в массу, толпу без лиц и
характеров. Педагогика “малых школ” давно
доказала свою эффективность. В небольшом
коллективе ты всех знаешь по имени, каждое лицо
знакомо, здесь проще увидеть личность в ребенке,
найти индивидуальный подход, учесть
персональные особенности. Вот наконец город
решил не пожалеть денег и заменить дешевые
учебные заведения на хорошие. Более того, две
трети новых школ будут чартерными. Это значит,
что группа создателей в лице педагогов и
родителей составит особый договор с
государством, благодаря которому школа получит
определенную свободу действий, возможность
распоряжаться финансами, выбирать методику
преподавания, экспериментировать. Теперь
образованием детей будут руководить не далекое
начальство, а те, кто напрямую связан с ними, –
учителя, родственники, местные предприниматели,
заинтересованные в подготовке достойных
работников.
Конечно, план рискованный. Есть сомнения. Для
многих людей закрытие привычной школы окажется
трагедией. Да и маленькая школа сама по себе не
решит проблем безграмотности или подростковой
агрессии. Она лишь может способствовать
достижению успеха.
Отдельный вопрос – подготовка кадров. Если
перестроить здание, но оставить прежних
учителей, вряд ли что-то изменится. Поэтому
педагогов будут учить работать с маленькими
группами детей, сотрудничать с коллегами,
использовать инновационные методики. Целая
армия экспертов приготовилась объективно
оценить последствия новой образовательной
политики.
Программа рассчитана на пять лет.
Предполагается, что в результате к 2010 году дети
Чикаго будут более образованными, веселыми и
свободными.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|