Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Англичане уверены, что конец января – начало февраля – самое депрессивное время в жизни человека. День короток, холоден. Кругом одни проблемы, претензии, упреки, а долгожданный отпуск (каникулы) еще так не скоро. Более других склонны к отчаянию или агрессивному протесту подростки. Они кажутся совсем взрослыми, сильными, энергичными, самостоятельными. И только внимательный человек знает, как беззащитны и хрупки наши выросшие под два метра дети. Как сильно в них стремление к идеалу, к радости, осмысленной работе, и как жестоко мир подавляет юношеские порывы, как стремится обезличить, принизить, опошлить, превратить в послушное и полезное орудие производства, исполнителя семейной и государственной воли.

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Возраст выбора

Как поддержать взрослеющего человека

На международном сайте защитников детей регулярно появляются интервью с разными известными людьми, которые понимают, в чем нуждается молодое поколение, и работают ради его блага.

Жертвы рекламы

Элизабет де Сенневиль, стилист, модельер, за десять лет открыла 15 магазинов детской одежды, получила приз за новаторство:

– За последние годы радикально изменилась одежда для маленьких девочек и младших подростков. Теперь даже малышки одеваются почти как взрослые, со всеми модными атрибутами, включая мини, стринги и т.п. В детской моде появился оттенок сексуальности, которого раньше не было. Хотя одежда мальчиков более традиционна – в ней по-прежнему преобладает спортивный стиль.
– С чем связаны эти перемены?
– Девичья мода формируется сегодня прежде всего под влиянием разных попсовых групп – таких, как «Спайс Герлз», например, а также разных телевизионных передач типа «Фабрики звезд». Маленькие девочки с удовольствием листают мамины иллюстрированные журналы и стремятся выглядеть, как модель на красивой фотографии. А поскольку эти образы, как правило, предельно сексуальны, девочки одеваются в чудовищном несоответствии со своим возрастом. Конечно, сохраняется мода класса «люкс». Но вещей не слишком изысканных, однако и не слишком пошлых почти нет. И это тем более опасно, что речь идет даже не о подростках, а о совсем маленьких девочках. Они носят одежду, в которой нет запретов, и у них формируется чувство, что запретов вообще нет. По-моему, это серьезная опасность.
– Дети, подростки, пожалуй, как никогда раньше, являются мишенью рекламы, желанными клиентами для торговцев. Сегодня молодые люди все чаще сами себе выбирают одежду…
– Да, современные родители, особенно те, кто много работает, не находят сил, времени, чтобы противостоять напору молодежной рекламы, чтобы влиять на вкус собственных дочерей. К тому же вульгарная одежда, как правило, стоит недорого (ее шьют в Китае, на Тайване). И это становится веским аргументом в пользу покупки. Но самое главное – теряется родительский авторитет. Мнение матери уже ничего не значит в глазах 12-летней дочки.
– Изменится ли ситуация?
– Конечно. Мода движется по кругу. Впрочем, и общество развивается циклически. Всегда наступает такой момент, когда чувство «это уж слишком» берет верх. И следует реакция (хотя порой излишне агрессивная). Смотрите: сегодня в школы постепенно возвращается учебная форма. Во многих хороших школах (в особенности в частных) детей не пускают в класс, если их одежда не соответствует традиционным культурным нормам. Подождем еще пару лет, и, я думаю, мы заметим новые тенденции в моде.

Отпустите детей!

Марсель Руфо, детский психиатр, участник программы создания подростковых больниц

– Почему так много разговоров о подростках в прессе, на телевидении?
– С некоторых пор дети стали нашей главной заботой. Это наш золотой запас, наше будущее. Мы надеемся, что они вырастут и станут жить лучше нас.
А для детей это непомерный груз. Груз ожиданий и ответственности. Груз нашего прошлого, которое никак не связано с их будущим.
Мы слишком тщательно поддерживаем миф о всеобщем счастье и всеобщем успехе. Мол, все родители должны быть замечательными, а все дети талантливыми. Но на самом деле люди разные, и бывают проблемы, неудачи. А мы по-прежнему восхищаемся только лучшим учеником, только «победителем соревнования». Далеко не у всех детей все прекрасно, а взрослые не могут и не хотят смириться с тем, что их ребенок просто нормальный подросток, а не какой-то там «победитель».
И точно так же подросток в какой-то момент обнаруживает, что его родители или учителя вовсе не безупречные герои, а обычные люди. И тогда возникает протест против всех взрослых разом.
Наверняка вы наблюдали такую картинку: группа подростков на обочине тротуара осмеивает прохожих, потешается над каждым, кто старше, взрослее их. Это словно публичное разрушение статуи Саддама в Ираке. Нужно разрушить каких-то идолов, чтобы начать строить свой собственный мир. Но подростки не чувствуют в этом своем импульсе никакой опоры, никакой поддержки.
– Как поддержать подростка?
– Нужно быть более решительными в предъявлении собственных ценностей и идей. У нас долгие годы было запрещено запрещать. Мы стали слишком терпимыми. А подросткам нужны взрослые более последовательные, более понятные. Им необходимо услышать от родителей: «Мы думаем так. Ты иначе. И то, что мы думаем по-разному, – нормально».
– Почему взрослые так раздражают подростков?
– Есть много способов разозлить подростка. Например, начать говорить на молодежном слэнге, подражать ему в одежде. Или стать шпионом, стремящимся узнать все секреты, все подробности его частной жизни. Еще молодых людей бесит наша постоянная правота. И не меньше – наше многоговорение, готовность подробно обсуждать все что угодно. Короче говоря, подростков раздражают взрослые, которые не понимают, что подростки – это совсем другие люди. У них своя жизнь. И это время, когда традиционные родственные связи ослабевают, а на их место приходит дружба либо отчуждение. Так что родители, учителя должны попытаться стать друзьями для своих детей. Друзьями, о которых можно время от времени забывать, и в этом нет ничего криминального.
По моим наблюдениям, нет ничего хуже для подростка, чем милые, замечательные родители – такие замечательные и понимающие, что… у молодого человека нет шанса стать самим собой. Нет шанса уйти.
Когда мне было 17 лет, считалось шиком жить в студенческой общаге, есть что попало, а в выходные навещать родителей с узелком грязного белья. Сегодня молодежь не стремится уйти из дома. Мама выбирает для ребенка институт, находит работу… Понимаете? Наши дети играют в примерных подростков, а мы радостно хлопаем в ладоши. Но не пора ли нам заняться собственными делами?
Оставьте детей в покое! Не надо петь про семейные узы. Отпустите детей! Пусть отправляются открывать мир, свое будущее. Пусть переживут горе, потери. В одиночку. Впрочем, не надо бояться напоминать детям, что мы любим их.
И еще. Я умоляю родителей чаще демонстрировать детям свои недостатки, свою хрупкость, усталость. Подросткам полезно критиковать нас. Предоставьте им эту возможность.
– Можно ли хвалить подростков? Говорить, как они умны, красивы?
– Не стоит. Ответ на вопрос, за что мы их любим, должен остаться тайной.
– Вы говорите: оставьте детей в покое. А последствия? Взрослые могут от многого уберечь, многому научить…
– Одно другому не мешает. Любовь не противоречит запретам. Иногда родителям полезно высказаться предельно ясно. «Я не хочу, чтобы ты употреблял алкоголь, принимал наркотики. Потому что твое будущее – это и мое будущее. Я отведу тебя к психологу, к врачу, чтобы ты понял, что для тебя вредно, а что полезно». Или учитель, если ребенок не учится, имеет право сказать: «Ты не работаешь со мной вместе, ты мне мешаешь работать. Ты все меньше мне нравишься!»
У нас случается так: родители терпят, учителя терпят, а подростки так и не взрослеют до седых волос…
– Отличаются ли современные подростки от предыдущих поколений?
– Они более агрессивны и по отношению к другим, и по отношению к самим себе. Они отчаянно рискуют жизнью. В каждом классе вы найдете молодых людей, которые попадали в аварии, горели… Они исколоты пирсингом. Что такое этот пирсинг? Настоящее самоистязание, которое служит доказательством права распоряжаться собственным телом, собой. «Моя боль, моя жизнь принадлежат мне, а значит, я делаю с ними, что хочу!»
В каждой школе есть подростки, пытавшиеся покончить с собой. Это их вызов взрослым: «Я ненавижу вас. Я убиваю себя, а вы страдайте!» Это их страх перед жизнью, которой они боятся больше, чем смерти. 40% подростков думают о самоубийстве! К счастью, большинство никогда не пытается осуществить эти свои замыслы.
В современных подростках много хорошего. Они благородны. По данным опросов, 40% из них мечтают приносить пользу человечеству. Они считают себя удачливыми и богатыми. Впрочем, если ребенок беден и вынужден бороться за существование, у него не остается времени на подростковые метания. Бедные дети взрослеют стремительно. Или погибают.
– По данным ВОЗ, около 20% подростков принимают психотропные препараты по назначению врача. Еще 15% – без всякой консультации с медиками. Это особенность поколения?
– Я думаю, в лекарствах по-настоящему нуждаются не более 5% детей. Все остальное – излишняя предосторожность и прямой вред здоровью. Это бизнес фармацевтических фирм, которые делают все, чтобы дорогостоящие препараты были у молодых людей под рукой.
Вообще, как ни странно это прозвучит из уст врача, я бы меньше лечил наших подростков. Своих пациентов я госпитализирую крайне редко. Одного из тысячи. Остальным просто желаю удачи. Воодушевляющая беседа тоже имеет лечебную силу.
– Зачем нужны особые подростковые больницы?
– Подростки не считают себя детьми и категорически отказываются ложиться в детские отделения. А во взрослых им пока нечего делать. Отдельная больница – решение проблемы.
– Вернемся к разговору о подростках в целом. Считаете ли вы этот период кризисным в жизни человека?
– Скорее это второй шанс стать самим собой после первых детских попыток обрести независимость. Подростковый возраст – нелегкий период, но вполне нормальный. Я не разделяю идею, что личность формируется до шести лет. Она формируется всю жизнь. И подростковый период играет огромную роль. Выбор профессии, выбор собственного Я, решение проблемы, как понравиться другим и самому себе, как прожить жизнь.
– А когда заканчивается подростковый возраст?
– Когда полюбишь кого-то (или поверишь, что полюбил), когда почувствуешь силы идти дальше, простившись с детством, с родителями. Взрослый человек свободен, независим. К сожалению, не все доживают до этого.
Не стоит переоценивать влияние родителей на детей. Я иногда спрашиваю себя: что важнее для ребенка – его родители, каковы они на самом деле, или же его представление о них? Возможно, что успешный ребенок просто сложил удачный миф о своих родителях.

Почему в Африке нет подростков

Франсуаза Эритье, антрополог, ученица Клода Леви-Стросса, преподаватель, директор лаборатории социальной антропологии, автор многих книг, посвященных детско-родительским отношениям в африканских племенах и в европейском обществе

– Что думают о подростках антропологи?
– Этой возрастной категории еще недавно вообще не существовало. Скажем, во времена Луи ХIV ребенок превращался сразу во взрослого, минуя промежуточные этапы. Ранние браки, ранняя ответственность… В 14 лет мальчик мог стать командиром полка. То же самое мы наблюдаем и в традиционных африканских племенах.
Сегодня сексуальная зрелость наступает значительно раньше эмоционально-интеллектуальной. И возникает выраженная дисгармония. Подростковый период – это и есть напряженное время обретения личностью внутренней гармонии.
– Часто подростки становятся настоящими тиранами в семье. Существует ли подобное явление в неевропейских культурах?
– В современном Китае. Здесь правительство проводит политику «одна семья – один ребенок», и потому родители ужасно балуют своих детей, нередко потакая любым их выходкам.
В африканских племенах каждый ребенок – король, подарок богов. Но это не значит, что его балуют. Просто все малыши выращиваются одинаково нежно и заботливо. Мама, сестры, тетушки, отец – кто-нибудь постоянно находится рядом с ребенком. Очень много значит постоянный телесный контакт. Правда, потом наступает тяжелый период для детей – отделение от взрослых. Однако у ребенка было достаточно времени, чтобы обрести уверенность в себе, доверие к миру. Конечно, и в африканских племенах встречаются дети с тяжелым характером, но они тиранят только ровесников, а старших – никогда.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru