ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Колонка редактора
“Такие уж мы уродились” –
универсальное объяснение особенностей любого
национального характера. Это “уродились”
предполагает и какие-то психофизиологические
черты, передаваемые на генетическом уровне, и
черты, благоприобретенные в стремлении
наилучшим образом приспособиться к условиям
жизни в данном месте, закрепленные веками
истории и передаваемые национальной культурой,
как биологический код. Кажется, что и перипетии
личных судеб, и ход общественного развития
предопределены этим “уродились”.
О русском национальном характере многие
авторитетные наблюдатели высказывались весьма
скептически. Американский историк Ричард Пайпс,
например, считает, что со времен Ивана Грозного
русские привычно тянутся к авторитарной власти.
Владимир Ильич Ленин – уже не как наблюдатель, а
как практик высказался еще более жестко,
повторив слова другого практика: “Нация рабов;
сверху донизу все рабы…”. Наблюдатели,
настроенные более дружелюбно, присовокупляют к
отмеченным (но мягче сформулированным) чертам
еще и открытость, дружелюбие, стремление все
делать сообща.
Уже в наши дни после краткого периода всеобщей
эйфории по поводу торжества демократии и скорого
нашего вхождения в современную цивилизацию
россияне поняли, что последнее как-то
отодвигается в довольно туманное будущее. В
полном соответствии с самыми грустными о себе
отзывами им сразу захотелось “сильной руки”…
Так что, обречены?
Можно, конечно, противопоставить такому
этническому детерминизму диктат исторических
этапов социально-экономического развития. Но чем
это лучше биологической предопределенности?
И что это, в конце концов, за предопределенность
такая? Почему современный, вооруженный
последними достижениями науки человек не может
им противостоять? А если один человек может,
почему не может целый народ?
Над странной материей социокультурной генетики
ломали голову философы, социологи, психологи,
антропологи, лингвисты – и кое-какие очертания
устройства этого механизма начинают выступать
из тумана. Некий комплекс представлений об
устройстве мира вообще и твоего личного мира,
постепенно расширяющегося от семьи до общества,
предъявляется нам от рождения, вплетенный в
национальную культуру. Они усваиваются
буквально вместе с языком матери: Анна Вежбицкая
демонстрирует, как одни и те же понятия в
английском и немецком языке по-разному
обозначаются и формируют принципиально разное
восприятие окружающего и разные стратегии
поведения.
На протяжении тысячелетий материал культурного
кода менялся: до нас дошли отголоски религиозных
войн, когда людей убивали, жгли города и деревни
лишь из-за того, что кто-то крестился тремя, а
кто-то – двумя перстами, кто-то же – страшно
сказать! – не крестился вообще. С образованием
национальных государств население совершало
подвиги и умирало во имя Отечества. Собственно,
умирали и во имя величия империй, пока не начали
умирать за то, чтобы выйти из их состава и
образовать собственное государство. И заметьте:
участники всех трагических событий ХХ столетия,
поднимаясь в атаку, убивая и отправляясь на
верную смерть, делали это исключительно ради
высоких идеалов – в конце концов, не так важно,
насколько они были искренни. Религиозные войны
сменились национальными, но, как и прежде, они
ведутся во имя чего-то высокого и очень важного,
вокруг смыслов, символов, мифов, как бы
поднимающих человека над границами и
содержанием его короткой обыденной жизни.
При внимательном рассмотрении оказалось, что все
эти высокие смыслы и мифы, охватывающие, подобно
пандемии гриппа, целые эпохи и континенты,
все-таки устроены как-то по-разному – так же как
по-разному устроены языки в рамках одной и той же
христианской европейской ойкумены. Каждая
национальная культура вместе со своими высокими
смыслами, несомненно, подвержена изменениям – но
по своей внутренней логике, хотя наверняка и под
влиянием внешнего мира.
Каждому из нас не дано изменить миф, в рамках
которого мы родились, живем и действуем: он
больше отдельного человека и предъявлен ему при
рождении как нечто само собой разумеющееся.
Каждый из нас в конце концов хоть немного меняет
его, внося отпечаток своей личной интерпретации.
Может быть, главное – понять его. И вдруг увидеть,
что наша готовность служить высокому может стать
предметом политических и идеологических
спекуляций – как, например, в свое время стала
таковой любовь российских интеллигентов к
народу и чувство вины перед ним.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|