ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Магический зоопарк
О еще одной возможности услышать и
понять своего ребенка
Незадолго перед новым, 2005 годом я решил
приобщить своих взрослеющих дочерей к миру
новейших компьютерных игр, именуемых в
просторечии “стратегиями”, да и самому
захотелось попробовать разобраться в их
хитросплетениях и развивающих возможностях.
Пришел в специализированный магазин, покрутился
у полок и после недолгих размышлений выбрал диск
“Magic Zoo”, предлагающий пользователю стать
архитектором, строителем и заботливым
управляющим полноценного зоопарка, населенного
животными со всего мира.
Честно скажу – выбрал вовсе не потому, что хотел
облагодетельствовать дочерей какими-то тайными
воспитательными целями (любовь к животным и все
такое). Просто самому захотелось попробовать
себя в роли виртуального архитектора и
“зоопарковеда” – с детства тянуло во всякого
рода зоопарки и всегда мечтал построить такой
зоопарк, в котором животным было бы и уютно, и
вольготно. И вот такая удача!
Естественно, что разбираться с игрой – что нужно
делать, как играть, какие в игре явные и скрытые
возможности – начал вместе с Сашкой и Машкой.
Так уж сложилось, что до сих пор никто из нас в
игры такого рода не играл (мне как-то все не до
того было, да и девчонки предпочитали более
традиционные формы досуга). И тут такой
новогодний подарок – возможность забыть о делах
и на много-много часов (благо впереди новогодние
праздники!) погрузиться в бурное обсуждение с
собственными детьми особенностей и тонкостей
совершенно нового и непривычного дела.
И чем больше мы “ползали” по игре, забирались в
ее самые разнообразные ответвления, тем больше
открывались воистину неисчерпаемые ее
возможности – возможности моделирования
архитектурного, пространственного, временного,
экономического, биологического… Вначале не
удавалось построить даже простейшие вольеры,
чтобы животные “согласились” в них жить. Надо
ведь для выбранного животного (при том что выбор
весьма велик) и почву подобрать, и растительность
посадить, и рельеф местности подходящий создать,
и водоем, и ограждение для посетителей… Мы
исследовали, копались в представленной на диске
справочной информации – и вот первые удачи. А уж
когда наши животные начали в неволе размножаться
– появились детеныши у львов, у носорогов, у
пингвинов, – радости не было предела. Значит, все
в порядке, все делаем правильно… И так забавно
было наблюдать за прыжками молодых львят или за
юными пингвинами, ныряющими в только что
выстроенный тобою водоем, – ни с чем не сравнимое
чувство детской радости.
Впрочем, игра постоянно показывала свой норов:
созданная нами жизнь не желала признавать волю
своих создателей и “растекалась” по
направлениям, которые мы вовсе даже не
планировали и не предполагали. И это создавало
истинную интригу: мы перехватывали друг у друга
мышку, подсказывали друг другу новые идеи,
отчаянно спорили вокруг тех или иных тактических
или стратегических решений.
Очень скоро выяснилось, что зоопарк требует
постоянной заботы не только о животных, но и о
посетителях. Нужно строить пиццерии и
сосисочные, создавать зоны отдыха, расставлять
корзины для мусора, нанимать персонал для уборки
территории и ухода за животными… Оказалось, что
зоопарк – это сложное экономическое
предприятие. И чтобы покупать новых животных и
создавать для них красивые и удобные вольеры,
нужны деньги. А чтобы были деньги – нужно
привлекать посетителей. Делать так, чтобы им
хотелось приводить в зоопарк своих друзей и
знакомых. И пытаться прогнозировать: стоит или не
стоит поднимать входную плату? Если все хорошо и
привлекательно, можно и повысить. А вдруг это
распугает посетителей и доходы зоопарка не
повысятся, а уменьшатся?.. Впрочем, если все
хорошо и удачно, если животные не болеют, если
смотрители успевают наводить чистоту и вовремя
кормить растущее многовидовое племя,
посетителей ничуть не отпугивает высокая
входная плата – и только успевай расставлять для
них все новые и новые точки общепита…
А еще, если все на самом деле хорошо, откуда ни
возьмись появляется частный инвестор и
подкидывает какую-то сумму на развитие зоопарка.
И можно строить новые вольеры, привлекая к
строительству не только свободные финансы, но и
свою фантазию вкупе с накопленным опытом. И какое
счастье, какой азарт видеть, что количество
посетителей твоего зоопарка уже перевалило за
пятьсот, а то и за тысячу, и они плотными толпами
ходят по выстроенным тобою дорожкам, а ты тут и
там видишь прыгающих от радости детей и вспышки
фотоаппаратов в руках взрослых…
Но когда “выныриваешь” из игры в реальный мир,
понимаешь, что главное в этой игре была вовсе и не
“познавательная” ее составляющая (хотя
информации о животных или об экономических
законах мироустройства – бездна), и не опыт
проживания некоей виртуальной жизни, а нечто
совершенно иное – опыт понимания и диалога со
своими собственными детьми.
Так что не надо говорить, что компьютерная игра –
это уход от реального мира. Если вам не интересно
заглянуть в мир, который строит ребенок, – то да.
Но если вам интересен ваш ребенок – вы
обязательно заглянете в построенные им миры и
поразитесь тому, как много может дать совместное
путешествие по этим мирам. Особенно если вы
готовы освободиться от своей взрослой
чопорности или пожертвовать очередным
телесериалом.
И тогда это будет настоящее образование и
настоящая жизнь. И опыт совместного с ребенком
проживания этой настоящей жизни. И опыт
настоящего диалога по поводу реального дела. То
главное, на что обычно совершенно не хватает
времени.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|