Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

Л.Н.РУСАКОВА,
директор МОУ СОШ № 70,
заслуженный учитель РФ
г. Тюмень

А мы все равно исхитримся!

Как совместить абстрактную идею с укладом школы?

Дано: одна из приоритетных задач модернизации российского образования – профильное обучение.
Требуется: гармонично вписать профильное обучение в жизнь образовательного сообщества конкретной школы, в данном случае – МОУ СОШ № 70 г. Тюмени…
Однако в условиях нашей школы это весьма и весьма непростая задача. И хотя еще летом 2004 года мы заявили три профиля для наших десятых классов (гуманитарно-художественный, социально-гуманитарный, естественно-математический), до сих пор приходится думать над тем, как эти три профиля реализовать.
Дело в том, что на протяжении долгих лет мы пытаемся строить свою школу как школу сотворчества, реализуя соответствующие исследовательские проекты в качестве федеральной экспериментальной площадки, а идея отбора детей в профильные классы на основе результатов экзаменов по профильным предметам противоречит принципу сотворчества. Следовательно, в условиях нашей школы нужно искать другие пути формирования профильных классов, оставляя право выбора за учеником, либо изыскивать иные формы организации профильного обучения, минуя само понятие “профильный класс”.
У нас каждый класс – это живой организм, обладающий особым микромиром, системой отношений, сложившихся на протяжении обучения в начальной и основной школе. Это для нас важнейшая ценность, и, чтобы так получилось, были приложены немалые усилия. Стоит ли удивляться, что при выборе будущего “профиля” 95% выпускников наших 9 классов ориентировались вовсе не на предполагаемое содержание обучения, а на личность классного руководителя и на соответствующий стиль жизни будущего класса!
Следует добавить и то, что школа № 70 в современном ее состоянии создана путем объединения трех образовательных учреждений, каждое из которых имело свои особенности и традиции организации школьной жизни. И нам важно сохранить своеобразие этих трех стилей, трех разных укладов.
В сложившейся ситуации мы видим один выход: профильное обучение через работу с ребенком по индивидуальным учебным планам и через разноуровневое изучение ряда учебных предметов, когда уровень изучения определяет сам ученик. Все десятиклассники образовывают три группы в соответствии с тремя уровнями изучения предмета, а задача административной команды – обеспечить гибкое расписание занятий и научно-методическую основу деятельности учителей.
И все равно противоречие между идеей профильности и идеей выращиваемых нами детских сообществ сохраняется.
Вот мы и думаем: может, у нас задача предпрофильной подготовки должна заключаться в том, чтобы уже с 5 класса обеспечить свободу перемещения детей из класса в класс (внутри параллели) в зависимости от интересов ребенка в течение всего обучения в основной школе? Может, в этом случае не будет противоречия в душе школьника при необходимости выбора того или иного профиля? И тогда предметный профиль обучения и стиль жизни класса, классный руководитель, состав педагогов будут соответствовать друг другу и потребностям ученика? В любом случае комфортность школьного бытия ребенка – это бесценное достояние нашей школы, и она в любой ситуации дарит его ребенку вне зависимости от министерских нововведений.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru