ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА
Л.Н.РУСАКОВА,
директор МОУ СОШ № 70,
заслуженный учитель РФ
г. Тюмень
А мы все равно исхитримся!
Как совместить абстрактную идею с
укладом школы?
Дано: одна из приоритетных
задач модернизации российского образования –
профильное обучение.
Требуется: гармонично вписать
профильное обучение в жизнь образовательного
сообщества конкретной школы, в данном случае –
МОУ СОШ № 70 г. Тюмени…
Однако в условиях нашей школы это весьма и весьма
непростая задача. И хотя еще летом 2004 года мы
заявили три профиля для наших десятых классов
(гуманитарно-художественный,
социально-гуманитарный,
естественно-математический), до сих пор
приходится думать над тем, как эти три профиля
реализовать.
Дело в том, что на протяжении долгих лет мы
пытаемся строить свою школу как школу
сотворчества, реализуя соответствующие
исследовательские проекты в качестве
федеральной экспериментальной площадки, а идея
отбора детей в профильные классы на основе
результатов экзаменов по профильным предметам
противоречит принципу сотворчества.
Следовательно, в условиях нашей школы нужно
искать другие пути формирования профильных
классов, оставляя право выбора за учеником, либо
изыскивать иные формы организации профильного
обучения, минуя само понятие “профильный
класс”.
У нас каждый класс – это живой организм,
обладающий особым микромиром, системой
отношений, сложившихся на протяжении обучения в
начальной и основной школе. Это для нас важнейшая
ценность, и, чтобы так получилось, были приложены
немалые усилия. Стоит ли удивляться, что при
выборе будущего “профиля” 95% выпускников наших 9
классов ориентировались вовсе не на
предполагаемое содержание обучения, а на
личность классного руководителя и на
соответствующий стиль жизни будущего класса!
Следует добавить и то, что школа № 70 в
современном ее состоянии создана путем
объединения трех образовательных учреждений,
каждое из которых имело свои особенности и
традиции организации школьной жизни. И нам важно
сохранить своеобразие этих трех стилей, трех
разных укладов.
В сложившейся ситуации мы видим один выход:
профильное обучение через работу с ребенком по
индивидуальным учебным планам и через
разноуровневое изучение ряда учебных предметов,
когда уровень изучения определяет сам ученик.
Все десятиклассники образовывают три группы в
соответствии с тремя уровнями изучения предмета,
а задача административной команды – обеспечить
гибкое расписание занятий и научно-методическую
основу деятельности учителей.
И все равно противоречие между идеей
профильности и идеей выращиваемых нами детских
сообществ сохраняется.
Вот мы и думаем: может, у нас задача
предпрофильной подготовки должна заключаться в
том, чтобы уже с 5 класса обеспечить свободу
перемещения детей из класса в класс (внутри
параллели) в зависимости от интересов ребенка в
течение всего обучения в основной школе? Может, в
этом случае не будет противоречия в душе
школьника при необходимости выбора того или
иного профиля? И тогда предметный профиль
обучения и стиль жизни класса, классный
руководитель, состав педагогов будут
соответствовать друг другу и потребностям
ученика? В любом случае комфортность школьного
бытия ребенка – это бесценное достояние нашей
школы, и она в любой ситуации дарит его ребенку
вне зависимости от министерских нововведений.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|