Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

Галина КУЛЕШОВА,
директор негосударственного учреждения
дополнительного образования “Школа менеджеров”
г. Нефтекамск, Республика Башкортостан

Ньютон отдыхает...

Чего мы лишаем старшеклассников, навязывая им предметный выбор

Российский чиновник всегда был славен любовью к универсальным решениям. Найти где-нибудь «положительный опыт», а затем его повсеместно внедрить. В этом традиционно виделась его высшая миссия. По известному принципу: «Хороша кукуруза? Так давайте засадим ею всю Россию!» Это гораздо проще, чем вглядываться в реальный опыт разнообразной жизни и помогать этому опыту в тех формах, в которых он естественным образом произрастает. Потому что отчитаться можно только за массовое внедрение.
Вот и идет у нас по стране победным шагом очередная чиновничья напасть, равнодушная к живому поиску и живым проблемам отдельно взятого сеятеля.
А у землепашца одна забота: как извернуться и приспособиться к новому господскому благодеянию...

А что делать с “неудобными”?

На мой взгляд, сегодня есть два пути преобразования школы.
Один путь известен как профилизация. Именно этим путем хотят сегодня заставить идти массы. Однако, по-моему, этот “поход” не очень осмысленный: в нем виден “глобализм”, обязательность участия всех без исключения школ и странная смесь уверенности (“профильность нужна!”) и растерянности исполнителей. Истинным мотивом выбора направлений здесь часто оказывается не личностный выбор, не осознанность, а следование воле, традиции, престижности, родительскому влиянию. Тем не менее при всех уже наметившихся тревожных тенденциях этот путь воспринимается как более понятный, ибо происходит в более знакомой образовательной парадигме.
Но существует и другой путь, гораздо более широкий, чем профилизация, – это индивидуализация. Притом она не нуждается в решении различного рода головоломных организационных и финансовых вопросов, связанных с понятием “внедрение”.
К сожалению, школьную жизнь сейчас во многом определяют спущенные сверху общие лозунги.
А я думаю, что более актуально сейчас состояние выбора. Потому что этот выбор, сделанный одним из субъектов обучения (учителем), может, образно выражаясь, либо дать свободу выбора другому субъекту, ученику (что и происходит в процессе индивидуализации обучения), либо просто-напросто удалить неудобного ученика из поля учительского зрения (на чем и основана, собственно говоря, идея профильности).

Приоритеты медалистов

Более десяти лет в нашем городе работает весьма популярное учебное заведение – лицей №1. Изначально он создавался как физико-математический, потому что там оказались собраны самые сильные преподаватели именно этого профиля, а уже потом, в силу возникшей престижности, туда стали собираться и другие лучшие учителя со всего города, а как следствие – и “лучшие” ученики или просто дети тех родителей, которые очень хотели, чтобы их чада обучались именно в такой, “престижной” образовательной среде. Начались экзамены, отборы, появился и до сих пор держится ажиотаж. Большинство первых мест по всем предметам на городских олимпиадах – у лицеистов. У них медали, у них связи с МГУ… Там учат учиться и трудиться, там ставят высокие планки...
Но учтены ли потребности личности? Возможно ли, чтобы ученик при существующих здесь сумасшедших учебных нагрузках успел заглянуть в себя? И так ли уж нужна вся эта лавина учебной информации большинству – тем, кто не пойдет в фундаментальную науку?
Наверное, нельзя обобщать, но смыслом учебной деятельности учеников этого лицея слишком часто оказывается нацеленность на чисто внешний, формальный результат – сдачу ЕГЭ, поступление в вуз... Но разве не происходит тем самым подмена смыслов образования?
Я сталкивалась с самыми умными, “идущими на медаль” старшеклассниками лицея. Зная их профессиональный выбор – экономику, я предлагала им попробовать поучиться в дистанционных профильных классах. Это такие особые классы, созданные нами в сфере дополнительного образования, когда у ребенка есть возможность реализовать свой индивидуальный профильный интерес с помощью компьютерных телекоммуникаций. Вот уж поистине возможность построения собственной образовательной траектории – поучаствуй в профильном классе, который ведет профессор, экономист-международник! Но нет, перевесила необходимость… писать тренировочные сочинения. Это их в лицее так натаскивают к будущему экзамену. Вот в чем, оказывается, приоритет потенциального медалиста!
А это говорит о том, что дети выбирают вовсе не то, что связано с их будущей профессией, что должно быть предметом собственных проб. Все, что не связано с формальными учебными результатами, оказывается для них лишним, срезается на этой траектории. И в том числе они сами как личности!

Профиль – во имя чего?

Участникам Всероссийской эвристической дистанционной олимпиады по психологии мы предложили вопрос: что в тебе невозможно скопировать? В чем твоя индивидуальность? И только семь процентов школьников смогли ярко описать свои отличительные черты! А большинство ребят ответили стереотипными фразами, которые они где-то прочитали или услышали. Причем оказалось не важно, откуда эти ребята, из Владивостока или из Санкт-Петербурга. Результат в подавляющем большинстве случаев был один и тот же: неспособность описать свою индивидуальность. А каждый пятый участник вообще никаким образом не мог себя охарактеризовать, выделить в себе хоть что-нибудь уникальное. А ведь это представители лучших учебных заведений страны! Причем 72% участников эксперимента, показавших это неумение и нежелание, из профильных учебных заведений.
Получается, что профильная дифференциация служит не для развития личности вовсе, а… ради самой дифференциации. Главное – не ученик и то, что с ним происходит, а “учебный предмет” – то, во что “углубляются”! Главное – некий формальный результат, который значим для системы образования!
Профильная дифференциация делает акцент на учебные стандарты, “углубление знаний”, на реализацию связей с высшими учебными заведениями и оставляет без внимания самый главный вопрос – вопрос развития личности. И это вполне закономерно для школы, ориентированной на принципы авторитарной дидактики, на традиционную парадигму образования, где даже индивидуализация и дифференциация служат одному: передаче знаний от учителя к ученику и более качественному усвоению этих знаний учеником. И хотя концепция профильного обучения утверждает, что смысл профилизации – в реализации идей личностно-ориентированного обучения, в реальности этим смыслом оказывается не личность, а именно учеба. То есть качество усвоения учебных знаний. И чем глубже профильность, чем больше поток учебной информации, тем меньше у ученика возможностей идти по пути своего личностного развития в соответствии с принципом “познай свои возможности, развивай свои способности, научись их реализовывать!”.

Свой интерес

На наш взгляд, наиболее перспективным направлением развития школы является проектирование и реализация учащимися индивидуальных образовательных траекторий. Вопрос только в том, как политически согласовать это с государственными лозунгами профильного обучения и модернизации образования.
Мы считаем, что школа может обеспечить действительную эффективность профильного обучения, если она не будет жестко привязывать ученика к коллективным профильным программам, а “отпустит” ученика на свободу собственного поиска, сняв с него бремя обязательной нагрузки “базового” или “углубленного” профиля, различного рода элективных курсов и прочего, что предполагается нынешней концепцией профильности. Пусть он сам найдет себе личностно значимое дополнительное образование внутри или за пределами школы – это и будет его индивидуальный образовательный профиль, а не та “коллективная профильность”, на которую сегодня ориентируются школы. Почему школа должна замыкать все образование на себе, а не использовать ресурсы других образовательных центров, в том числе дистанционных?
К сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что в школах не приветствуют инициативу учеников, которые хотят заниматься дополнительно в других образовательных учреждениях.
У нас учреждение дополнительного образования. Негосударственное. И мы видим у себя учеников, которые не “ломаются” от перегрузки. И ходят в школу с удовольствием. Что же заставляет детей приходить сюда после занятий в основной школе, да еще “за деньги”? Прежде всего интерес и потребность в самореализации.
Между прочим, в отличие от привычных профильных классов и школ мы не ведем отбора и работаем с любым желающим. Самые обыкновенные, часто не совсем грамотные, с разными мотивами, они приходят сами. Но выстраиваемые совместно с ними траектории их образовательного движения часто становятся линиями полета: они оживают, их глаза начинают светиться.
Например, курс, который я здесь веду, называется “Сам себе менеджер”. И несмотря на его отдаленность от принятых в школе стандартов, я могу с гордостью и уверенностью сказать, что результаты обнадеживающие. Мы учимся целеполаганию, планированию, осмыслению уникальности ресурса времени, управлению своей нагрузкой… А ведь это как раз то, чему и надо учить взрослеющего подростка. Я с глубокой убежденностью говорю о возможности аналогичной работы в рамках моего “основного” школьного предмета – русского языка.

Вопросы, на которые хочется отвечать

Я вижу, что и в основном учебном заведении (притом не важно, называем мы это профильным обучением или нет) можно не загонять всех учеников в некий общий профиль, а предоставить им возможность создавать собственные образовательные траектории освоения всех учебных предметов. Но для этого нужно помочь не только ученику, но и самому учителю. Помочь освоить принципы личностно-ориентированного обучения, технологии индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), когда путь освоения любого предмета предстает как множество отдельных шагов, каждый из которых является отдельной образовательной программой, составляемой самим учеником. Построению таких образовательных программ можно и нужно учить. Хотя, конечно, это работа не одного дня. Но это то, на чем держится педагогическое мастерство.
Если по-настоящему, а не формально принять принципы личностно-ориентированного обучения и если строить профильное обучение с ориентацией на эти принципы, ребенок получает право на формирование собственного содержания образования. Сегодня для этих целей можно успешно использовать уникальные возможности компьютерных телекоммуникаций. Это позволяет гармонично соединить “общее” и “индивидуальное”: строить урок, идя не “с предметом к детям”, а “с детьми к предмету”. Максимально использовать (побуждая, заинтересовывая, провоцируя, интригуя, мотивируя) уникальные возможности средств компьютерных телекоммуникаций для развития творческого потенциала. В нашей школе этому способствует многообразие используемых обучающих форм: дистанционные эвристические олимпиады, проектная деятельность, профиль-классы центра “Эйдос”... А за основу берется продуктивное образование. Это значит, что результаты образования должны быть представлены в образовательных продуктах: это могут быть решения задач, написание творческих работ, создание проектов. Причем ребенок постоянно задается вопросами: зачем мне это нужно? Что я хочу узнать? Какие результаты я вижу? Какое задание мне больше нравится? Какую творческую работу я хочу выполнить? Что мне нужно для этого? Самостоятельно ставя цели, дети начинают более серьезно и уважительно относиться к себе. Мы даем задания с вопросами, на которые хочется отвечать. Еще один принцип: сначала предложить детям высказать свои идеи по поводу того или иного вопроса, а затем сравнить свои мнения с тем знанием, которое уже выработало человечество. У кого-то возникнет радостное чувство: “Я не хуже Ньютона!”, а другой решит, что есть еще куда расти...
Но самое главное – это предоставить самому учителю право сделать выбор, построить собственную образовательную траекторию. Ведь невозможно одномоментно поменять авторитарную педагогическую систему с ее устремленностью к социализации и “универсально-знаниевым” приоритетам на гуманную педагогику и дидактику с ее “живым знанием”, индивидуализацией, значимостью и цельностью каждой личности независимо от ее психологических особенностей или формальной учебной успешности.
К сожалению, мои наблюдения говорят о том, что сегодня в сознании учителей доминирует такое представление о профильности, от которого практически невозможно уберечься. Для огромного большинства это просто углубленное изучение отдельных предметов. И нарастающий вал информации, который нужно зачем-то обрушивать на учеников. А еще – копирование курсов высшей или средней профессиональной школы… Что может помочь учителю уйти от такого понимания? Только специальная профессиональная подготовка, развивающая его собственную способность выбора. Этот путь менее затратен экономически и организационно, чем “тотальная профилизация”, но непрост по-человечески. Я не единожды слышала озабоченные реплики вполне достойных учителей, все время ожидающих, когда к ним поступят очередные руководящие планы и инструкции. Как труден самостоятельно сделанный шаг! Но такие шаги уже делаются в нашей российской школе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru