КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КАМЕРТОН
Музыкальные каникулы
Фестиваль «Возвращение» – встреча с
родными пенатами
Приятно осознавать, что многие артисты,
покинувшие Россию, все чаще выступают на родине.
Приятно, что все реже приходится сожалеть о
потере кумиров из виду, они могут теперь
возвращаться если не насовсем в родные пенаты, то
во всяком случае на отечественную сцену в рамках
регулярных гастролей. Восемь лет назад одними из
тех, кто понял, как важно сохранить творческие
силы в России, стали молодые – двадцати с
небольшим лет – музыканты, авторы и создатели
фестиваля камерной музыки «Возвращение».
Это были выпускники Московской средней
специальной музыкальной школы имени Гнесиных,
продолжившие обучение в различных колледжах и
высших школах в Европе и США. Авторами идеи
выступили скрипач Роман Минц, обосновавшийся в
Лондоне, и гобоист Дмитрий Булгаков, уехавший в
Германию. Решив с пользой использовать
рождественские каникулы, позволявшие им
навестить родных в Москве, они, обнародовав свою
гражданскую позицию, предпочли домашним
посиделкам публичное музицирование. Со временем
Минц и Булгаков организовали и возглавили фонд
развития культуры «Возвращение», он добавил к
ежегодным фестивалям, ставшим неотъемлемой
частью музыкальной жизни столицы, и другие
проекты. В прошлом году, выйдя за фестивальные
рамки, фонд провел абонементную серию концертов
«Возвращение. Портреты» в Доме музыки, в нынешнем
сезоне продолженную в Рахманиновском зале
Консерватории. Смысл серии – представить героев
«Возвращения» в развернутых сольных программах
(27 февраля такой рецитал предстоит Р.Минцу).
Четыре концерта фестиваля в Рахманиновском зале
всегда проходят в одни и те же числа, окружающие
православное Рождество. И это всегда
эксклюзивные тематические вечера, всегда звучит
интересная и по большей части абсолютно
неизвестная музыка. В этом году в первый день
«возвращенцы» затронули весьма щекотливую тему:
может ли музыка служить свидетельством
душевного недуга композитора и может ли в форме и
содержании произведения отразиться история
болезни его создателя. В программе, получившей
название «Анамнез», звучали сочинения,
написанные Бетховеном, Вольфом, Дюпарком,
Сметаной, Шуманом и недавно ушедшим из жизни
Дитером Натовым в периоды психических
расстройств и депрессии. Открыл вечер
фортепианной сонатой Бетховена британец Чарльз
Оуэн, ставший для аудитории «Возвращения»
желанным гостем еще несколько лет назад, кстати,
благодаря Бетховену. А завершился концерт
блестящим исполнением «Сказочных
повествований» Шумана для кларнета, альта и
фортепиано (Евгений Варавко, Максим Рысанов и
Александр Кобрин).
«Возвращенцы» всегда улавливают идеи, витающие в
воздухе. Так, второй концерт фестиваля – «Брамс»
(и его влияние на современников) – нечаянно
предвосхитил грандиозный праздник,
подготовленный Московским международным домом
музыки (20 января там начался крупный
монографический фестиваль «Иоганнес Брамс»). В
число «брамсианцев» попали композиторы А.Дитрих,
Б.Шольц, А.Дворжак, Э.Донаньи, К.Райнеке – кроме
чеха, композиторы «второго эшелона», как
оказалось, они писали очень приятную музыку.
«Особенно если ее сыграть как подобает», –
считают «возвращенцы». Примером может служить
«Серенада» Донаньи для струнного трио, ее
мастерски преподнесли Роман Минц, Максим Рысанов
и Кристина Блаумане (известное в Британии
«ASCH-трио»).
В третий вечер («Трудности перевода») музыканты
«рассуждали» о том, что такое транскрипция, имеет
ли право один композитор каким-либо образом
преобразовывать сочинение другого и что из этого
получается. Гвоздем программы стала «Симфония
для струнных и духовых» Дмитрия Шостаковича –
Рудольфа Баршая (переложение Квартета №3),
которую корифеи фестиваля сыграли с оркестром
«Гнесинские виртуозы» Михаила Хохлова, заслужив
овацию.
Закрытие фестиваля согласно традиции – это
всегда «Концерт по заявкам» самих участников. И
это хит-парад корифеев «Возвращения», среди них
Минц и Булгаков, Рысанов и Блаумане, Кобрин и
Варавко, а также альтист Илья Гофман,
виолончелист Борис Андрианов, пианисты
Екатерина Апекишева и Яков Кацнельсон и многие
другие. Финальной точкой нередко бывает
произведение, написанное специально по заказу
фестиваля. Так было и в этот раз. Разучить и
исполнить с россиянами свой самый свежий опус
приехал из Ирландии экстравагантный Брайан
Ирвайн. Он представил искрометное, исполненное
юмора и пропитанное энергетикой джаза сочинение
«Птица… Сапог… Часы», созданное под
впечатлением работ не менее эксцентричного
скульптора-кинетика Эдуарда Берсудского. 11
инструменталистов самоотверженно преодолели
этот сложнейший (прежде всего по ритму) Рубикон,
явно получив невиданную порцию адреналина и
выплеснув его в зал.
Татьяна ДАВЫДОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|