КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД
Клоун, который рожден холодом
Русские народные галлюцинации в
переложении Петра Мамонова
Рубеж нового года Московский
драматический театр имени К.С.Станиславского
встретил спектаклем «Мыши, мальчик Кай и Снежная
королева». Жанр обозначен оригинально – «звуки
Му». В представлении задействованы арт-группы
«Свои» и «Слепые». Одна барышня будто бы написала
сценарий, другая бороздит сцену на лыжах в
солнечных очках и серебристом комбинезоне.
Увалень-очкарик лет 30 в бюрократическом сером
костюме наглядно пронзен осколком льда и, стало
быть, претендует на роль Кая. В роли Яйца даже
один профессиональный актер Театра мимики и
жеста. Ему на голову напялена бутафорская
скорлупа с нарисованной трещиной.
Вышеизложенным исчерпывается все, что можно
сообщить об этом, так сказать, спектакле. Нет,
можно, конечно, выдумать, что треснувшая скорлупа
– это шекспировское «я ранен так, что виден
мозг», что лыжница – это холодная
соблазнительная потребительская цивилизация, а
Кай – альтер эго Мамонова, мучительно
складывающего из осколков слово «вечность»… Но
это будет блеф и обман публики. На самом деле мы
имеем дело не то с мистификацией, не то с желанием
Петра Мамонова станцевать буги на своем досуге с
милыми его сердцу людьми. Главный и единственный
герой, он же режиссер, автор и исполнитель, – Петр
Мамонов. И все эти «Мыши» вовсе не мыши, а
тараканы в Петиной голове, и никакой это не
спектакль, а концерт, и посвящен он не тому,
«каково было Каю жить с осколками в глазах и в
сердце», а двум последним альбомам Мамонова
(«Мыши» и «Зелененький»). Уже не первая попытка
Петра Мамонова перемешать рок-концерт с театром
выглядит сапогами всмятку. На сцене Петр Мамонов
– абсолютная сверхмарионетка, в режиссуре –
полный дилетант. На вопрос, зачем человеку,
носящему Театр в себе, вся эта самодеятельность
вокруг, ответить затруднительно.
Представляя новую театральную постановку, Петр
Мамонов произнес дословно следующее: «Если кто
видел этот спектакль – я зелененький, маленький,
неизвестный... Но все-таки я человек, и у меня есть
душа. Для меня “клоун” – очень почетное слово,
если меня воспринимают именно как клоуна, а не
как носителя прогрессивной всей беды...»
Чтобы правильно понять происходящее в Театре
имени Станиславского, нужно вспомнить, кто такой
Мамонов и откуда он несет свою беду. А уж
прогрессивная она или нет – решайте сами.
Звезда его взошла над советским рок-подпольем.
Над квартирными концертами; над строгой
конспирацией; над «магнитоиздатом», связавшим
тысячи катушечных агрегатов во всесоюзную сеть.
Потом продвинутые экономисты от шоу-бизнеса
выяснят, что тогдашняя рок-культура была
неправильная. Но если судить по плодам, трудно не
заметить, что из неправильного улья вылетела
добрая дюжина очень правильных пчел.
Однообразно-неласковые социальные условия
времени колокольчиков сформировали
поразительное разнообразие творческих лиц.
Мамонов оказался единственным на отечественной
рок-сцене настоящим Артистом. Прочие наши звезды
прежде всего поэты с гитарами. Их сценические
решения бывали занятны, чаще – откровенно
заимствованы, но в принципе необязательны.
Мамонов тоже начинал с акустической гитарой и
поэтическим даром не обделен: «И песня моя
прозрачная/ и бледно-синяя, как зима,/ как наледи,/
как скользкий лед/ памяти». Но «Звуки МУ» видеть
необходимо. Впечатления – широкий простор
зоологических ассоциаций: «гальваническая
судорога пресмыкающегося», «взбесившийся
птеродактиль», «пластика больной пантеры».
«Это существо, вихляясь в коленках, перемещалось
по сцене, восседало на динамиках в позе орла и
время от времени делало нелепые попытки
вспорхнуть, угрожающе раскидывая по сторонам
сломанные в локтях крылышки. Совершенно
разболтанные части Петиного тела, будто лишенные
костей и вращающиеся на шарнирах, придавали ему
сходство с уродливой марионеткой…»
Так писали о нем. Марионетка исполняла
жутковатые песенки. Их лирический герой – если,
конечно, к композиции «Люляки баб» применимо
слово «лирика» – вряд ли мог рассчитывать на
сопереживание. Характерное определение
тогдашнего самиздата – «русская народная
галлюцинация». Там же истоки искусствоведческих
дискуссий: что такое «Звуки МУ»? Лицедейство,
театр масок, сознательно подобранных «на обочине
жизни»? Сравните: В.Высоцкий, А.Райкин. Но Мамонов
– артист другого жанра. Вряд ли он действовал
рационально. Как-то ему сказали, желая похвалить,
что с песней «Бутылка водки» он стал достойным
наследником Аркаши Северного. Мамонов обиделся.
Долго перечислял новейшие английские группы,
которые не только слышал, но даже смотрел на
видео (редчайшая в то время роскошь). Однако
заметьте: никто из перечисленных им почтенных
англичан не посещал наших магазинов. А Мамонов
там работал грузчиком в мясном отделе. То, что он
пел и изображал, нельзя было сконструировать и
скопировать, только прожить. Может быть, «Звуки»
– это панк-рок, но не в смысле подражания
английской шпане, а в том смысле, какой вкладывал
в это слово обозреватель журнала «Урлайт»
Д.Морозов: «…доходя до предела, человек просто
умирает, поэтому панк-рока в чистом виде не
существует, только более-менее близкое
приближение к нему». Приближение исключительно
русское, почвенное.
Сценическая история самих «Звуков» – от
Андропова до позднего Горбачева. От лидера
требовалось уникальное сочетание качеств –
шаманских и организаторских. В случае со
«Звуками» обязанности удалось распределить.
Организацию взял на себя бас-гитарист
А.Липницкий, выстроив для группы эффективную
стратегию успеха. Петино юродство музыкально
окормляли отличные инструменталисты: джазовый
барабанщик Михаил Жуков и Александр Александров
(фагот) из «тбилисского» состава «Аквариума».
Официальная карьера «Звуков» при Горбачеве
развивалась успешнее, чем у многих других групп.
Репертуар Мамонова и компании так разительно не
соответствовал окружающей
телевизионно-чиновничьей тусовке, что последняя
могла рассматриваться как дополнительный
элемент панк-шоу. Параллельно Мамонов еще
снимался в кинофильмах – скорее культовых,
нежели художественных.
Вершина рок-карьеры – сотрудничество с Брайаном
Ино, который понял, что «русские народные
галлюцинации» в первозданном виде могут
заинтересовать пресыщенную аудиторию
рок-метрополий. Выпущенная английской фирмой
«Опал» пластинка в 1989 году за две недели
разошлась в количестве 35 тысяч экземпляров.
А в 1990 году «Звуки» распались. По мнению
А.Липницкого, они выполнили свою миссию.
Дальнейшая творческая жизнь П.Мамонова (если не
считать почти эфемерного рок-состава «Мамонов и
Алексей») связана в основном уже с Театром имени
Станиславского. Здесь рок-эмигрант поставил пять
спектаклей: “Лысый брюнет”, “Полковнику никто
не пишет”, “Есть ли жизнь на Марсе?”,
“Шоколадный Пушкин”, «Кай и Снежная королева».
Но темный клоун Мамонов представляет искусство
прямого личного самовыражения, далекое от школы
Станиславского; и не случайно многие зрители
говорят, что его спектакли хороши настолько,
насколько на сцене много самого Мамонова и мало
всего остального. Не возбраняются ассоциации с
ранним Е.Гришковцом и сожаления о том, что
Мамонову до сих пор не встретился такой режиссер,
как Э.Някрошюс.
Невозможно умолчать и о том, как достойно повел
себя бывший советский панк в новую историческую
эпоху. Сторонясь политических лохотронов и
глянцевых тусовок, он делит время между театром и
деревней за 150 километров от Москвы и не отдыхает
там в барской усадьбе с прислугой, а делает все
собственными руками в обычном доме. Его
обращение к Богу – не конъюнктура и не
продолжение политики (как у К.Кинчева, чья дорога
к храму пролегла почему-то через газету
«Завтра»), а сознательный выбор взрослого
человека, заслуживающий уважения.
«Вот такой особенный дяденька…»
Марина ТИМАШЕВА,
Илья СМИРНОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|