ЭПИСТОЛЯРНАЯ ПЕДАГОГИКА
Не смешны ли все мои мечты о школе?
Из дневника сельской учительницы
Н.Шкляевой 1915–1916 гг.
Деревня Красное Веденской волости Приморской
области Иманского уезда
Учитель – профессия публичная. Он целый
день на глазах, в заботах о других. А его
собственный внутренний мир, напряженный и
сложный, нередко остается без внимания. Потому-то
и появляется томящее ощущение ненужности и
неоцененности, за которым следует страх потери
смысла: «Не с кем посоветоваться», «Мой труд
никому не интересен». Такие состояния тяжелы, но
и продуктивны: наблюдая за ними, описывая их,
выражая свои соображения на бумаге, мы осмысляем
нашу жизнь, преодолеваем одиночество в разговоре
с собой.
Люди учительской профессии очень часто ведут
личные записи о происходящем с ними в школе. «А
как же без этого, – говорят при встрече многие
учителя, – в какие-то дни появляется особенно
острая потребность писать». И какое же счастье
прочесть обыкновенные записки учителя, человека
чувствующего, внимательно всматривающегося в
жизнь и в себя! Как правило, такие находки – игра
случая. Вдруг в далекой деревне встречаешь
пишущего учителя – с добрым сердцем, с даром
наблюдательности и выражения чувств... А то вдруг
библиограф из петербургской Российской
национальной библиотеки неожиданно натыкается
на ссылку о том, что в 1931 году в журнале
«Современные записки» были опубликованы
дневники сельской учительницы из села Красное
Приморской области (ныне Хабаровский край).
И когда читаешь записки, между которыми пролегло
столетие, понимаешь: учитель есть чудо
неслучайное…
Когда этот материал готовился к
печати, мы старались выяснить хоть какие-то
подробности об авторе дневника и о судьбе села
Красное. К сожалению, наши поиски пока не
увенчались успехом. Но, публикуя сегодня этот
материал, мы надеемся, что вдруг кому-нибудь из
вас, наши читатели, что-нибудь известно об этом
селе, его школе, об учителе Н.Шкляевой и ее
учениках? Напишите нам, пожалуйста!
4 сентября 1915 года
Мы сказали ему: «Здравствуйте». Он молча кивнул и
остановился.
– Нам нужен господин инспектор.
– Я? А что вам? – сказал он замогильным голосом.
– Мы учительницы в Покровку и в Красное…
– Ну и что ж из этого? – еще угрюмее сказал он.
Мы растерялись.
– Хотели с вами поговорить…
– Завтра придете, часов в 9, – бросил он и вышел.
На минуту я почувствовала себя совершенно
несчастной, будущая деятельность потускнела и
как-то скверно сморщилась. Не зря ли нам в
семинарии четыре года долбили о «великом и
славном» труде народного учителя? Не смешны ли
все мои мечты о школе? И несомненно глупа
приписка в моем прошении: «Прошу не назначать
меня в город».
7 сентября
Классов два – большой светлый и другой,
поменьше; потом коридорчик, и на другой стороне
здания – квартира для учителя, две комнаты и
кухня. Смущает только решительное отсутствие
мебели. Ну да это ничего, устроим. А в общем – все
отлично, лучшего трудно и желать в такой
небольшой деревне.
24 сентября
Первый день занятий с детьми. Еще вчера
целый день выбирала занятия, которые помогли бы
мне познакомиться с детьми и которые «с первого
же дня привлекли бы сердца детей к училищу», как
говорится в методиках. Чем больше я углублялась в
выбор предметов бесед, сказок и картин, тем почва
под ногами у меня все больше расшатывалась, и я в
конце концов совсем растерялась. Ведь там прямо
сказано – «привлекут сердца». А что если я выберу
такие, которые оттолкнут детей? Чуть было не
пришла в отчаяние от своей бездарности.
Солнце еще не взошло, как я шла с книжками и
подобающе принаряженная в школу. Там шла работа.
Кто отметал щепки от крыльца, кто оттаскивал
чурбаны и доски в сторону. Эта картина, залитая
ослепительным солнцем, заставила мое сердце
запрыгать, мне хотелось тоже возиться здесь с
ними. Но вспомнила «привлечь сердца» – велела
детям идти в класс. Ребята гурьбой побежали в
класс, косясь на меня. Я вошла за ними и как будто
ничего особенного нет (а ведь начинался мой
«первый урок»!)
Стала читать рассказ Мамина-Сибиряка «Приемыш».
Сначала все сидели смирно, но потом начали
двигать ногами, зашептались, а Федор даже встал и
прогулялся в коридор, волоча со стуком по полу
огромные сапожищи. Я вижу, что чтение мое
утомительно и малопонятно, дети не в силах больше
слушать. Пропуская описания, скомкала рассказ,
кончила его наконец, закрыла книжку и спрашиваю:
«Кто понял, о чем здесь написано?» Все молчат. «Ты,
Никифор, понял?» Он сидел, подперши круглые щеки
кулаками и не сводил с меня серых глаз. «Ни», –
спокойно ответил он. Я – Федора. – «Ничего не
поняв». Тут вижу двое подняли руки – раньше
ходили в школу, они выручили меня: «Трохи понялы,
як дид птицю годував». Я была недовольна собой –
зачем взяла этот рассказ? Мыслимо ли с места в
карьер такую длинную штуку выслушать!
Скоро отпустила детей и в окончательном
недовольстве собой пошла обедать. Как-то в
Семинарском Образцовом училище уроки так гладко
давала, все было уместно, хорошо, а тут… Правда,
что нам там таких детей не показывали.
Хожу и терзаюсь. Но, во-первых, в чем главная беда?
Дети все малороссы, плохо понимают меня, а я их.
Стало быть, чем скорее я познакомлюсь с их
наречием, тем эта беда будет меньше. Потом
забросить методики, которые написаны для
городских детей.
29 сентября
Разделила детей на две группы – ходивших
уже в школу и новичков. Последних громадное
большинство. Они интересуют меня больше старых.
Всем раздала карандаши и тетради, подписала и
показала, как держать то и другое. Потом начала
мелом на доске рисовать постепенно божью
коровку. Сначала длинный кружок – спинку, потом
поменьше – головку и т.д. Когда коровка у всех
была готова, я принесла свои цветные карандаши и
раздала (жаль, что всем не хватило). Сначала они не
знали, что с ними делать, и стали обводить
контуры. Вот было радости, когда я им показала
раскрашенную божью коровку. С таким усердием
принялись малевать, пыхтят, за карандаши чуть не
дерутся. Для развлечения нарисовала на доске
после коровки дом, из трубы дым идет, и кошка
бегает по крыше, поднявши хвост. Что смеху было!
4 октября
После обеда ходила с детьми на Лысую сопку.
Я решила познакомить их с компасом. Проделала
обычное «стать лицом на полдень, вытянуть ноги
крестом, впереди будет юг, сзади – север и т.д.».
«А как мы узнали бы стороны света, если бы мы были
в лесу, солнце зашло бы за тучи, и мы не знали, куда
идти?» Один тотчас ответил: «Я влез бы на кедру и
побачив бы нашу деревню». Другой сказал ему:
«Дурный! Тоби кажуть – дощь идэ. Наши хлопцы в
прошлом году ох и попоилы ж мамалыги…» (есть
мамалыгу – это значит заблудиться. Когда-то в
первые годы переселения компания здешних людей
блуждала в лесу три дня и вышла в соседнюю
молдаванскую деревню, где их накормили
кукурузной кашей – мамалыгой. Теперь это
выражение употребляет вся деревня вместо –
«заблудиться»). Среди общего напряженного
молчания Денис серьезно сказал: «А як не знаешь,
так не ходы». Все с облегчением засмеялись –
нашли выход. Я была побита. Тогда я говорю: «А вот
на Великом океане, как же люди узнают, как плыть?
Берега не видно, только вода да небо и дождь еще,
если пойдет?» Опять напряженные лица – как быть?
Косятся друг на дружку, не придумал ли кто. И как
же это на самом деле – ни земли не видать, ни
солнца? Тут уж я торжествую – вынимаю компас и
кладу на пенек: «Смотрите, пароход слушается вот
этой стрелки!» Не верят, вертят круглую коробочку
во все стороны, но потом замечают, что стрелка-то
все в одну сторону показывает. Все навалились на
пенек, всплескивают руками, удивляются: «Грыць
его знае!» В конце концов пришлось мне спасать
замысловатую коробочку от излишнего
любопытства.
9 октября
С маленькими разучивала стихотворение «Дед
и дети». Потешно рассказывают: «Первый каже…
другий каже… дид каже: добре дитки, трохи
пидождите – усэ вам буде, и свисток, и белка, и
усэ». Потом стали рисовать этого деда и детей.
Никишка нарисовал так: деда с синей бородой, по
колена ему «кедры» – палочки с крючками направо
и налево, на одном из них красное пятно – белка.
Автор пояснил мне: «Це дид ловит белочку, це хатка
дидова (под ногами у деда нарисована хатка), а це
собака». «Собака» – лежачая палочка, ее
подпирают четыре и одна в сторону. У маленького
Борща была в центре внимания белка – она была
больше деда, а стояла на хвосте, ногами в сторону.
«Прыгает», – объяснил автор.
14 октября
Снежный день. Совсем зима. После уроков
вышла погулять, посидела на бревне. Бело, бело
кругом, только деревья голые, черные. Снег
по-зимнему скрипит под ногами. Холодно,
безотрадно вверху и внизу. А снег все валит и
валит. Мне начинает казаться, что он завалит меня
и никто не узнает об этом. Одиноко. Все забыли обо
мне, никто не помнит… Почему так тихо? Напоминает
что-то эта тишина и это море бесстрастных
снежинок. Как будто это уже было когда-то, эта
всюду белая пелена. Далекое воспоминание…
6 ноября
Тоскливо. Какая-то растерянность,
неуверенность во всем, хорошо или дурно все, что я
делаю. Может быть, то, что я считаю важным, не
стоит выеденного яйца. Не с кем посоветоваться,
обсудить, потолковать, спросить. Как в самом деле
проверить себя? Тут «мiр» мой внутренний не
помогает. Он вроде наших солнечных часов, годится
только в солнечную погоду. А в морочной день
бесполезен. Живешь, как на необитаемом острове –
никому ты не нужна.
3 декабря
Кое-кто из мужиков и баб зашел ко мне. Они
ласково оглядывали мою комнату, широко
крестились на образ и садились на кровать. Пока я
прибирала фонарь, они растопили мне печку и на
ней кипел чайник. Хотела напоить моих гостей
чаем, да не хватило чашек. Так было хорошо, я
чувствовала открытые ко мне души этих людей,
пришедших с молчаливой лаской. Сегодня они
поняли, что я люблю самое дорогое им – их детей.
13 февраля
Встретила в тетрадях детей 2-го отделения
такие курьезы. На вопрос «кто воркует?» отвечено:
«Волк». «Кого любят родители?» Ответ: «Родители
любят праздник». «Кого должны почитать дети?» –
«Дети должны почитать воскресенье». «Кто блеет?»
Ответ: «Человек». «Кто щебечет?» – «Сорока».
22 февраля
Новость – ребята принесли двух воробушков.
Смастерили им клетку и повесили у окна. «Хай
живут, а на Благовещение выпустим», – решили
дети. Натолкали им туда всего. Вплоть до сала.
«Горобци» веселенькие, веселят нас своей
трескотней. Среди урока вдруг: «Чирик!» Лица у
всех расплываются: «Спивают».
Н.ШКЛЯЕВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|