ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Самоуверенные, беспомощные и
трудолюбивые
По результатам анкет PISA неожиданно выяснилось,
что...
…нашим детям больше всех задают на
дом
Учебный год в России, как всем известно,
длится 35 недель. Один из самых коротких в мире.
Для сравнения: в Чехии дети учатся 41 неделю, в
Великобритании – 40 недель, в Швеции, Австрии – 39,
в Японии и Финляндии – 38 и т.д. Но при этом в школе
наш ребенок проводит довольно много времени, в
среднем около 28 часов в неделю, причем в основном
на уроках. В 25 других странах-участницах дети
возвращаются домой раньше, а обучение происходит
отнюдь не только в форме обычных уроков.
И на домашние задания российские школьники
тратят времени больше всех в мире. Почти 13 часов в
неделю. Тогда как в Финляндии или Чехии – около 4
часов (!), в США и Дании – 6 часов.
…дело не в деньгах
Распространено представление: чем больше
денег тратится на образование, тем оно лучше. Но,
как показывает исследование, страны с очень
высоким уровнем затрат на образование (США,
Норвегия) показали не самые лучшие результаты
(28-е и 24-е места). Зато Финляндия и Корея
умудрились войти в первую десятку при весьма
скромных денежных вложениях. А Чехия совершила
гигантский скачок в мировом образовательном
рейтинге, сохраняя одно из последних мест по
уровню финансирования. К сожалению, в
официальном международном отчете не оказалось
данных о том, сколько тратит на образование
Россия.
…возможности у нас неравные
Данные PISA говорят и о том, пытается ли
государство предоставить своим маленьким
гражданам равные возможности независимо от
места их рождения (столица или глухая деревушка),
от социальной и национально-культурной
принадлежности (дочь арабского иммигранта или
представитель коренного населения). Дания,
Финляндия, Норвегия добились того, что
практически все школы страны действительно дают
образование примерно одного уровня. В Японии,
Нидерландах, Гонконге, Бельгии разница между
результатами учеников разных школ гигантская.
Россия где-то посередине. У нас существенно
отличаются по уровню подготовки школы городские
и сельские, элитные и обычные. Это довольно
естественно для такой большой страны, которая,
как и Америка, Мексика, заполнена
разноплеменными потоками иммигрантов.
…мы любим себя обманывать
Несмотря на невысокие результаты по чтению,
большинство наших ребят утверждают, что любят
читать. И если только 38% детей других стран готовы
сказать, что занимаются математикой потому, что
им это доставляет удовольствие, то в России 69%
учеников заявили, что им интересно заниматься
математикой. Любопытно: о большом интересе к
математике сообщают ученики и других стран,
показавших по математике низкий средний балл (в
Мексике – 87% детей, в Бразилии – 80%). А вот в
Финляндии, стране-победительнице, считают
математику интересной лишь 25% детей.
Конфликтуют с объективными результатами PISA и
другие суждения российских учеников. Скажем,
лишь 19% из них считают, что школа плохо готовит к
самостоятельной жизни (при среднемировом
показателе 32%). Зато 86% уверены, что школа учит их
принимать самостоятельные решения. Это говорит о
том, что российская школа не только плохо готовит
к жизни, но и формирует неадекватную самооценку.
Вот еще пример на эту тему. «Математическими
асами» себя считают 42% (!!) российских учеников,
при том что в реальности с заданиями высшего
уровня справились только 10%). В Финляндии с
заданиями такого уровня справились около 25%
учащихся, а вот считают себя математически
продвинутыми лишь 38% опрошенных. Лишь 37% наших
детей готовы признаться, что не сильны в
математике, тогда как в математически сильных
Японии и Корее таких соответственно 53 и 62%.
…школа – место неуютное
Школа признается нашими детьми местом
полезным, но вот чувствует себя там ученик
неуютно: 15% опрошенных при среднемировом
показателе 10%. Только 51% довольны своими
взаимоотношениями с одноклассниками, тогда как
средний показатель для всех других стран
составляет 86% (!).
…слишком много у нас принято заучивать
50% российских учеников признались, что
стараются запомнить все ответы (тогда как в
Японии таких только 27%). Упорный тренинг ради
овладения способом решения задачи практикуют 63%
наших детей, осваивают алгоритм шаг за шагом 71%. А
вот ищут новые пути для решения трудной задачи
только 32% (при среднемировом показателе 49%).
…у нас самые внимательные учителя и самая
высокая дисциплина
80% опрошенных чувствуют поддержку учителя,
71% считают, что педагог всегда готов выслушать их
личное мнение. Не всем ученикам в мире так
повезло. Примерно в 30 странах из сорока,
участвовавших в исследовании, педагоги
воспринимаются как менее внимательные. И не
только в традиционно суровых азиатских школах (47%
в Японии), но и в показательной Финляндии (здесь 62%
считают, что могут высказать учителю свою
позицию), в демократической Франции (50%). Впрочем,
возможно, что и «стандарты свободы» здесь
несколько иные…
Примечательно, что дисциплина на уроке у нас
остается при этом самой высокой: по этому
показателю мы обогнали даже традиционно строгую
японскую и немецкую школы. Только 16% российских
детей считают, что во время уроков в классе шумно
(в успешной Финляндии – 48%). 15% российских
подростков считают, что их одноклассники могут
бездельничать пол-урока. В США таких 27%, а в
Бразилии целых 63%.
…зато начальство у нас одно из самых суровых
Строже только в Турции, Тунисе, Индонезии.
Причиной учебных проблем детей директора чаще
всего считают излишнюю строгость учителей (в
шесть раз чаще, чем в среднем в мире!), их низкую
квалификацию, а также их необязательность.
Учеников администраторы привычно обвиняют в
прогулах (в два раза чаще европейских и
американских коллег!) Наши директора в два раза
чаще, чем начальство в других странах, жалуются
на неуважение детей к педагогам и в четыре раза
чаще – на пьянство среди учеников. Российские
администраторы в целом высоко оценивают
моральный уровень педагогов, их энтузиазм в
работе. Но все же не так высоко, как финские,
американские или датские директора.
Зато российские начальники проверяют своих
учителей чаще всех в мире. Это единственная
система, где существует феномен тотальной
проверки. 100% педагогов ежегодно переживают
различные формы контроля: открытые уроки,
регулярные проверки ученических работ,
учительских конспектов и планов уроков… Так что
по бдительности наше начальство первое в мире.
Среднемировой показатель по проверкам находится
где-то в районе 50%. Самые доверчивые директора – в
греческих, норвежских, исландских и, конечно,
финских школах. Большинство благополучных школ
во всем мире достигает успеха именно тогда, когда
директор искренне влюблен в своих учеников и
педагогов, готов их выращивать и поддерживать, а
не терроризировать бесконечными контрольными
мероприятиями.
…участь российских школьных
администраторов нелегка
Они у нас среди самых бесправных в мире. Не
могут повысить зарплату учителя, хотя имеют
право его уволить.
Уволить в России легче, чем в большинстве других
стран, где для приема сотрудника на работу
достаточно желания директора, а вот для его
увольнения нужны серьезные основания,
тщательная юридическая процедура. Так что
учитель в большинстве стран лучше защищен от
начальственного произвола.
А еще российские директора не могут свободно
распоряжаться даже теми небольшими суммами,
которые отпущены властями на школьные нужды. В
таком же положении находятся только
мексиканские, турецкие и уругвайские их коллеги.
Подготовила
Людмила ПЕЧАТНИКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|