ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОРИЕНТИРЫ
Мы опять вне конкуренции
Международное исследование определило место
России в мировом образовательном рейтинге
Образование для жизни
В конце декабря произошло важное для всемирного
образовательного сообщества событие.
Опубликованы основные результаты очередного
международного сравнительного исследования
образовательных достижений учеников – PISA (Programme
for International Student Assessment). Эта международная
программа осуществляется Организацией
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
вместе со многими влиятельными
научно-педагогическими организациями разных
стран, в частности: с Австралийским советом
педагогических исследований, Нидерландским
национальным институтом педагогических
измерений, Службой педагогического тестирования
США, Национальным институтом исследований в
области образования в Японии.
Объект исследования –
15-летние подростки, посещающие учебные заведения
разного уровня и профиля. Во многих странах
именно к этому возрасту завершается
обязательное обучение в школе и программы
обучения еще довольно близки.
Цель исследования – оценить, насколько
получаемое детьми общее обязательное
образование подготавливает их к полноценному
функционированию в современном обществе.
Дополнительно изучается отношение подростков к
обучению, а также влияние различных факторов,
связанных с политикой школы, образом жизни семьи
ребенка, на уровень его образовательных
достижений.
Образовательная подготовка учащихся
проверяется по трем направлениям, причем во
всяком очередном исследовании PISA доминирует (две
трети заданий) какое-то одно: грамотность чтения
(2000 год), математическая грамотность (2003 год) и
естественно-научная грамотность (2006 год). В 2009
году акцент вновь сместится на грамотность
чтения. И всегда присутствует особый тип заданий
– на грамотность принятия решений: оценивается
владение различными стратегиями поведения в
разнообразных жизненных ситуациях.
Мы уже писали о том, что исследование 2000 года
показало достаточно низкий уровень учебных
достижений российских школьников. Впрочем, в
похожем положении оказались и многие развитые
страны, полагавшие, что их школы дают детям
качественное образование. Тесты PISA показали
беспомощность традиционных подходов,
рассчитанных на заучивание, воспроизведение и
освоение алгоритмов. Сокрушительное
разочарование заставило отдельные европейские
страны взяться за коренное преобразование
национальной школы, чего не скажешь о России.
Математическая грамотность
Под математической грамотностью в исследовании
понимается способность учеников “определять и
понимать роль математики в мире, высказывать
хорошо обоснованные математические суждения и
использовать математику ради удовлетворения
индивидуальных жизненных потребностей, присущих
созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину”. Подросток должен уметь
распознавать проблемы, которые могут быть решены
средствами математики, формулировать эти
проблемы на языке математики и решать их,
используя математические знания и методы.
В исследование включены разноуровневые задания.
Первый и второй уровни предполагают
воспроизведение математических фактов, методов
и выполнение простейших математических
операций. На третьем и четвертом уровнях уже
необходимо устанавливать связи, интегрировать
материал из разных математических тем для
решения поставленной задачи, описывать
математическим языком ход своих мыслей и
найденное решение. Пятый и шестой уровни (самые
высокие) доступны только детям, у которых
сформировано математическое мышление, требующее
обобщения и интуиции.
В качестве основного количественного показателя
математической грамотности используется
средний балл, подсчитанный по результатам
выполнения математической части работы всеми
учащимися этой страны. Россия набрала 468 баллов
из тысячи (средний уровень – 500 баллов). Это
соответствует 29–31-му месту из сорока возможных.
По общему количеству набранных баллов всех
участников можно разделить на три группы. Страны,
результаты которых статистически значимо выше
наших (Гонконг со средним баллом 550, Финляндия –
544 балла, а также Корея, Нидерланды, Лихтенштейн,
Япония, Канада, Бельгия, Новая Зеландия – всего 26
стран); страны, результаты которых сравнимы с
российскими (Латвия, США, Португалия, Италия);
страны, результаты которых статистически
значимо ниже российских (Греция, Сербия, Турция,
Уругвай, Таиланд, Мексика, Индонезия, Тунис,
Бразилия, у которой всего 356 баллов).
Российские школьники показали более высокие
результаты при выполнении заданий, связанных с
геометрическим и алгебраическим содержанием,
нежели со статистическим, вероятностным.
Любопытно, что при наличии достаточного числа
учеников, осиливших задания самого высокого
уровня, целых 30% подростков оказались не способны
справиться с заданиями второго уровня, с
которого и начинается функциональная
(необходимая для нормальной жизни в обществе)
математическая грамотность.
Это свидетельствует о наличии у нас
существенного разрыва между “элитной” и
массовой математической подготовкой и о том, что
как раз задачу общего математического
образования наша школа решает крайне плохо.
Надо сказать, по сравнению с результатами 2000 года
в области математики (именно математической
подготовкой наших детей мы традиционно гордимся)
Россия нисколько не продвинулась вперед. Если
четыре года назад Чехия, Германия, Венгрия,
Испания, Польша были с нами в одной группе, то
сейчас они добились настоящего прорыва. Чехия –
на 12-м месте, Германия – на 13-м.
Грамотность чтения
Под грамотностью исследователи понимают
“способность ученика использовать чтение как
средство для достижения собственных целей,
активного участия в жизни общества, приобретения
новых знаний для дальнейшего обучения”.
По грамотности чтения, понимаемой таким образом,
Россия получила чрезвычайно низкий средний балл
– 442 из 1000 возможных (результат 2000 года – 462).
Лучше нас – 31 страна (Финляндия – 543 балла, Корея
– 534 балла, Канада – 528 баллов и т.д.). В одной
группе с нами Турция (441 балл) и Уругвай (434 балла).
Результаты более низкие у шести стран (Таиланд,
Сербия, Бразилия, Мексика, Индонезия, Тунис).
Естественно-научная грамотность
Под естественно-научной грамотностью в
исследовании понимается способность учащихся
использовать естественно-научные знания для
отбора в реальных жизненных ситуациях тех
проблем, которые могут быть исследованы и решены
с помощью научных методов; способность к
получению выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах; понимание окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность
человека.
Это единственная область, где Россия добилась
некоторого успеха: 20–30-е место (489 баллов) из
сорока (в 2000 году мы заняли 26-е место из тридцати).
Сейчас по данному показателю Россия находится в
одной группе со странами, которые четыре года
назад существенно нас опережали (Германия, Дания,
США – всего 14 стран). Более высокие результаты
показали 16 стран (Финляндия и Япония – по 548
баллов).
Обзор подготовила
Людмила ПЕЧАТНИКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|