Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОРИЕНТИРЫ

Мы опять вне конкуренции
Международное исследование определило место России в мировом образовательном рейтинге

Образование для жизни

В конце декабря произошло важное для всемирного образовательного сообщества событие. Опубликованы основные результаты очередного международного сравнительного исследования образовательных достижений учеников – PISA (Programme for International Student Assessment). Эта международная программа осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) вместе со многими влиятельными научно-педагогическими организациями разных стран, в частности: с Австралийским советом педагогических исследований, Нидерландским национальным институтом педагогических измерений, Службой педагогического тестирования США, Национальным институтом исследований в области образования в Японии.
Объект исследования –
15-летние подростки, посещающие учебные заведения разного уровня и профиля. Во многих странах именно к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе и программы обучения еще довольно близки.
Цель исследования – оценить, насколько получаемое детьми общее обязательное образование подготавливает их к полноценному функционированию в современном обществе. Дополнительно изучается отношение подростков к обучению, а также влияние различных факторов, связанных с политикой школы, образом жизни семьи ребенка, на уровень его образовательных достижений.
Образовательная подготовка учащихся проверяется по трем направлениям, причем во всяком очередном исследовании PISA доминирует (две трети заданий) какое-то одно: грамотность чтения (2000 год), математическая грамотность (2003 год) и естественно-научная грамотность (2006 год). В 2009 году акцент вновь сместится на грамотность чтения. И всегда присутствует особый тип заданий – на грамотность принятия решений: оценивается владение различными стратегиями поведения в разнообразных жизненных ситуациях.
Мы уже писали о том, что исследование 2000 года показало достаточно низкий уровень учебных достижений российских школьников. Впрочем, в похожем положении оказались и многие развитые страны, полагавшие, что их школы дают детям качественное образование. Тесты PISA показали беспомощность традиционных подходов, рассчитанных на заучивание, воспроизведение и освоение алгоритмов. Сокрушительное разочарование заставило отдельные европейские страны взяться за коренное преобразование национальной школы, чего не скажешь о России.

Математическая грамотность

Под математической грамотностью в исследовании понимается способность учеников “определять и понимать роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику ради удовлетворения индивидуальных жизненных потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину”. Подросток должен уметь распознавать проблемы, которые могут быть решены средствами математики, формулировать эти проблемы на языке математики и решать их, используя математические знания и методы.
В исследование включены разноуровневые задания. Первый и второй уровни предполагают воспроизведение математических фактов, методов и выполнение простейших математических операций. На третьем и четвертом уровнях уже необходимо устанавливать связи, интегрировать материал из разных математических тем для решения поставленной задачи, описывать математическим языком ход своих мыслей и найденное решение. Пятый и шестой уровни (самые высокие) доступны только детям, у которых сформировано математическое мышление, требующее обобщения и интуиции.
В качестве основного количественного показателя математической грамотности используется средний балл, подсчитанный по результатам выполнения математической части работы всеми учащимися этой страны. Россия набрала 468 баллов из тысячи (средний уровень – 500 баллов). Это соответствует 29–31-му месту из сорока возможных.

По общему количеству набранных баллов всех участников можно разделить на три группы. Страны, результаты которых статистически значимо выше наших (Гонконг со средним баллом 550, Финляндия – 544 балла, а также Корея, Нидерланды, Лихтенштейн, Япония, Канада, Бельгия, Новая Зеландия – всего 26 стран); страны, результаты которых сравнимы с российскими (Латвия, США, Португалия, Италия); страны, результаты которых статистически значимо ниже российских (Греция, Сербия, Турция, Уругвай, Таиланд, Мексика, Индонезия, Тунис, Бразилия, у которой всего 356 баллов).
Российские школьники показали более высокие результаты при выполнении заданий, связанных с геометрическим и алгебраическим содержанием, нежели со статистическим, вероятностным. Любопытно, что при наличии достаточного числа учеников, осиливших задания самого высокого уровня, целых 30% подростков оказались не способны справиться с заданиями второго уровня, с которого и начинается функциональная (необходимая для нормальной жизни в обществе) математическая грамотность.
Это свидетельствует о наличии у нас существенного разрыва между “элитной” и массовой математической подготовкой и о том, что как раз задачу общего математического образования наша школа решает крайне плохо.
Надо сказать, по сравнению с результатами 2000 года в области математики (именно математической подготовкой наших детей мы традиционно гордимся) Россия нисколько не продвинулась вперед. Если четыре года назад Чехия, Германия, Венгрия, Испания, Польша были с нами в одной группе, то сейчас они добились настоящего прорыва. Чехия – на 12-м месте, Германия – на 13-м.

Грамотность чтения

Под грамотностью исследователи понимают “способность ученика использовать чтение как средство для достижения собственных целей, активного участия в жизни общества, приобретения новых знаний для дальнейшего обучения”.
По грамотности чтения, понимаемой таким образом, Россия получила чрезвычайно низкий средний балл – 442 из 1000 возможных (результат 2000 года – 462). Лучше нас – 31 страна (Финляндия – 543 балла, Корея – 534 балла, Канада – 528 баллов и т.д.). В одной группе с нами Турция (441 балл) и Уругвай (434 балла). Результаты более низкие у шести стран (Таиланд, Сербия, Бразилия, Мексика, Индонезия, Тунис).

Естественно-научная грамотность

Под естественно-научной грамотностью в исследовании понимается способность учащихся использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов; способность к получению выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах; понимание окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека.
Это единственная область, где Россия добилась некоторого успеха: 20–30-е место (489 баллов) из сорока (в 2000 году мы заняли 26-е место из тридцати). Сейчас по данному показателю Россия находится в одной группе со странами, которые четыре года назад существенно нас опережали (Германия, Дания, США – всего 14 стран). Более высокие результаты показали 16 стран (Финляндия и Япония – по 548 баллов).

Обзор подготовила
Людмила ПЕЧАТНИКОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru