ВЫСШАЯ ШКОЛА
Ольга ДАШКОВСКАЯ
Работодатели будут аттестовывать
программы образования
Пока – только послевузовского
На первом в нынешнем году заседании
Общественного совета по профессиональному
образованию при профильном комитете Госдумы
обсуждались два законопроекта. Один из них
устанавливает два уровня высшего
профессионального образования. А другой
изменяет порядок получения дополнительного
профессионального образования.
Льготы и отсрочки
Законопроект о двух уровнях высшего образования
обсуждался уже семь раз, рассказала зампред
Комитета по образованию и науке Валентина
Иванова. Однако специалисты находят в нем все
новые и новые противоречия и вносят очередную
порцию поправок.
На этот раз члены общественного совета
разбирались с внеконкурсным поступлением в вузы
льготных категорий граждан и отсрочками от
службы в армии.
Сегодня льготами по внеконкурсному поступлению
в вуз пользуются абитуриенты, которые обучаются
по традиционным непрерывным программам
подготовки специалистов.
С переходом на новую систему, разделяющую
образование на самостоятельные уровни
(бакалавриат – специалитет – магистратура),
каждый из которых предусматривает отдельные
вступительные испытания, возникает вопрос:
распространяются ли указанные льготы на все
уровни? На этот вопрос нет четкого ответа даже у
представителей Министерства образования и
науки. Однако большинство считает, что льготы
должны сохраняться для всех.
Остается открытой и проблема отсрочек от службы
в армии. По существующему законодательству
призывник вправе воспользоваться двумя
отсрочками для получения образования. Это
означает, что, отучившись, скажем, на бакалавра и
магистра или на бакалавра и специалиста,
выпускник вуза не сможет продолжить обучение в
аспирантуре.
В связи с этим необходимо внести соответствующие
поправки в Закон “О воинской обязанности и
военной службе”, считают члены общественного
совета.
По словам начальника отдела стандартов и
программ профессионального образования
Департамента по государственной политике в
сфере образования Нелли Розиной, авторы
законопроекта постарались учесть потенциальные
опасности. По совету юристов слегка изменили
терминологию, переименовав ступени образования
в уровни. Благодаря этой на первый взгляд
несущественной поправке юноши якобы смогут
беспрепятственно переходить из бакалавриата в
магистратуру или специалитет.
Сохранится ли традиционная подготовка
специалистов?
Однако поводом для главных баталий послужили
другие вопросы.
Так, в первом варианте законопроекта было
указано (в процентах) число бюджетных мест для
каждого уровня образования.
После очередного обсуждения было решено: никаких
конкретных цифр в законопроекте не указывать,
поскольку потребность в бакалаврах, магистрах
или специалистах будет меняться. Однако
секретарь ЦК профсоюза работников народного
образования и науки Владимир Лившиц возразил:
если не зафиксировать определенное количество
бюджетных мест для каждого уровня новой системы,
этот вопрос будет отдан на усмотрение вузов. Или
– по инерции – второй уровень образования будет
считаться платным.
Этот аргумент убедил собравшихся. В законе четко
пропишут право обучаться бесплатно на любом
уровне.
После этого внимание общественного совета
переключилось на главную, по общему признанию,
идею законопроекта: сохранить (наряду с
двухуровневой) традиционную непрерывную
подготовку специалистов. Эту идею в ходе всех
обсуждений отстаивали представители
инженерно-технических и медицинских вузов.
Итогом борьбы стало рашение: перечень
специальностей, по которым планируется
сохранить непрерывную подготовку, будет
устанавливать правительство. Правда, некоторые
скептически настроенные члены общественного
совета спрашивали: стоит ли отдавать на откуп
правительству такие вопросы? Не лучше ли
предусмотреть все нюансы в тексте самого
документа?
“В программах двухуровневой подготовки
специалистов по схеме 4+1 нет смысла, – говорит
ректор РХТУ им. Менделеева Павел Саркисов. – Это
надуманная конструкция, которая со временем
уступит место традиционной”.
Эту позицию разделяют и представители МГТУ им.
Баумана.
Однако доводы их оппонентов не менее
убедительны: чем больше вариантов, тем больше
шансов у молодых людей реализовать свои
способности. Кто-то с самого начала выберет
дорогу специалиста, а кто-то придет к ней через
бакалавриат.
“Мы получим знахарей вместо врачей”
Несмотря на обилие предложений и замечаний,
концепция законопроекта о двух уровнях высшего
образования никаких серьезных сомнений не выз-
вала.
Зато второй законопроект – о дополнительном
профессиональном образовании – был назван
сырым, непродуманным, опасным, вредным и
неприемлемым. Некоторые пошли еще дальше и
обвинили авторов документа в неуважении к
Госдуме и научно-педагогической общественности.
Что так всполошило экспертов?
Главные тезисы законопроекта состоят в
следующем: дать право ведения программ
дополнительного профессионального образования
не только образовательным учреждениям (вузам,
ИПК, НИИ), но и другим структурам. Эти структуры –
как государственные, так и частные – могут
функционировать в разных
организационно-правовых формах. Более того,
предлагается отменить стандартизацию программ
дополнительного профессионального образования
и их государственную аттестацию. Взамен вводится
общественно-профессиональная аттестация на
добровольной основе, осуществлять которую
должны не чиновники, а работодатели.
Нелли Розина, в двух словах представившая
концепцию законопроекта, даже не успела пояснить
его цели и задачи.
Это за нее сделали другие, причем в
нелицеприятной форме.
“Этот закон окончательно ставит крест на
качестве образования”, – заявил ректор
Пятигорского государственного лингвистического
университета Юрий Давыдов.
“И сегодня есть немало структур, которые
занимаются переподготовкой и повышением
квалификации кадров, не будучи образовательными
учреждениями, – заметил президент
Межгосударственной ассоциации последипломного
образования Анатолий Демьянченко. – Но
опасность заключается в том, что согласно
данному законопроекту государство уходит из
этой сферы, отменяя стандарты, аттестацию и
аккредитацию”.
“Государство должно контролировать качество
подготовки специалистов. Тем более тех, кто
отвечает за жизнь и здоровье граждан, – убеждена
ректор Российской медицинской академии
последипломного образования Лариса Мошетова. –
Если мы пустим на самотек систему
последипломного образования в сфере
здравоохранения, то мы получим знахарей вместо
врачей”.
Владимир Лившиц обратил внимание собравшихся на
юридические нестыковки, которыми изобилует
документ, начиная с названия: «О внесении
изменений и дополнений в Закон РФ “Об
образовании”», в то время как данные поправки
логичнее вписались бы в контекст Закона “О
высшем и послевузовском профессиональном
образовании”. Справедливые опасения Владимира
Лифшица вызвало и то, что в тексте законопроекта
авторы вместо словосочетания “образовательное
учреждение” употребляют “образовательная
организация”. По его мнению, тем самым готовится
почва для утверждения таких форм, как АУ и ГМАНО,
отменяющих субсидиарную ответственность
государства по отношению к образованию.
А мы этот закон впервые видим...
Кульминацией обсуждения стали выступления
сотрудников Федерального агентства по
образованию и Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки, которые заявили, что
впервые видят этот закон, несмотря на то, что он
прошел согласование во всех министерствах и
ведомствах, включая Министерство образования и
науки, и уже находится в последней перед Госдумой
инстанции – в Министерстве юстиции.
Между тем в этом документе кардинально
пересматриваются функции и механизмы
государственной аттестации и аккредитации,
относящиеся к компетенции Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки,
представитель которой высказал сомнение в
целесообразности данного закона, поскольку, по
его словам, “в системе образования действует
немало хорошо зарекомендовавших себя
учреждений, которые профессионально выполняют
возложенные на них задачи по подготовке и
повышению квалификации специалистов”.
Эту позицию разделяют и сотрудники Федерального
агентства по образованию, по мнению которых
“этот закон усугубит проблему утечки кадров из
государственных вузов, ИПК и академической науки
в новые коммерческие структуры”.
В общем, законопроект не-
ожиданно выявил несогласованность действий трех
подразделений, управляющих образованием и
наукой.
А члены общественного совета еще долго не могли
успокоиться, пытаясь ответить на вопрос о том,
кто же все-таки заинтересован в продвижении
такого законопроекта и кому на руку развал
отрасли.
Между тем в пояснительной записке к
законопроекту сказано: “Основной идеей
законопроекта является создание условий для
развития системы непрерывного образования,
обеспечивающей удовлетворение образовательных
потребностей граждан, возникающих на протяжении
всей жизни в связи с необходимостью адаптации к
меняющимся условиям профессиональной
деятельности и социальной среды, а также с
развитием индивидуальных способностей и
интересов”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|