ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N41
ДОСУГ
“И звучит оркестрион”
Гостиница “Москва” была построена в 1936
году по проекту архитектора А.В.Щусева.
Ранее на этом месте стоял ряд знаменитых
московских трактиров.
Глядя на реконструируемую “Москву”
(точнее, на рекламу, прикрывающую эту
реконструкцию), можно пофантазировать. О том,
сколько различных баров и кафе было на этажах, о
том, как скромные командировочные пили в них по
ночам русскую водку под салатик “Оливье”, о том,
какие сумасшедшие деньжищи они в этих стенах
оставляли. Все-таки отель в центре Москвы.
Дешевый общепит здесь неуместен.
Но гораздо интереснее пофантазировать несколько
на иную тему. О том, что было тут во времена
дореволюционные. Тем более и фантазировать не
нужно. Достаточно воспользоваться
сохранившимися документами.
Некогда территория, сегодня занятая под
гостиницу, была застроена трактирами и лавками.
Самый же знаменитый из трактиров располагался
дальше всего от Тверской, ближе к нынешнему
памятнику Марксу. Это был известный Тестовский
трактир, возникший в 1868 году. Правда, он
официально назывался несколько иначе –
Патрикеевским, поскольку находился в доме
знатного миллионера Патрикеева.
Тестов же всего-навсего снимал эту недвижимость.
В какой-то степени благодаря тому, что
подольстился к жадному до славы Патрикееву и тем
его прельстил, что вывесил над входом
огромнейший плакат: “Большой Патрикеевский
трактир”. А снизу скромно приписал: “И.Тестов”.
Фирма становилась все известнее, и через десять
лет разбогатевший Тестов прибавил к своей
вывеске российский герб и надпись, самую
престижную из всех возможных, мечту каждого
дореволюционного предпринимателя, – “Поставщик
высочайшего двора”. Значит, сам государь-батюшка
не брезговал отведать тестовского
расстегайчика.
Да что там поставщик – ближайшие царевы
родственники не брезговали посетить тестовские
владения. Сюда любил захаживать брат Александра
III Владимир Александрович. Однажды это даже
вызвало курьез. Великий князь Владимир как-то раз
приехал в маленький город Боровичи. А тамошний
купец, заранее прознав об этом, “выписал” из
Москвы одного из лучших тестовских поваров,
который, зная вкусы постоянного клиента,
приготовил соответствующее угощение.
После обеда гость задал хозяину вопрос:
– Скажите, почтенный, как вы узнали все кушанья,
которые я особенно люблю?
– Господь Бог надоумил, Ваше Императорское
Величество, – смиренно ответил хозяин.
– Ну, – недоверчиво протянул Владимир
Александрович, – я полагаю, что у Господа Бога
есть заботы поважнее и ему некогда заказывать
для меня обеды.
Естественно, что у купца после такого поворота
темы душа, что называется, скакнула в пятки. Но,
впрочем, обошлось без строгостей – царскому
брату очень уж понравился обед.
Тестовский трактир был всенародным в широчайшем
смысле слова. Поутру сюда слетались жаворонки
ранние – купцы, любители гонять чаек из блюдечка.
Затем приходили чиновники. Следом –
интеллигенция. А поздним вечером и ранней ночью
тестовские залы наполнялись театралами. Благо,
рядом и Большой, и Малый, и Манеж, и Благородное
собрание.
Перед каждой осенью, когда помещики везли в
Москву на обучение своих детишек, здесь
устраивали, по традиции, семейные обеды. Иной раз
сюда даже гимназисты забегали. К примеру, Брюсов
вспоминал, что в день открытия памятника героям
Плевны он, удрав из гимназии, смотрел торжества, а
потом ел расстегаи у Тестова.
Состоял трактир из кабинетов и двух огромных
залов. В них, как правило, устраивали всякие
банкеты, но некоторые любители скопления народа
предпочитали кабинетам места в общих залах. А
многие известные и, разумеется, богатые клиенты
имели тут свои столы. За них никто не смел
садиться, но это правило срабатывало лишь в
определенные часы обеда или завтрака. В другое
время те столы были доступны каждому желающему.
Главной же достопримечательностью тестовского
заведения был дорогой оркестрион или “машина”.
Стоил он невиданную сумму – 12 тысяч рублей и по
заказу публики играл практически любую музыку, в
том числе классику. Его даже в стихах воспевали:
Вина крепки, блюда вкусны,
И звучит оркестрион, на котором:
Мейербер, Обер, Гуно,
Штраус дивный и Россини
Приютилися давно.
Из еды же более всего пользовались
спросом тестовские поросята. Выращивали их на
специальной ферме, каждого – в особом чистеньком
пенальчике со специальными перегородками, чтобы
поросенок “с жирку не сбрыкнул”. Их кормили
преимущественно творогом, а после, розовых и
нежных, везли в Москву и подавали с кашей. Те
поросята почитались как одна из главных
достопримечательностей Москвы, в одном ряду с
Царь-пушкой и Василием Блаженным.
Славилась и гурьевская каша с фруктами, и суп из
раков с расстегаями, и ботвинья с белорыбицей. А
иные обязательно заказывали кулебяку в
двенадцать этажей, каждый этаж с особенной
начинкой. Были в ходу и расстегаи с рыбой. Идет
половой с подносом расстегаев, а за ним несется
рыбный дух.
Из напитков же все больше шла Смирновская. Ее
подавали в специальных ведерках, во льду.
Владимир Гиляровский описал “простой” обед у
Тестова, в котором ему как-то довелось
участвовать: “Моментально на столе выстроились
холодная смирновка во льду, английская горькая,
шустовская рябиновка и портвейн Леве № 50 рядом с
бутылкой пикона. Еще двое пронесли два окорока
провесной, нарезанной прозрачно розовыми,
бумажной толщины, ломтиками. Еще поднос, на нем
тыква с огурцами, жареные мозги дымились на
черном хлебе и два серебряных жбана с серой
зернистой и блестяще-черной ачуевской паюсной
икрой. Неслышно вырос Кузьма с блюдом семги,
украшенной угольниками лимона.
Начали попервоначалу “под селедочку”…
Потом под икру ачуевскую, потом под зернистую с
крошечным расстегаем из налимьих печенок, по
рюмке сперва белой холодной смирновки со льдом, а
потом ее же, подкрашенной пикончиком, выпили
английской под мозги и зубровки под салат
оливье...
После каждой рюмки тарелочки из-под закуски
сменялись новыми...
Кузьма резал дымящийся окорок, подручные черпали
серебряными ложками зернистую икру и
раскладывали по тарелочкам. Розовая семга
сменялась янтарным балыком... Выпили по стопке
эля “для осадки”. Постепенно закуски исчезали, и
на месте их засверкали дорогого фарфора тарелки
и серебро ложек и вилок, а на соседнем столе
курилась селянка и розовели круглые расстегаи.
– Селяночки-с!..
И Кузьма перебросил на левое плечо салфетку, взял
вилку и ножик, подвинул к себе расстегай,
взмахнул пухлыми белыми руками, как голубь
крыльями, моментально и беззвучно обратил рядом
быстрых взмахов расстегай в десятки узких
ломтиков, разбегавшихся от цельного куска серой
налимьей печенки на середине к толстым
зарумяненным краям пирога”.
Особенно же колоритным едоком считался
миллионер Иван Васильевич Чижов. Его ежедневное
меню было таким: порция осетра или белуги, икра,
две тарелки ракового супа (иной раз он заменялся
рыбной или же какой другой селянкой с
расстегаями или же кулебякой в двенадцать
этажей), жареный поросенок (заменялся иногда
приличной порцией телятины или же рыбы), а на
десерт – большая сковородка сладкой гурьевской
каши. Сопровождался тот обед вином и вместе с
перерывами на дрему между блюдами занимал около
двух часов.
Впрочем, не все в этом трактире было благостно.
Иной раз не обходилось без курьезов. Здесь,
например, служил известный половой Иван
Селедкин. В первую очередь он славился своей
патологической обидчивостью. Каждый раз, когда
кто-нибудь из гостей заказывал селедку, этот
специалист без страха и упрека проявлял
собственное недовольство.
Как-то у Тестова обедал один высокопоставленный
жандармский генерал. Генерал сделал заказ и,
когда его половой уже направился на кухню,
понапутствовал его:
– Селедку не забудь, селедку!
По случайности, как раз в этот момент в зал
заходил Селедкин. Не разобравшись в ситуации, он
гневно выкрикнул:
– Я тебе, мерзавец, дам селедку! А по морде хочешь?
Лишь чудом удалось умять этот скандал.
Многие известные люди, приезжая в
первопрестольную столицу, первым делом
отправлялись в тестовский трактир. Например,
писатель Федор Достоевский. Его супруга
вспоминала, как они после прогулок “усталые и
проголодавшиеся обычно ехали завтракать к
Тестову. Муж любил русскую кухню и нарочно
заказывал для меня, петербургской жительницы,
местные блюда, вроде московской селянки,
расстегаев, подовых пирожков...”
Редактор популярного “Московского листка”
Н.Пастухов, обедая, просматривал “Новости дня”
– издание конкурента Липскерова и, тыкая в
рекламу некого портного Мандля, с презрением
пояснял:
– Штанами плотють!
Здесь преподаватели Консерватории торжественно
отпраздновали первый выпуск, а знаменитый
фабрикант Савва Морозов не гнушался приводить с
собою всяких подозрительных господ. К примеру,
начинающего литератора Максима Горького. Да еще
и громко, на весь зал, расхваливать его:
– Я поклонник ваш… Привлекает меня ваша
актуальность. Для нас, русских, особенно важно
волевое начало и все, что возбуждает его.
Неудивительно, что тестовский трактир вошел в
литературу. Например, “московский Гамлет” из
рассказа Чехова “В Москве”, нисколько не
смущаясь, исповедовался: “Я от утра до вечера жру
в трактире Тестова и сам не знаю, для чего жру”.
Да и Михаил Аверьяныч, почтмейстер из “Палаты №
6” того же автора, не брезговал известнейшим
трактиром. Как-то раз, зайдя туда вместе со своим
другом доктором, он “долго смотрел в меню,
разглаживая бакены, и сказал тоном гурмана,
привыкшего чувствовать себя в ресторанах как
дома:
– Посмотрим, чем вы сегодня нас покормите,
ангел!”
Увы, как редкостный и уникальнейший московский
феномен тестовский трактир погиб еще до
революции. Владимир Гиляровский сетовал: “Во
время японской войны большинство трактиров
стало называться ресторанами, и даже исконный
тестовский трактир переменил вывеску:
“Ресторан Тестова”.
От трактира Тестова осталась только в двух-трех
залах старинная мебель, а все остальное и не
узнаешь! Даже стены другие стали.
Старые москвичи-гурманы перестали ходить к
Тестову. Приезжие купцы, не бывавшие несколько
лет в Москве, не узнавали трактира. Первым делом
– декадентская картина на зеркальном окне
вестибюля… В большом зале – модернистская
мебель, на которую десятипудовому купчине и
сесть боязно.
Приезжие идут во второй зал, низенький, с
широкими дубовыми креслами. Занимают любимый
стол, к которому привыкли, располагаясь на
разлатых диванах”.
Впрочем, и в этом зале посетителей преследовала
череда чернейших разочарований. Половой,
оказывается, не половой, а этакий официант,
притом не из Владимирской губернии (откуда по
традиции в Москву съезжались представители
этого промысла), а из Московской. Да и тот гостей
не потчует: дескать, у нас теперь на это есть
метрдотель. А метрдотель какой-то странный –
смотрит в сторону, бубнит какие-то невероятные
слова:
– Филе из куропатки… Шоффруа, соус провансаль…
Беф бруи… Филе портюгез… Пудинг дипломат…
Шашлык по-кавказски из английской баранины.
А вместо известного оркестриона был нанят
румынский оркестр.
* * *
Ближе к Тверской, с той стороны, где
Воскресенские ворота, располагался, можно
сказать, предок нынешней гостиницы “Москва” –
Большая Московская гостиница с одноименным
трактиром. Она была построена в 1879 году на месте
столь же знаменитого Гуринского трактира.
Впрочем, слава этого, по словам П.Д.Боборыкина,
“длинного замшаренного двухэтажного здания”
была относительной. Один из современников, юрист
Н.В.Давыдов, так описывал его: «Довольно грязная,
отдававшая затхлым, лестница, с плохим, узким
ковром и обтянутыми красным сукном перилами,
вела во второй этаж, где была раздевальня, и в
первой же комнате прилавок с водкой и довольно
невзрачной закуской, а за прилавком возвышался
громадный шкаф с посудой; следующая комната –
зала была сплошь уставлена в несколько линий
диванчиками и столиками, за которыми можно было
устроиться вчетвером; в глубине залы стоял
громоздкий орган-оркестрион и имелась дверь в
коридор с отдельными кабинетами, то есть просто
большими комнатами со столом посредине и
фортепиано… Все это было отделано очень просто,
без ковров, занавесей и т.п., но содержалось
достаточно чисто. Про тогдашние трактиры можно
было сказать, что они “красны не углами, а
пирогами”. У Гурина были интересные серебряные,
иные позолоченные, жбаны и чаны, в которых
подавался квас и бывшее когда-то в ходу
“лампопо” (то есть невероятная смесь всяческих
алкогольных напитков, своего рода коктейль. –
А.М.)».
“Поел у Гурина пресловутой утки с груздями,
заболел и еду в деревню”, – рассказывал один из
героев Лескова. Но подобное и в общем-то вполне
реальное развитие событий не останавливало
гостей города, особенно предпринимателей. Один
из современников писал: “Для иногороднего
коммерсанта побывать в Москве и не зайти к Гурину
было все равно что побывать в Риме и не видеть
папы”.
В 1879 году на месте этого трактира купец Карзинкин
выстроил новое предприятие – Большую Московскую
гостиницу. И придумал потрясающий рекламный ход
– установил в трактире при гостинице
собственный стол, где на глазах у посетителей
питался сам и угощал приятелей. Москвичи
посмеивались:
– Лучший потребитель ресторана – сам хозяин.
Но притом сами охотно ужинали и обедали в Большом
Московском.
Публицист П.Вистенгоф писал: “Тут половые имеют
какую-то особенную расторопность и услужливость;
закуски к водке подают столько, что при
безденежье можно, выпивши несколько рюмок,
утолить голод одной закуской и быть, понимаете,
так сказать, навеселе, не тратя много денег,
притом с постоянных посетителей ничего не
берется за табак”.
Но, разумеется, не только это привлекало
посетителей.
Здесь любил бывать Петр Ильич Чайковский и Антон
Павлович Чехов. Здесь играл шумную свадьбу
Алексей Бахрушин – купец и основатель
театрального музея. Здесь постоянным
посетителям вручали стихотворные открытки с
праздничными поздравлениями. Например, с такими:
С неделей Сырной поздравляем
Мы дорогих своих гостей
И от души им всем желаем
Попировать повеселей.
Теперь, забыв тоску, гуляет
Весь православный русский мир,
С почтеньем публику встречает
Большой Московский наш трактир.
А как-то раз сюда вошел Шаляпин и, будучи
в отличном настроении, с порога начал подпевать
оркестру. Естественно, что он своим невероятным
голосом сразу перекрыл тех, кто стоял на сцене, и,
к удовольствию публики, повел сольную партию.
Пели и пили до утра. После чего Шаляпин обратился
к Бунину, также участвовавшему в том безумном
кутеже:
– Думаю, Ванюша, что ты очень выпимши, и потому
решил поднять тебя в твой номер на собственных
плечах, ибо лифт не действует уже.
– Не забывай, – ответил Бунин, – что я живу на
пятом этаже и не так мал.
– Ничего, милый, – ответствовал Шаляпин. –
Как-нибудь донесу!
И разумеется, донес, хотя смущенный Бунин
всячески старался отбиваться от шаляпинских
ручищ.
Сам же писатель просто обожал этот трактир. Один
из его героев вожделел: “В Большом Московском
блещут люстры, разливается струнная музыка, и вот
он, кинув меховое пальто на руки швейцарам,
вытирая платком мокрые от снега усы, привычно,
бодро входит по красному ковру в нагретую людную
залу, в говор, в запах кушаний и папирос, в суету
лакеев и все покрывающие то распутно-томные, то
залихватски-бурные струнные волны”.
А в другом рассказе тот же Бунин смаковал: “По
случаю праздника в Большом Московском было пусто
и прохладно. Мы прошли старый зал, бледно
освещенный серым морозным днем, и
приостановились в дверях нового, выбирая, где
поуютней сесть, оглядывая столы, только что
покрытые белоснежными тугими скатертями.
Сияющий чистотой и любезностью распорядитель
сделал скромный и изысканный жест в дальний угол,
к круглому столу перед полукруглым диваном.
Пошли туда…
И через минуту появились перед нами рюмки и
фужеры, бутылки с разноцветными водками, розовая
семга, смугло–телесный балык, блюдо с раскрытыми
на ледяных осколках раковинами, оранжевый
квадрат честера, черная блестящая глыба паюсной
икры, белый и потный от холода ушат с шампанским...
Начали с перцовки”.
Кстати, от такого “наследия прошлого”, как
“машина”, или же “оркестрион”, новый владелец
решил не отказываться.
* * *
А с противоположной стороны, ближе к
Пушкинской площади, стоял еще один довольно
колоритный, егоровский трактир. Невысокое
здание, у входа – огромный швейцар в треуголке.
Сам Егор Константинович Егоров был
старообрядцем, и это обстоятельство, конечно,
отразилось как в интерьерах, так и в правилах
этого заведения. Всюду развешаны иконы,
множество сортов “трезвого напитка” – чая,
полный запрет на курение и какие-то особо вкусные
блины. Их пек известный в Москве блинник по
фамилии Воронин, а подавали этот замечательный
деликатес с хорошо замороженным шампанским.
Трактир славился двумя сотрудниками – Петром
Кирилловичем и Козлом. Первый самым виртуозным
образом умел обсчитывать клиентов. Выпил
посетитель, например, три рюмки водки и съел три
пирожка. За все он должен 60 копеек. Однако же Петр
Кириллович подходит и заводит странную
скороговорку:
– С вас-с… вот, извольте видеть… По рюмочке три
рюмочки, по гривенничку три гривенничка –
тридцать, три пирожка по гривенничку – тридцать,
три рюмочки тридцать. Папиросок не изволили
спрашивать? Два рубля тридцать.
Посетитель недоумевает, а Петр Кириллович ему
втолковывает дальше:
– Да как же-с? Водку кушали, пирожки кушали,
папирос, сигар не спрашивали… По рюмочке три
рюмочки, по гривеннику три гривенника –
тридцать, три пирожка – тридцать. По гривеннику
три гривенника, по рюмочки три рюмочки, да три
пирожка – тридцать. Папиросочек-сигарочек не
спрашивали – два рубля тридцать.
Многие и вправду не выдерживали и платили.
Второй, как и хозяин из старообрядцев, носил
кличку Козел за большую седую козлиную бороду.
Над ним иной раз издевались подвыпившие
посетители. Они ставили на середину стола
бумажный пакетик, а когда Козел, принесший
кушанья, пытался сдвинуть его в сторону, то
обнаруживалось, что внутри лежит игрушка, козлик.
Половой хватал этого козлика, скверно ругался и
швырял его об пол. А впрочем, если козлик был
поделкой дорогой, его ждала иная участь – тот же
половой все с той же руганью утаскивал игрушку.
Видимо, под старость у Козла скопилась яркая
коллекция своих прообразов.
Это заведение было особо популярным у
купечества. Один из них, предприниматель
П.Медведев, вел в 1859 году дневник. Вот что мы можем
в этом документе прочитать:
“28 января.
…Иван А. Свешников пригласил, и я обрадовался,
как будто какому кладу. Пошли в Егоров. Слово за
слово, судили-рядили про дела, про себя, да
касалось и до людей. Рюмка за рюмкой, в голове
зашумело, ну и ври что попало, а там шампанского.
Напился я до положения риз, а он, кажется, равно
пил, но все-таки довольно тверд. Кое-как я доехал
до дома и лег на кровать, как говорится, лыком не
вяжет, мертвецки пьян. Вот и поди смотри на себя.
Стараюсь исправиться, и сколько даю себе
обещания не быть пьяным, а ежели пить, то пить
разумно, но никак не могу удержать себя; к тому же
и страсти не имею к вину, а с людьми и за компанию
налижусь – вот слабость характера. И не хочется,
и не по комплекции, и нездоровится, и трата денег,
а все пью.
29 января.
Поутру проснулся в шесть. Голова больна, сердце
ноет и таково стыдно самого себя – при моих-то
летах и при моем положении так делать, стыдно
очень! А поди, иногда читаю другим проповеди,
чтобы жить лучше, фу, какая гадость!”
Словом, строгости старообрядца Егорова не
останавливали посетителей от обычного в
подобных случаях поведения и результата.
* * *
Перед Великой Отечественной войной на
месте этих трех трактиров поставили гостиницу
“Москва”. Газеты ликовали: “В величественном
здании открывшейся гостиницы... нетрудно увидеть
строительную культуру нашего метрополитена. Она
сказывается в архитектурном размахе и просторе
помещений, в бытовых удобствах, которые найдет в
гостинице приезжий, в щедрой облицовке мрамором
фасада, лестниц, колонн и комнат. Вестибюли и
комнаты этого здания украсят картины, гравюры,
панно и скульптуры лучших наших художников”.
Кстати, существует занятная версия (никто ее не
опроверг) того, почему левая и правая части
фасадов гостиницы – разные. Якобы Сталину
принесли на подпись чертеж, на котором было два
варианта: один слева, а другой справа. Сталин же
куда-то торопился и, не вникая, подмахнул весь
чертеж целиком. Не посмели ослушаться и сделали
то, что мы все до недавних пор видели, пока
гостиница была жива.
Очень напоминает историю с Николаем I, который
подобным образом прочертил траекторию железной
дороги Москва – Петербург: взял линейку и провел
прямую линию. При этом карандаш задел за палец, и
подданные государя императора, которые и в
мыслях не могли его ослушаться, так и проложили
новую железную дорогу – с загогулиной.. Как
известно, каждый уважающий себя историк может
показать на карте эту загогулину. Каждый свою.
А в двадцать первом веке в невозвратном прошлом
оказались не только старые дореволюционные
трактиры, но и некогда популярное кафе “Огни
Москвы”, которое располагалось на пятнадцатом
этаже гостиницы и из окон которого был
потрясающий вид на Манеж и на Кремль. И наверное,
пора уже с тихим восторгом вспоминать о блюдах,
подаваемых там двадцать лет назад. А документы
сохранились. И путеводители по социалистической
Москве расхваливают, например, сельдь
“Олимпийскую” с картошкой, луком, майонезом,
огурцом, сметаной и яйцом. А также рыбные котлеты,
торты “Славянка”, “Сувенир”.
И в этом пусть не слишком отдаленном прошлом
можно также отыскать свое очарование.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|