РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
Как привить ребенку чувство
уверенности
Джеймс Добсон. Прятаться или искать.
Пер. с англ. М.А.Думачева. СПб.: «Библия для всех»,
2004
«Уже в детстве мы начинаем спрашивать
себя: «Кто я? Кому я нужен? Смогу ли я стать не хуже
других? Любит ли меня кто-нибудь?». И каждый
ребенок с детства начинает откладывать в своем
сознании факты, дающие ответ на эти вопросы», –
пишет Джеймс Добсон в книге, посвященной
причинам возникновения чувства неуверенности в
себе и низкой самооценки и методам их
преодоления. По мнению Д.Добсона, негативное
самовосприятие – это результат извращенной
системы оценки человеческого достоинства:
превознося идеализированные эталоны, общество
тем самым создает огромную армию
«несовершенных» людей – прирожденных
неудачников, которые испытывают недовольство
жизнью, порой еще не начав жить. Эта система
порочна, и родители обязаны ей противостоять.
Первая часть книги посвящена анализу ложных
ценностей. Д.Добсон пишет: «Разве справедливо,
если одного ребенка награждают за то, что он не
создавал, а другого обделяют вниманием по
причинам, которые он не в силах изменить? Для
ребенка слишком толстого или слишком худого,
очень высокого или низкорослого, «конопатого»
или «лопоухого» жизнь складывается очень
непросто – эмоциональная реакция на негативную
оценку себя очень сильная. Даже один явно
выраженный недостаток вносит ноту трагичности в
жизнь ребенка. Поставьте себя хотя бы на миг на
место маленького человека и вы поймете, как ему
приходится воевать за свою честь. И если мы хотим
понять наших детей, мы не должны забывать этот
драматический аспект детства».
Интеллект – личностная характеристика и не в
меньшей степени, чем внешняя привлекательность,
влияет на самооценку ребенка. «Надежды, мечты,
амбиции семьи тяжелым грузом ложатся на плечи
ребенка. Но, к сожалению, интеллектуально
одаренные дети являются исключением, как и
выигрышные лотерейные билеты. Увы, в подавляющем
большинстве случаев дети вовсе не являются
невероятно остроумными, великолепно развитыми
физически и чертовски талантливыми. Любой
ребенок нуждается в том, чтобы его любили и
принимали таким, какой он есть… В конце концов,
какое право мы имеем требовать от детей
совершенства, если сами этого совершенства
лишены?»
«Будьте предельно осторожны: школа – это опасное
место для детей с хрупким «я». Школьный курс
таков, что у медлительного ребенка при попытке
его усвоения планомерно разрушается чувство
уверенности в себе, пока не останется ничего,
кроме мелких осколков... Существует несколько
разновидностей интеллекта, и не все они
измеряются тестами IQ. Ребенок может обладать
низкими показателями по IQ, но быть при этом
талантливым механиком или обладать
художественным типом мышления. Если вы сможете
найти в нем ярко выраженные личностные черты, вы
не только разовьете в нем адекватную самооценку,
но и сможете использовать сильные стороны его
личности, чтобы помочь ему усвоить главное из
школьной программы (что не удавалось по
каким-либо причинам)».
«Бешеный темп жизни порождает усталость,
усталость – раздражительность, а
раздражительность – равнодушие. Ребенок может
воспринять равнодушие как отсутствие любви и
уважения к нему. Поэтому, – советует Д.Добсон, –
притормозите чуть-чуть, дорогие родители! Не
успеете оглянуться, как дети вырастут и покинут
ваш дом, и у вас не останется ничего, кроме
смутных воспоминаний о годах, когда вы им были
так нужны. Наша задача состоит не в том, чтобы
защитить детей абсолютно от всех сложностей
жизни. Мы безусловно должны быть им надежными
союзниками, поддерживая их, когда им трудно,
вмешиваясь в ситуацию, когда угроза становится
слишком велика».
Самое главное – родители должны научить детей
самостоятельно преодолевать возникающие
препятствия. В книге приводится множество
практических рекомендаций, как научить детей
умению компенсировать свои недостатки своими
достоинствами. Возможно, ребенок станет рисовать
или увлечется механикой, может быть, станет
музыкантом или коммерсантом. Родителям нужно
внимательно оценить сильные и слабые стороны
ребенка и выбрать те, в которых есть перспектива
личного успеха. «Поощряйте, подталкивайте, даже
давайте «взятки», если это необходимо, но только
заставьте ребенка учиться тому, к чему он, может
быть, еще сам не понимая, способен».
«Поскольку мир является нашей игровой площадкой,
мы не можем игнорировать правила его игры. Но при
этом мы можем утешиться мыслью о том, что сама по
себе игра… здесь не так уж важна».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|