РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СТО ЛЕТ НАЗАД
В котором вы классе?
Привычно жалуясь на ершистость и
замкнутость подростков, погруженных в какую-то
свою, оберегаемую от взрослых жизнь,
задумываемся ли мы о том, что и сами оберегаем от
них свой покой, оставляя детей один на один с их
проблемами? Наша душевная закрытость обрекает
детей на одиночество. Педагоги позапрошлого века
напоминают нам об этом.
«Меня всегда поражает, как равнодушно
относятся у нас к детям. В сказках или повестях мы
читаем иногда, как собиралась молодежь около
всеобщего любимца дедушки Михеича или милой тети
Лизы. Где они в действительности, этот дедушка,
эта тетя? Часто ли вы встречаете на прогулках
даму или мужчину, окруженных подростками, в
веселой, оживленной беседе?
Вот пожилой господин, он естественник, он много
читал, много знает и к тому же обладает
способностью увлекательно рассказывать. Сколько
интересного мог бы он рассказать детям своего
товарища, с которым живет на даче. Часто они ходят
гулять вместе, но наш г-н В. со скучающей
физиономией проходит версты три, забавляясь тем,
что тросточкой толкает камешки. А гимназисты
стесненно идут впереди. Отчего он не подзовет их,
не заговорит с ними? Отчего у него нет для них
ласки и внимания? Нет, он предпочитает хандрить...
Как смешно поведение взрослых, когда
представляешь им ребенка! Ребенок конфузливо
кланяется, смотрит исподлобья, но взрослый
сконфужен еще больше. Он знает, что нужно что-то
спросить, выразить свое внимание, но как это
сделать? И обыкновенно детям предлагают все одни
и те же вопросы, надоевшие всем ужасно. “В
котором вы классе, любите ли вы учиться, сколько
вам лет, какая у вас миленькая кукла...” –
большего гость не придумает; он машинально
гладит по головке Ваню или Машу и тоскливо
поглядывает на мать: чего же, мол, она не уводит
детей прочь? Наконец дети уходят, и гость со
вздохом облегчения обращается к родителям с
любезной улыбкой: “Какие прелестные детки!”
Мир детей, этот светлый мир веселых шумных игр,
мир поэтических сказок и грез, – неужели он так
скучен нам, что мы боимся подойти к нему,
вслушаться в эти быстрые речи, побегать в
пятнашки, поговорить обо всем – от ползущей по
дороге букашки до последней политической
новости, о которой вы прочли в сегодняшней
газете? “Да ведь через детей душа лечится”, –
сказал Достоевский – и великую правду сказал. В
живой беседе все их интересует; статью они, может
быть, и не стали бы читать, но разговаривать они
всегда станут с величайшим удовольствием.
Говоришь с ними просто, искренне, обыкновенным
языком (а не специально выделанным детским),
говоришь, как сама понимаешь, и так хорошо после
такого разговора у всех на душе!
Идите к детям – куда денется утомление, скука,
озлобленность; и вам, и ребенку польза: вы
отдохнете душой, а он лишний раз не будет один, а
будет чувствовать, что он дорог и интересен
близкому человеку. Вспомните свое детство, чтобы
понять, как ему это нужно!»
(В.П. Одиночество детей. –
“Воспитание и обучение. Педагогический листок”,
1897, сентябрь, № 9)
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|