КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ЭКРАН
У Джульетты в Вероне
Паломники под балконом шекспировской
героини
В марте прошлого года я встретил Герца
Франка на Инфинити-фестивале в итальянском
городке Альба, где он показывал «Флэшбек»
(«Оглянись у порога», «Ника» 2003 года за лучший
документальный фильм), фильм-итог,
фильм-исповедь, освещающий вспышками памяти
долгий путь, пройденный режиссером в
кинодокументалистике. В этих вспышках и детство
художника в маленьком латвийском городке Лудза,
и прежние фильмы, и герои, с которыми сводила его
профессия. Франк показал и себя сегодняшнего,
проживающего ныне в Израиле, показал среди
прочего и в момент экстремальный – на
операционном столе. Скальпель хирурга вскрывает
грудную клетку, а там – трепещущее, бьющееся
сердце, сердце художника, такое же, как у всех
прочих смертных, но также и иное, способное
откликаться на боль мира с той остротой и
чуткостью, которая и делает художника
художником.
Из Альбы я полетел в Москву, а Герц чуть
задержался – заехал к своей бывшей студентке в
Верону и не мог два дня оттуда выехать из-за
забастовки транспортников. Но, оказалось, два эти
дня не пропали даром – Герц успел снять фильм
«Дорогая Джульетта», который и показал недавно в
Москве слушателям своего мастер-класса на Высших
курсах сценаристов и режиссеров.
Сколько времени в годы еще совсем недавние (да и
сейчас такое не редкость) уходило на то, чтобы
«пробить» тему, написать и утвердить сценарий,
стать в план, получить финансирование, собрать
группу! Оператор, звукооператор, осветители,
ассистенты, администратор… Нынешняя цифровая
техника для тех, кто знал прежнюю, – чудо и
сказка. Легкая камера, миниатюрные, в пол-ладони
кассеты (каждая на час съемки!), синхронная запись
звука. Увидел впечатлившее тебя событие –
нажимай на спуск, потом додумаешь, куда этот
материал сгодится.
Герц такой материал в Вероне увидел – дворик
воспетой Шекспиром Джульетты. Очень сомневаюсь,
что здесь жила именно та Джульетта, для меня она
не более чем прекрасный миф. Но у мифов есть
удивительное свойство – нравится оно вам или нет
– становиться более реальными, чем сама
реальность. Чему этот дворик и есть
подтверждение. Десятки и сотни тысяч людей
заходят сюда, чтобы поклониться этой великой
любви, оставить – кто цветы, кто – запись в книге
отзывов, кто – прилепить на стену послание самой
Джульетте, ставшей в сознании людей святой
покровительницей любви. Вот об этом и сделал
фильм Франк.
Какие разные лица в толпе, заполнившей дворик!
Весь мир здесь. Все объединены красотой великого
чувства, материализовавшегося в музей легенды.
Воистину Шекспир, и нет ему конца.
Люди очень разные по возрасту, темпераменту,
уровню культуры. Много подростков-школьников,
для которых любовь пока что абстракция, а
проблемы полового созревания – самая
животрепещущая реальность. Много пар – среди них
и те, кто только жаждет любовь обрести, конечно,
такую же великую и прекрасную, как у Джульетты, и
те, для кого уже приоткрылась эта волшебная
страница, и те, за плечами которых уже долгие
вместе прожитые годы. Есть и лица очень пожилые,
изрезанные морщинами. Этим-то зачем сюда? Видимо,
нужно. Может, вспомнить о том, что самого
прекрасного было в их жизни. Может, поблагодарить
за то, чем и сегодня живут их сердца.
Но очень скоро в рассказе начинает звучать и
разрастаться еще одна тема. Вот какой-то парень
подошел к стоящей во дворике бронзовой
скульптуре, дотянулся, облапил грудь, спозировал
перед фотоаппаратом. За ним и другие. Лапают уже
скопом, компанией, строят рожи, делают друг другу
чертиков, кто-то приставил к бронзовым губам
Джульетты дымящуюся сигаретку, кто-то похабно
полизал языком ей грудь – клевый снимочек на
память. Почему они все так однообразно пошлы и
бездарны в своей изобретательности?! И почему
везде одно и то же?
Этим летом я писал сценарий для фильма о Крыме.
Знал, что в сентябре там откроют памятник
чеховской «Даме с собачкой». Отметил в сценарии,
что хорошо бы его снять. Сняли, смотрю материал.
Опять те же остряки-туристы, облапившие Даму,
панибратски присоседившиеся к Чехову. Пошлость
бессмертна!
Мне довелось видеть «Дорогую Джульетту» Франка в
двух монтажных вариантах. Первый – как раз и был
о торжестве вселенской пошлости. И кончался он
печальным титром: «Дорогая Джульетта, прости
нас». В нынешнем и, как понимаю, уже окончательном
варианте этой надписи нет. Она не нужна,
поскольку фильм уже о другом. О том, что, как ни
всесильна, ни въедлива пошлость, она не в
состоянии ни опорочить, ни принизить любовь. Как
прекрасны все-таки лица молодых, склонившихся
друг к другу, глядящих в глаза друг другу! Они
здесь, чтобы прикоснуться к великому мифу о
красоте и торжестве любви.
Александр ЛИПКОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|