Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ЭКРАН

У Джульетты в Вероне
Паломники под балконом шекспировской героини

wpe3A3.jpg (6332 bytes)

В марте прошлого года я встретил Герца Франка на Инфинити-фестивале в итальянском городке Альба, где он показывал «Флэшбек» («Оглянись у порога», «Ника» 2003 года за лучший документальный фильм), фильм-итог, фильм-исповедь, освещающий вспышками памяти долгий путь, пройденный режиссером в кинодокументалистике. В этих вспышках и детство художника в маленьком латвийском городке Лудза, и прежние фильмы, и герои, с которыми сводила его профессия. Франк показал и себя сегодняшнего, проживающего ныне в Израиле, показал среди прочего и в момент экстремальный – на операционном столе. Скальпель хирурга вскрывает грудную клетку, а там – трепещущее, бьющееся сердце, сердце художника, такое же, как у всех прочих смертных, но также и иное, способное откликаться на боль мира с той остротой и чуткостью, которая и делает художника художником.
Из Альбы я полетел в Москву, а Герц чуть задержался – заехал к своей бывшей студентке в Верону и не мог два дня оттуда выехать из-за забастовки транспортников. Но, оказалось, два эти дня не пропали даром – Герц успел снять фильм «Дорогая Джульетта», который и показал недавно в Москве слушателям своего мастер-класса на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
Сколько времени в годы еще совсем недавние (да и сейчас такое не редкость) уходило на то, чтобы «пробить» тему, написать и утвердить сценарий, стать в план, получить финансирование, собрать группу! Оператор, звукооператор, осветители, ассистенты, администратор… Нынешняя цифровая техника для тех, кто знал прежнюю, – чудо и сказка. Легкая камера, миниатюрные, в пол-ладони кассеты (каждая на час съемки!), синхронная запись звука. Увидел впечатлившее тебя событие – нажимай на спуск, потом додумаешь, куда этот материал сгодится.
Герц такой материал в Вероне увидел – дворик воспетой Шекспиром Джульетты. Очень сомневаюсь, что здесь жила именно та Джульетта, для меня она не более чем прекрасный миф. Но у мифов есть удивительное свойство – нравится оно вам или нет – становиться более реальными, чем сама реальность. Чему этот дворик и есть подтверждение. Десятки и сотни тысяч людей заходят сюда, чтобы поклониться этой великой любви, оставить – кто цветы, кто – запись в книге отзывов, кто – прилепить на стену послание самой Джульетте, ставшей в сознании людей святой покровительницей любви. Вот об этом и сделал фильм Франк.
Какие разные лица в толпе, заполнившей дворик! Весь мир здесь. Все объединены красотой великого чувства, материализовавшегося в музей легенды. Воистину Шекспир, и нет ему конца.
Люди очень разные по возрасту, темпераменту, уровню культуры. Много подростков-школьников, для которых любовь пока что абстракция, а проблемы полового созревания – самая животрепещущая реальность. Много пар – среди них и те, кто только жаждет любовь обрести, конечно, такую же великую и прекрасную, как у Джульетты, и те, для кого уже приоткрылась эта волшебная страница, и те, за плечами которых уже долгие вместе прожитые годы. Есть и лица очень пожилые, изрезанные морщинами. Этим-то зачем сюда? Видимо, нужно. Может, вспомнить о том, что самого прекрасного было в их жизни. Может, поблагодарить за то, чем и сегодня живут их сердца.
Но очень скоро в рассказе начинает звучать и разрастаться еще одна тема. Вот какой-то парень подошел к стоящей во дворике бронзовой скульптуре, дотянулся, облапил грудь, спозировал перед фотоаппаратом. За ним и другие. Лапают уже скопом, компанией, строят рожи, делают друг другу чертиков, кто-то приставил к бронзовым губам Джульетты дымящуюся сигаретку, кто-то похабно полизал языком ей грудь – клевый снимочек на память. Почему они все так однообразно пошлы и бездарны в своей изобретательности?! И почему везде одно и то же?
Этим летом я писал сценарий для фильма о Крыме. Знал, что в сентябре там откроют памятник чеховской «Даме с собачкой». Отметил в сценарии, что хорошо бы его снять. Сняли, смотрю материал. Опять те же остряки-туристы, облапившие Даму, панибратски присоседившиеся к Чехову. Пошлость бессмертна!
Мне довелось видеть «Дорогую Джульетту» Франка в двух монтажных вариантах. Первый – как раз и был о торжестве вселенской пошлости. И кончался он печальным титром: «Дорогая Джульетта, прости нас». В нынешнем и, как понимаю, уже окончательном варианте этой надписи нет. Она не нужна, поскольку фильм уже о другом. О том, что, как ни всесильна, ни въедлива пошлость, она не в состоянии ни опорочить, ни принизить любовь. Как прекрасны все-таки лица молодых, склонившихся друг к другу, глядящих в глаза друг другу! Они здесь, чтобы прикоснуться к великому мифу о красоте и торжестве любви.

Александр ЛИПКОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru