Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ

Ежик заблудился
А что еще ответить ребенку, который спрашивает, почему не снимают детское кино

Вспоминаю, как прошлой ранней осенью восторженный детский крик «Кино снимают!..» влетел в форточку и смешал все мои рабочие планы. Я выглянул в окно: на футбольное поле вползал караван из десятка машин и автобусов, потом из них стали выгружать какие-то ящики. Неужели и правда кино? С детских лет не видел, как снимают кино. А тут прямо с доставкой на дом! Я выбежал на улицу и присоединился к мальчишкам; они спешили на поле, обмениваясь загадочными словами: «блокбастер», «сиквел»…
Дорогу на поле нам преградил актер Маковецкий в форме милиционера. Вот оно, кино, началось! Но когда нам уныло повторили: «Сюда нельзя, обход справа» – мы поняли, что это не Сергей Маковецкий, а настоящий милиционер. Нам пришлось устроиться в кустах и оттуда наблюдать за происходящим на поле. Для съемок киношники выбрали отчего-то самую невыгодную натуру – около ржавых гаражей, расписанных самыми грубыми словами. Это ничего хорошего не сулило, но какие-то детские ожидания еще грезились мне. В памяти проносились видения алых парусов, воздушных шаров, ослепительных принцесс, пиратов в роскошных лохмотьях и с кривыми саблями.
«Уберите старуху из кадра!» – донесся из мегафона мужской голос с нотками капризного барина. Очевидно, это был режиссер.
Вспыхнули осветительные приборы, и мы увидели, как из черного «мерседеса» вышли, смачно хлопая дверцами, четыре субъекта в черных кожаных пальто. Навстречу им из белого «кадиллака» вышел господин в белом фраке. Черные субъекты что-то сказали ему, темпераментно жестикулируя, а потом как-то неласково подхватили его под руки и поволокли к «мерседесу».
«Опять крутые…» – протянул один из мальчишек. Стало скучно и досадно. Мальчишки побежали на пруд, там их ждал недостроенный плот, который им не терпелось поскорее испытать. Я вернулся к работе.
А киношники еще четыре дня утюжили наше поле, снимая одну и ту же сцену. Как-то вечером я чуть не столкнулся в дверях магазина с актером, изображавшим бандита. Он, видно, заходил за сигаретами. Бритая голова, серьга в ухе, руки в наколках, золотая цепь на шее, нарисованный синяк под глазом. Вылитый пират.
Да, не зря говорят про оживление российского кинематографа. Только радости, похоже, от этого оживления пока никому нет. Ни зрителям, ни актерам, ни детям, ни взрослым. Огромные деньги по какой-то зловещей инерции как летели в топку бандитских сериалов, так и летят. Много ли среди запущенных фильмов экранизаций классики, детских сказок, добрых комедий? Судя по всему, их почти нет.
Много лет Эльдар Рязанов мечтает снять фильм об Хансе Кристиане Андерсене. Он думал снять в главной роли Иннокентия Михайловича Смоктуновского, но тут грянула перестройка, и в моду вошли другие герои, денег на фильм не дали. Великий актер умер. И вот в этом году, в канун двухсотлетия великого сказочника, удалось собрать деньги лишь на подготовительный период. А как же дальше? «Я надеюсь на чудо…» – говорит Эльдар Александрович.
Только доброе чудо помогает одному из лучших в мире режиссеров детского кино Леониду Нечаеву не отчаиваться и продолжать затянувшуюся на годы работу над фильмом «Дюймовочка», музыку к которому пишет Евгений Крылатов. На его фильмах «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку» выросло уже несколько поколений детей, а создатель этих лент двенадцать лет вынужден был перебиваться случайными заработками.
На недавнем XII Международном детском кинофоруме в «Артеке» новых фильмов на конкурс было представлено так мало и уровень их оказался столь невысок, что детское жюри решило не присуждать Гран-при за лучший фильм. На церемонии закрытия один из старейших отечественных кинорежиссеров, Георгий Натансон, оказавшись у микрофона, воскликнул: «Чиновники! Бизнесмены! Нувориши! Опомнитесь! Дайте деньги на детское кино! Подумайте о новых поколениях!..»
Пятитысячная детская аудитория встретила слова мэтра шквалом аплодисментов, а вот некоторые взрослые страшно рассердились на 82-летнего режиссера (напомню: автора таких лент из золотого фонда, как «Старшая сестра», «Еще раз про любовь», «Все остается людям»). Чиновники, как написано в отчете о фестивале, «выразили недовольство тем, что Натансон ни с кем не согласовал свое выступление».
Когда Георгий Григорьевич вернулся в Москву, я спросил у него, услышан ли его призыв, откликнулись ли министры, промышленники, предприниматели?.. Он с печалью сказал: «Не будьте наивны. Им наплевать на культуру».
Что идет сейчас в кинотеатре «Ролан» (названном в память Ролана Быкова и задуманного как место, где дети могли бы смотреть детские фильмы и встречаться с любимыми актерами)? Вот репертуар ноября: американский мультфильм «Подводная братва», корейский триллер «Олдбой», франко-германо-английский триллер «Обитель зла-2: Апокалипсис», американская мелодрама «Уимблдон», американский мюзикл «Давайте потанцуем»... Из всего этого репертуара детским фильмом с натяжкой можно назвать лишь «Подводную братву», вся оригинальность которого в том, что криминальные нравы перенесены на подводную фауну.
Вообще к слову «мультик» родителям пора относиться с глубоким подозрением. Вот афиша проходящего в столице фестиваля японской анимации: «Жажда крови», «Создатели монстров», «Охотник на вампиров», «Школа убийц-1», «Легенда о сверхдемоне»… В рекламном анонсе к одному из этих фильмов подчеркивается: «Данная экранизация отмечена международным обществом изучения вампиров». Похоже, что в Россию везут все самое темное, извращенное и пагубное, что только находится в той или иной стране.
При этом сами японцы предпочитают совсем другую анимацию. На днях правительство Японии удостоило российского режиссера Юрия Норштейна орденом Восходящего Солнца. Так отмечены заслуги автора «Ежика в тумане» и «Сказки сказок».
Тем временем наши прокатчики планируют в 2005 году обрушить на юного зрителя целую армаду отечественных «блокбастеров». Уже вовсю рекламируются «Зеркальные войны», «Антикиллер-3», «Бумер-2»… Почти все эти фильмы имеют свои сайты в Интернете, где нетерпеливый фанат может, к примеру, узнать, что «согласно сценарию единственный оставшийся в живых главный герой 1-й части Костян выходит из тюрьмы. На воле он пересекается со своим другом Димоном Ошпаренным...”
Нравственное содержание отечественных фильмов давно уже никого не волнует. Стыдно или не стыдно снимать бесконечную чернуху? Такой вопрос не поднимался на минувшем съезде Союза кинематографистов. Шум, скандалы, взаимные оскорбления, дележка остатков собственности – неужели для этого собирались? Единственный фильм, о котором упоминали докладчики, – «Ночной дозор». Его привели в пример всем менее удачливым коллегам – вот как надо зарабатывать деньги (забыв при этом сказать, что львиную долю прибыли от проката этого фильма принесли дети, подростки, оглушенные беспрецедентной рекламой). И ведь не съезд продюсеров, а съезд творческого союза признал, что теперь кино в России – это всего лишь способ зарабатывать деньги и ничего больше.
Говорят, что доля американских фильмов в нашем прокате сократилась с 97 до 88 процентов. Но что в этом хорошего, если на место заокеанской продукции приходят фильмы подражательные, лишь формально российские, подчас куда более грубые и бессмысленные, чем западные.
Тем временем уникальная профессия режиссера детского кино вот-вот может просто исчезнуть. Появись сейчас возможность снимать детское кино – снимать некому. При этом те замечательные добрые ленты, что были созданы в России в последние годы, оказались на полке по вине коммерциализации проката и алчности телевизионных каналов.
Екатеринбургскую школу кукольной и рисованной анимации (теперь это студия «А-фильм») гораздо лучше знают за рубежом, чем в России. Именно здесь снял свои первые работы Александр Петров, недавний лауреат «Оскара» за лучший анимационный фильм. Увы, его фильмы сегодня негде посмотреть. А как увидеть «Радости и печали маленького лорда» – новый фильм Ивана Попова (автора полюбившегося ребятам «Котенка»)? Именно эта картина была признана ребятами самой доброй еще на прошлом фестивале в «Артеке». Или мультфильмы Михаила Алдашина – просветленное «Рождество» и милые «Букашки», победившие на Международном фестивале в Рио-де-Жанейро? А кто видел чудесную ленту казахского режиссера Канынбека Касымбекова «Нужен ли тебе щенок»? Мировая премьера этого детского фильма прошла недавно, увы, не в Москве, а в Берлине.
А почему не показать нашим детям чудесную «Крошечку» – болгарский мультфильм, ставший событием на последнем фестивале «Золотой витязь»?
Будем вместе с детьми верить: Карлсон вернется, а Ежик обязательно найдет дорогу домой. Дети их очень ждут.

Дмитрий ШЕВАРОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru