Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2005

Третья тетрадь. Детный мир

ЗАБЫТЫЕ ДЕТИ

Какие чрезвычайные меры нам нужны?
Специалисты не скрывают: уголовная политика, система вынесения наказания для детей и условия их пребывания в колонии не оправдывают себя

Задачка про сообщающиеся сосуды

Главная сложность сегодняшних реабилитационных программ проста и очевидна – все они требуют денег. Денег не таких уж больших, но достаточно серьезных для того, чтобы не нашлись те, кто скажет стандартное: а почему вы не даете эти деньги, к примеру, на сирот? Действительно, психология дилетанта не приемлет очевидную истину, что большая часть воспитанников колоний – это и есть те самые детдомовцы и приютские, те самые потерпевшие и униженные, кому своевременно не удалось помочь. Противопоставлять их друг другу – то же самое, что противопоставлять левую руку правой и говорить: да, левую руку надо бы подлечить, а правая пускай отваливается к чертям собачьим. Трудно не заметить, что беспризорник и юный преступник – персонажи, обитающие в системе сообщающихся сосудов, судьба первого неразрывно связана со вторым, однако и второй также вносит существенные коррективы в жизнь первого.

Андрей БАБУШКИН,
руководитель комитета
«За гражданские права»

Есть два пути.
Страшный и еще страшнее


С группой сотрудников Центра содействия реформе уголовного правосудия я посетила свыше десяти мест лишения свободы для подростков. Примерно с двумястами подростками мне удалось побеседовать лично, еще вдвое больше ребят написали мне письма.
И вот к каким выводам я пришла. Не меньше трети всех однажды арестованных в несовершеннолетнем возрасте можно назвать детьми с ограниченными возможностями. Хотя обычно этот термин употребляют, когда речь идет об инвалидах с детства. Причем на каждом жизненном этапе отсекаются все новые возможности. Если в детстве ребенок, не получая любви, заботы, внимания, не развивается интеллектуально (у многих колонистов диагноз – олигофрения в стадии дебильности), теряет возможность усвоить систему определенных социально-нравственных устоев и запретов, принятых в обществе, то после выхода из заключения, куда попадают в основном именно такие дети, они теряют возможность получать поддержку от родственно-социального окружения, быть здоровыми физически и психически, вырабатывать у себя сдерживающие механизмы, позволяющие вступать в эмоциональный контакт с обществом. Вряд ли удастся им получить образование, работу, жилье, создать устойчивую семью, научиться адаптироваться к сложным и все время меняющимся социальным условиям.
В конце концов у побывавших в заключении в юности, остается только два пути, и неизвестно какой из них страшнее. Первый – получать все новые и новые сроки, все глубже вживаясь в тюремную структуру и субкультуру, и после очередного освобождения по достижении пенсионного возраста (если доживут), отправиться в дома престарелых для «спецконтингента». И второй – стать бомжем, тоже с перспективой умереть, не дожив до старости. Если не изменится уголовная политика, система вынесения наказания для обездоленных детей и условия их пребывания в колонии и СИЗО, если никто, ни одна организация не будет поддерживать подростков, прошедших колонию, обе перспективы реальны.

Марина ПОЛИВАНОВА, психолог

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru