ЗАБЫТЫЕ ДЕТИ
Какие чрезвычайные меры нам нужны?
Специалисты не скрывают: уголовная
политика, система вынесения наказания для детей
и условия их пребывания в колонии не оправдывают
себя
Задачка про сообщающиеся сосуды
Главная сложность сегодняшних реабилитационных
программ проста и очевидна – все они требуют
денег. Денег не таких уж больших, но достаточно
серьезных для того, чтобы не нашлись те, кто
скажет стандартное: а почему вы не даете эти
деньги, к примеру, на сирот? Действительно,
психология дилетанта не приемлет очевидную
истину, что большая часть воспитанников колоний
– это и есть те самые детдомовцы и приютские, те
самые потерпевшие и униженные, кому своевременно
не удалось помочь. Противопоставлять их друг
другу – то же самое, что противопоставлять левую
руку правой и говорить: да, левую руку надо бы
подлечить, а правая пускай отваливается к чертям
собачьим. Трудно не заметить, что беспризорник и
юный преступник – персонажи, обитающие в системе
сообщающихся сосудов, судьба первого неразрывно
связана со вторым, однако и второй также вносит
существенные коррективы в жизнь первого.
Андрей БАБУШКИН,
руководитель комитета
«За гражданские права»
Есть два пути.
Страшный и еще страшнее
С группой сотрудников Центра содействия реформе
уголовного правосудия я посетила свыше десяти
мест лишения свободы для подростков. Примерно с
двумястами подростками мне удалось побеседовать
лично, еще вдвое больше ребят написали мне
письма.
И вот к каким выводам я пришла. Не меньше трети
всех однажды арестованных в несовершеннолетнем
возрасте можно назвать детьми с ограниченными
возможностями. Хотя обычно этот термин
употребляют, когда речь идет об инвалидах с
детства. Причем на каждом жизненном этапе
отсекаются все новые возможности. Если в детстве
ребенок, не получая любви, заботы, внимания, не
развивается интеллектуально (у многих
колонистов диагноз – олигофрения в стадии
дебильности), теряет возможность усвоить систему
определенных социально-нравственных устоев и
запретов, принятых в обществе, то после выхода из
заключения, куда попадают в основном именно
такие дети, они теряют возможность получать
поддержку от родственно-социального окружения,
быть здоровыми физически и психически,
вырабатывать у себя сдерживающие механизмы,
позволяющие вступать в эмоциональный контакт с
обществом. Вряд ли удастся им получить
образование, работу, жилье, создать устойчивую
семью, научиться адаптироваться к сложным и все
время меняющимся социальным условиям.
В конце концов у побывавших в заключении в
юности, остается только два пути, и неизвестно
какой из них страшнее. Первый – получать все
новые и новые сроки, все глубже вживаясь в
тюремную структуру и субкультуру, и после
очередного освобождения по достижении
пенсионного возраста (если доживут), отправиться
в дома престарелых для «спецконтингента». И
второй – стать бомжем, тоже с перспективой
умереть, не дожив до старости. Если не изменится
уголовная политика, система вынесения наказания
для обездоленных детей и условия их пребывания в
колонии и СИЗО, если никто, ни одна организация не
будет поддерживать подростков, прошедших
колонию, обе перспективы реальны.
Марина ПОЛИВАНОВА, психолог
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|