ГОЛОСА ИСТОРИИ
Как у нас учат историю? В таком-то году
состоялся первый съезд РСДРП, Ленин сказал то-то
и то-то, Дума приняла такой-то закон, внутренний
валовый продукт вырос на столько-то процентов...
От живой жизни в сухом историческом остатке –
лишь фамилии политиков и даты сражений.
Когда я училась в школе, мне было совсем не
интересно, что говорил Ленин, выступая на
Финляндском вокзале. А было интересно, что сказал
революционный матрос Уточкин, стоявший в толпе,
когда Ленин кричал лозунги со своего броневика, и
что ему на это ответил мещанин Задувайло, у
которого в этой толпе беспризорник Герка только
что вытащил кошелек.
Объявление из газеты «Владимирские ведомости»
столетней давности: «Русский офицер. Женюсь для
поправки благосостояния» – мне говорит больше,
чем все учебники по истории, вместе взятые.
Уже через несколько лет от украинских событий
этой зимы останутся только фамилии
Ющенко–Тимошенко–Янукович и несколько сухих
строк про внутри- и внешнеполитические аспекты
«оранжевой революции».
Но сейчас, пока живая жизнь еще не превратилась в
историю, можно попытаться ухватить уходящее
время за хвост...
«У нас тут, как в Ноевом ковчеге»
Революция в лицах, словах и песнях: о
чем говорят и думают рядовые участники
исторических событий, обычно остающиеся за
кадром
Поезд «Москва–Киев»
Ночью весь вагон не спит. И стар и млад бурно
обсуждают политику. И только один парень
возмущенно рассказывает, как его московские
друзья попросили привезти в подарок сало: «У
русских железно: раз хохол – значит, сало. Я же не
говорю им: «Привезите мне пьяного медведя в
лаптях», а они – «сало»! Хорошо еще вышиванку с
шароварами не заказали! Я весь Киев обыскал, ну не
ем я сала, не знаю, где оно продается!»
Но чаще всего сквозь стук колес до меня доносятся
четыре слова: «москали», «бандеровцы», «Ющенко» и
«Янукович». Обычно солирует один колоритный пан
с усами, как у Тараса Бульбы: «Юлька – дрянь! Я ее
ненавижу! Но она – трибуна! Их трое таких было:
Ленин, Троцкий и Юлька! Она как начнет говорить –
готов замуж позвать, собаку! А так – я ее
ненавижу!»
Пан вообще развлекался всю дорогу. Когда пришли
пограничники, весь вагон замолчал и вжался в
сиденья. Особенно нервничала цыганка, которая
везла четыре огромные челночные сумки. «Это все
мои личные вещи: кофты, юбки, – объясняла она
таможне, – я люблю наряжаться, я ведь женщина!»
Наконец хлопцы с автоматами наперевес ушли в
другой конец вагона. Пан проскользнул за ними
следом. Вернулся с непередаваемо хитрым лицом. И
громким шепотом сказал любительнице наряжаться:
«Иди, они тебя зовут». Цыганка всполошилась и
стала уже всему вагону объяснять про «кофты,
юбки, личные вещи». «Да не нужны им твои юбки, –
перебил ее пан, – они тебя за другим звали. Они
раскусили, что ты шпионка! Теперь все, хана.
Закуют в наручники – и на нары к Януковичу!»
Потом пан добрался и до меня – единственного
пассажира с российским паспортом. Пан решил
устроить мне экзамен по украинскому языку. «Я
тэбэ кохаю» и «обережно, двери зачиняются» я
прошла успешно. А дальше пан меня завалил:
«Знаешь, что такое помаранчева?» «Нет». «Ты что!
Это же сейчас главное украинское слово:
помаранчева революция – оранжевая революция!»
Киев, пять утра
Я вышла из метро на станции “Хрещатик”. И
остолбенела. Посреди вполне европейской улицы с
бутиками и зеркальными витринами горят костры,
стоят палатки, между ними бродят небритые люди в
камуфляже. Кто-то поет песни, кто-то рубит дрова,
кто-то смотрит на прохожих из-за баррикад. Пять
утра, а все на ногах. Мне улыбнулся парубок в
оранжевой шапке и бушлате. Я его спрашиваю: «Что
же вы не спите?» А он улыбается еще шире, разводит
руками и отвечает: «РЕВОЛЮЦИЯ!» Это было первое
слово, которое мне сказали на украинской земле.
Я стала рассматривать уморительные листовки,
которыми по периметру обклеен палаточный
городок. Тут ко мне подошел еще один парубок, без
оранжевых примет и одетый в гражданское. «Что, –
говорит, – смеются в Москве над нашими
треволнениями?». «Да нет, – отвечаю, – радуются. У
нас там кромешная вертикаль власти. А у вас
Майдан Незалежности». «Нечему тут радоваться, –
говорит парубок Сережа двадцати одного года от
роду, – никакая это не революция. Это борьба двух
кланов, которые для своих целей используют
народ…»
И повел меня Сережа по рассветному Киеву. Под
крики ворон в синем-синем небе вышли мы к Днепру.
И тут парубок вздохнул полной грудью и молвил
(оцените, что говорят украинские хлопцы в такой
романтический момент: ранним утром с девушкой на
пустынной набережной): «Украина – великая
держава! Во всей Европе нет страны, которая может
с ней сравниться! Россия, конечно, тоже большая,
но ведь вся Россия отсюда вышла, из Киевской
Руси!»
Народное творчество палаточного городка
Парубок Сережа проводил меня обратно к
помаранчевому лагерю и, раскланявшись, нырнул в
палатку с надписью: «Донбасс за Ющенко». Кстати,
сам парубок родом из Донецка.
Рядом с шахтерской стояла радикально
разрисованная палатка с табличкой: «Художники за
Ющенко». Но самое сюрреалистическое «за»
выглядит так: «Ющенко, Чечня с вами». Меня
поразило до глубины души.
На стендах вокруг городка много очень хороших
фотографий. Особенно запомнилась одна: ряд
занесенных снегом омоновцев и напротив –
заснеженные оранжевые. А между ними – замерзший
(даже на фотографии видно) священник
благословляет и тех и других. Руки красные, на
бороде мокрый снег, лицо суровое, как у
ветхозаветного пророка.
Еще на Майдане процветает искусство карикатуры.
Например, Тимошенко в виде Жанны д’Арк,
привязанная к костру. Янукович с Кучмой
подкидывают вязанки «дел». И подпись: «Плохо
горит. Сырое все. Интерпол, подкинь дровишек!».
А вот несожженная Тимошенко яростно указывает
маленькому испуганному Путину на курятник: «А вы,
полковник, отправляйтесь на скотный двор, курей
щупать!».
Весь палаточный городок по периметру исписан
стихами. Почему-то в основном по-русски.
Трогательное признание в любви Украине, которое
начинается словами: «Я не ем сало и не ношу
шаровары… Я украинец?» Там тоже есть про стихи:
«Здесь на деньгах не президенты, а поэты. Здесь
девушки читают в метро и пишут стихи на парах по
термодинамике… Я – украинец!!!».
Революция в резервации
При свете дня святая святых помаранчевой
революции выглядит уже не романтично, а как-то
удручающе. Мимо лагеря торопятся хорошо одетые
киевляне. В сторону палаток они даже не глядят. На
лицах – выражение скуки: «Достал меня этот
зоопарк, я вот на работу опаздываю, а они там
тяжелый рок слушают» (с припевом «Ющенко! ТАК!»).
Другая категория – туристы. Этим, наоборот,
интересно. Тыкают пальцами, фотографируются на
фоне плакатов, беззастенчиво разглядывают
обитателей палаток, снимают на камеры. Сейчас,
когда опасность штурма миновала, в Киев
понаехали целые толпы жизнерадостных
европейских пенсионеров. Для них это в меру
экстремальный туризм, а революционный Майдан –
главная достопримечательность.
Очень резкий контраст между богатой толпой и
заповедником, где заросшие щетиной люди греются
у костров и отсыпаются в грязных палатках после
ночного дежурства.
Весело выглядит подземный переход под
Хрещатиком: дорогие магазины, «Мумий Тролль» из
динамиков мяучит что-то про морскую капусту, а
наверху – палатки и костры.
Помаранчевi пiснi
– Около палаток очень много музыки. Вот дедушка
играет на деревянном ксилофоне песенку «про
улыбку». Вокруг дети с оранжевыми шариками. А
рядом чуть не плача стоит, покачиваясь, парень в
камуфляже и с ленточкой «ПОРА» на рукаве. Он
слушает так проникновенно, как у нас подвыпившие
люди с неспокойной биографией слушают «Мурку» в
ночном переходе метро, заплатив сто рублей
измотанному скрипачу.
Музыку революции уже вовсю продают. Называется
«Хит з Майдана» (там тоже есть песенка про улыбку)
или «Помаранчевi пiснi». Один диск стоит 20 гривен.
Дикая смесь из начитанных под непритязательный
компьютерный бит лозунгов, народных песен и
кавээновских розыгрышей.
Революция вообще уже разошлась на сувениры. Все
лотки в Киеве завалены оранжевыми шарфами,
шапками и футболками с надписью: «Свободу не
спинити!» Зато продати. И очень даже неплохо.
На улицах постоянно попадаются то улыбающийся
негр в оранжевом шарфе, то растерянный (видимо,
отбившийся от своих) китаец в шапочке с портретом
Ющенко. А в витрине одного оружейного магазина
стоял настоящий рыцарь с алебардой и в латах. На
железные плечи накинут оранжевый дождевик.
В заповеднике
Внутрь
палаточного лагеря проникнуть очень сложно. По
периметру стоит охрана, на импровизированных
КПП, наспех сколоченных из перевернутых скамеек
и строительного мусора, требуют аккредитацию,
которую выдают где-то на другом конце Киева, да и
то уже не выдают…
Но я в лагерь попала без проблем. А все гарни
хлопцы! Но обо всем по порядку. Уже ближе к вечеру
я в очередной раз обходила территорию
заповедника. Меня подозвал какой-то сказочный
оранжевый дед с той стороны баррикад и, попросив
огоньку, стал с шутками и прибаутками сватать
палаточным парубкам. Парубки сначала стеснялись,
а потом разошлись, и мы с ними подружились.
Хлопец Ваня из Винницы провел меня через охрану и
потащил на экскурсию по палаточному городку.
Первое, что я там увидела, – это свадьба. Жених в
бушлате, невеста – пьяненькая, но зато в
настоящем белом платье.
Ваня говорит: «У нас тут кожний день свадьбы.
Недавно грузин с украинкой поженились. В
палатках познакомились, он по-русски ни слова не
знает, по-украински – токо «незалежность». На
Новый год к ним в палатку Саакашвили приезжал,
подарил путевки в Сухуми…».
Я наивно спрашиваю: «Как же они общаются?» Тут в
разговор вступает солидный человек из штаба: «Эх,
дивчина, язык любви и свободы – он для всех един!»
(Мы проходим мимо плаката: «Бог един, Украина –
тоже едина!»)
«У нас тут, как в Ноевом ковчеге, – продолжает
человек из штаба, – все города Украины
представлены, очень много людей из Грузии,
делегации из Белоруссии, Канады, Италии, Швеции,
из Австралии приезжали недавно».
Всего в палатках на Хрещатике живет около
четырех тысяч человек. Русских в лагере не
обнаружилось. Правда, как сказал веселый дядя из
охраны, русские приезжали на Новый год,
«приникали к ограде, жали руки, чуть не плакали,
просили хоть какой-нибудь клочок оранжевого на
память о свободе. Туговато у вас с демократией,
да, дивчина?»
(Мы проходим мимо плаката: «Пункт обмена
американских валенок на наколотые апельсины».)
Мы с Ваней хором: «А глаза-то лубяные!». И смеемся.
Но серьезный человек из штаба шутить не
расположен: «Вот вси брешут, что нам тут деньги
платят. Мы тут совершенно добровольно. Это вопрос
не денег, а морали. Понимаете, мы приехали сюда (за
свой счет!) со всей Украины. Мы бы не простили
себе, если бы остались в стороне. А если вы есть
хотите – ласкаво просимо в нашу полевую кухню,
наколотые апельсины усе пожрали, а вот борща на
всех хватает!»
Полевая кухня находится в жарко натопленной
палатке, тьма, как в преисподней, и толпа
невидимых людей движется в разные стороны,
покрикивая: «Обережно, борщ!».
Насытившись, население палаточного лагеря бежит
на дискотеку. Здесь non-stop играет музыка – те самые
«Хиты з Майдана»: «Понятиям – нi! Нi – брехнi!
Ющенко – да!» и «Разом нас богато, нас не
подолати!» плюс – медленный танец: «Ще не вмерла
Україна». Под музыку танцует разношерстный
народ. За оградой стоят туристы, щелкают
фотоаппараты…
«Весело у вас», – говорю. «Весело, – соглашается
Ваня, – только очень уже устали. 28-го, когда стало
известно, что Ющенко победил, такой салют
устроили, круче, чем на Новый год. Но сейчас, когда
эйфория прошла, мечта у всех одна: отоспаться».
«Что же вы домой не разъезжаетесь? – говорю. –
Ющенко ведь уже выбрали вроде как». – «Та, Янука
перед этим тоже вроде как выбрали. Мы здесь до
конца будем, до инаугурации. Мало ли что».
В палаточном городке работает психолог. На
палатке намалевано: «911. Служба спасения». Я
думала, жалуются на усталость. Оказалось – нет.
Психолог усмиряет тех, кто рвется в бой.
Уговаривает не поддаваться на провокации, так
как от бессонницы нервы у многих сдают.
«Недавно подходили к нам прихiльники Януковича,
– рассказывает Ваня, – стали матом нас ругать,
кричать: «А ну, выходи!». Ну, мы и вышли. Они
спужались и в подземный переход сховались. Даже
флаг свой побросали.
Иногда недоразумения случаются и с киевлянами.
«Некоторые подходят, ругаются, что весь Хрещатик
им загадили. А мы что, мы дальше сидим. И будем
сидеть, пока Ющенко не станет президентом. Когда
еще такое будет: пожить в палатке на главной
улице Украины. Потом внукам буду рассказывать»,
– говорит Ваня, прощаясь.
Вышла я из лагеря на праздничный Майдан. Елки,
петарды, электрические гирлянды… А посреди
всего этого веселья стоит маленькая такая
старушка и, плача, читает «Отче наш», протягивая в
толпу бумажный стаканчик из «Макдоналдса».
Революция перемогла. Жизнь продолжается.
Одесса, семь утра
Старушка покупает
хлеб в ларьке, говорит по-русски: «Милочка, можно
мне вон тот батончик!». Продавщица, подбоченясь:
«Вот вы всю жизнь прожили, что же вы думаете, я вам
после этого хлеба не продам?! Конечно, можно!»
Палаточный городок в Одессе тоже есть, только
маленький – три палатки – и бело-голубой. Под
навесом – ящик для сбора денег с надписью:
«Братья и сестры! Жертвуйте на палаточный
городок!». У ящика сидит цыганенок с серьгой в ухе
и совершенно остекленевшими глазами смотрит в
пустоту. Будто всю ночь злоупотреблял наколотыми
апельсинами.
Правда, днем цыганенок воскрес. Я его видела уже
на вокзале, он вместе с бойкой старушкой встречал
московский поезд и совал всем приезжим газетку:
«Вы за Януковича? Нет? Ну, все равно почитайте!»
А вечером на одесском майдане тот же цыганенок
читал, изгибаясь вокруг микрофона, гражданский
рэп с припевом: «Ненавижу апельсины! Как они мне
надоели!».
Апельсины в Одессе – тоже продукт символический,
но совсем по другому поводу. В свое время эти
фрукты спасли Одессу, как гуси Рим. Местная
оранжевая революция случилась, правда, несколько
столетий назад. Император Павел I за что-то
невзлюбил Одессу и «перекрыл молодому городу
бюджетное финансирование». Город пришел в полный
упадок. Тогда одесситы собрали три тысячи
апельсинов и послали их Павлу. Император объелся
апельсинами и сменил гнев на милость, послав
Одессе порядочную сумму. Теперь в центре города
стоит памятник апельсину. Так что про ненависть к
апельсинам – это они погорячились.
Одесский трамвай
Здесь люди никуда не торопятся. Вагоновожатая –
толстая нервная девочка лет семнадцати в майке с
Че Геварой – и седовласый флегматичный
кондуктор через остановку выходят перекурить. На
кишке едет штук пять мальчишек. На остановках
слезают и тоже курят. Где-то в середине маршрута
толстая девочка куда-то уходит, унося в руках
целый лоток пирожного «Картошка». «Долго ли
стоять будем?» – спрашивает дамочка, по виду
приезжая. «Долго – понятие относительное.
Кому-то и целая жизнь – недолго», – назидательно
отвечает ей одесская старушка.
Я вышла из трамвая, купила кофе в ларьке. Стою
озираюсь по сторонам. «Что, – говорит кондуктор,
который тоже курит у вагона, – не туда заехала?».
«Да я вообще никуда не ехала», – отвечаю. «А-а-а,
художница?» – «Ну, типа того…» – «Правильно,
одобряю».
Тут вернулась толстая девочка с Че, уже без лотка
и не такая нервная, дожевала последнее пирожное и
завела трамвай. «Лидюся! Я в запой ухожу!» –
крикнул ей кондуктор и, помахав рукой, отчалил в
сторону ларьков. Девочка-вагоновожатая кивнула,
закрыла двери, и трамвай тронулся…
На Майдане я видела сценку, которую поняла только
в Одессе. Любопытная толпа глазеет на листовки.
Вдруг – прокуренный бас откуда-то из-под локтей:
«Это шо за палатки? Шо за люди? Чиво сидят? Чиво
хотят? Им, шо, жить негде?» – И в толпу
ввинчивается маленькая всклокоченная старушка с
папиросой в зубах. В толпе смешки и возгласы:
«Проснулась!» и «Доброе утро!». А оранжевый
революционер с той стороны баррикад ласково так
спрашивает: «Бабуль, ты, я чай, из Одессы?» – «Из
Одессы не из Одессы, а ты отвечай, когда тебя
старая женщина спрашивает: шо вы тут сидите? Шо
безобразите?» И революционер с бабулей вступили
в долгую дискуссию. Я тогда не поняла: почему из
Одессы? Теперь понимаю. Да, точно, из Одессы!
Революция по-одесски
Здесь кажется, что
киевского Майдана и всех оранжевых страстей не
существует. Правда, Золотой Дюк стоит с
заклеенным лицом. Подойдешь поближе – и
оказывается, что товарища Ришелье залепили
стикерами за Януковича.
Видела я здесь – на второй день – и
«прихiльников» Ющенко. Они шли по улице,
размахивая оранжевыми флагами, и почему-то все
(человек пять) были одеты в костюмы Деда Мороза.
Похоже на процессию кришнаитов.
Рядом со мной на светофоре («светлофоре» –
по-украински) остановилась бабушка с внуком. Он
ее подначивает: «Ну, давай, ты же за Ющенко!»
Бабка, озираясь: «Да я боюсь…» – «Ну, давай, пока
нет никого!» И бабка на всю Ивановскую (т.е.
Еврейскую): «Ющенкоооооооооо! Урааааааааа!!!!!!!!!!»
Кришнаиты с другой стороны улицы машут ей
флагами: «С Рождествоооооооом!!! Урааааааааа!!!!»
В палаточном лагере на площади перед
администрацией царит оживление. Вытащили
телевизор и всем скопом смотрят «Ночь перед
Рождеством». Разговоры соответствующие: «Юлька
– она нечисть, ведьма оранжевая!» (на экране как
раз ведьма из трубы вылетает). «А Ющенко – он и
есть антихрист, сатана. Он даже, когда присягу
давал, левую руку на Библию положил, а Библию-то
ему подсунули ненастоящую, на ксероксе
отпечатанную!»
Под аккомпанемент «Ночи перед Рождеством»
Ющенко превращается в настоящего демонического
персонажа. Бабки, перекрикивая друг друга,
рассказывают леденящие душу подробности его
биографии: «Да я своими глазами видела, как он
ребенка взял и в костер бросил!» – «Одно слово:
фашист! черт! бандеровец!»
Но одесские старики (а из молодых в лагере –
только тот цыганский рэпер, ненавидящий
апельсины) настроены дать решительный отпор
нечистой силе. «Он Одессу растопчет, если его
сюда допустить. Но не на тех напал! Мы его сами
здесь растопчем, дьявола!» – говорят мне хором
Юрий Михайлович с Молдаванки и Ганна Степановна
с Пересыпи. А узнав, что я из Москвы, пламенно
обещают «отбить Одессу у фашистов, как в Великую
Отечественную»: «Одесса любит русских! Мы же
братья! Мы всегда будем открыты для русских, даже
если вся остальная Украина пойдет дерьмо
вычищать из американских сортиров! Мы будем, как
Куба, – остров свободы, – городом свободы!!!»
Если Ющенко и компания в Одессе – персонажи
демонические, то про Януковича здесь ходят
настоящие святочные рассказы: «Он сирота, так
плохо жил в детстве, мачеха его обижала, голодал,
скитался, никто его не любил, не жалел, он даже
пошел в пруду топиться, уже и камень на шею
приладил, но один добрый человек мимо шел, на
счастье, спас его, вытащил нашу надежду!»
Просто Одесса
Бомжиха на Приморском бульваре просит денег с
таким экзистенциальным вызовом: «Верите в Бога?
Тогда подайте!» И все безропотно подают. Один
только дед ей перечит: «Пусть, – говорит, – Бог
сначала мне пенсию заплатит. Я тебе тогда платье
куплю!» – «Нужно мне твое платье, – гордо
отвечает бомжиха, – сам носи! Ишь ты, у Бога он
пенсию получает!» – «Убого, еще как убого», –
качает головой старик. Тут они и помирились, на
почве обоюдной нищеты. И долго о чем-то
беседовали, сидя бок о бок на скамейке,
заклеенной стикерами «За Януковича».
Революция перемогла. Жизнь продолжается.
Наталья КЛЮЧАРЕВА
Москва–Киев–Одесса–Москва
Фото из спецвыпуска «Газеты по-киевски»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|