Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА
ГЕНЕРАЛЬНАЯ УБОРКА

Смотришь на какого-нибудь прилизанного отличника и думаешь: бедный ты, бедный. Чему только тебе не приходится соответствовать. И учительским требованиям. И родительским амбициям. Вот только с друзьями наверняка проблемы. И радости какие-то половинчатые. И детство вроде как и не детство вовсе.
И тогда приходит следующая мысль: а о чем же думают учителя, глядя на него? Кричат караул? Не спят ночами, ломая голову, как помочь ребенку обрести друзей, самого себя, полноту детских впечатлений? Или они, наоборот, эксплуатируют податливость ребенка, его послушность, вольно или невольно превращая это ценное качество чуть ли не в угодливость?..
Что греха таить, как правило, учителя носятся с такими учениками как с писаной торбой: ведь по ним так удобно судить о результатах своей педагогической деятельности. В то время как “неудобные” дети если и удостаиваются учительского внимания, то по большей части распекающего, раздраженного.
Хотя, согласитесь, здравый смысл подсказывает, что именно “неудобные” дети – трудные, озорные, туповатые, неподатливые – так нуждаются и в добром слове, и в искреннем интересе взрослого. Чтобы какие-то их способности (и не обязательно в математике!!!) наконец-то раскрылись.
Честь и хвала тем учителям, которые не по отметкам в журнале судят о своих учениках. И соответственно не по проценту успеваемости в классе судят о своей работе, а – по совести.

Мария Ганькина, Вячеслав Букатов

Обстановочка
Про то, как мы рассаживались по успеваемости, выясняли причины и брали обязательства

У нас в школе во время каникул был педсовет. Главный вопрос – ужасная успеваемость. На полторы тысячи детей – порядка двухсот двоечников, которые закончили полугодие с одной, двумя и даже пятью двойками. В общем, какие-то фантастические цифры.
И вот начали разбираться, в каком классе сколько неуспевающих. И вдруг звучит: в 8 “В” из 25 человек 12 неуспевающих. Я, значит, в удивлении, потому что из этого класса многие ко мне в театральную студию ходят. А тут на полном серьезе звучит предложение, что 8 “В” надо расформировывать (?!).
Этот класс, сколько я работаю в школе, среди других выделяется своим активным участием во всех мероприятиях. Они и на “Мисс Осень” победили, и в КВНе. Ну такая сплоченная компашка!..

По количеству двоек

На первом занятии после каникул у нас в театральной студии заведено рассказывать, что хорошего с кем приключилось. И вот под впечатлением разговора на педсовете я и говорю: “Так! Прежде чем мы начнем заниматься, давайте разберемся. Я получила информацию, которая меня просто убила”.
Тут я, конечно, начала занудствовать. Мол, раз они ходят в театральный и плохо успевают, то получается, что если они на театр ходить не будут, то, выходит, успевать будут нормально.
Мои закричали, что театр им совсем не мешает и что причины у них совершенно другие.
Тут я говорю: “Давайте сядем в таком порядке. Тот, у кого плохая успеваемость, садится справа, у кого получше – слева”.
Они друг у друга начали выяснять, у кого сколько двоек и троек за полугодие. В конце концов расселись. К моей радости, не все оказались двоечниками.
Выяснилось, что по две двойки у двух человек. Потом сидела девочка, у которой восемь троек. Потом – семь троек, шесть и так далее. В общем, лидером по успеваемости у меня оказалась девочка, у которой было всего три тройки. Отличников же никаких в помине не было.

Хотя бы ради эксперимента

Наша лучшая актриса была тоже в двоечниках. Ее на педсовете особенно ругали.
Эта девочка месяц проболела. На уроки не ходила, но театральный посещала. То есть учителя ее время от времени в школе видели, но не на своих уроках.
Мало того, она успела поучаствовать в конкурсе “Мисс Осень”. И в нем победить. И в новогодних праздниках она активно участвовала…
В итоге она получила две двойки за четверть.
А ребенок вообще замечательнейший. Она у меня с 5 класса. Я, честно говоря, была поражена, что она так плохо учится. А ее саму ну абсолютно не волнует, как к ней наши учителя относятся.
У этой девочки в 8 классе ухажеров – вся школа. Она настолько естественна в общении. И с любым человеком любого возраста начинает так мило разговаривать (без всякого кокетства), что ее любят все. У нее редкое актерское обаяние. Да и девочка она красивая (и у меня, конечно, душа за нее болит, как бы она не оступилась).
Она мне тут жаловалась на одну учительницу: “Никогда даже тройки мне не поставит! Вы же не знаете, как она меня называет. Она говорит, что я чуть ли не проститутка”. (Это после того, как она волосы выкрасила в разные цвета.)
Я говорю: “Вера, ты же в театральном занимаешься. Хотя бы ради эксперимента заплети косички, сядь, сложи ручки и смотри на нее с выпученными глазами. Вот увидишь, все будет по-другому”.
Через день она такая довольная прибегает: “Мне “четыре” по литературе поставили! Я сделала так, как вы сказали. И когда я руку подняла, меня спросили. И “четыре” поставили”.
Я говорю: “Это ты минимум усилий приложила. А если бы максимум, то уже на одни пятерки по всем предметам училась бы”.

Чуть ли не диссидент

Так вот. Когда они в тот день расселись по количеству двоек-троек, я говорю: “Видите, какая у нас обстановочка на театральном. Теперь давайте каждый проанализирует, почему он так плохо учится”.
Если бы у нас был диктофон! Вот бы записать и на педсовете учителям дать послушать, что говорят дети. Ведь на педсовете только и слышишь: они вообще ни о чем не думают, у них в голове ничего нет, и они ничего не понимают. Да и родители то же самое говорят.
А дети все прекрасно понимают. И если они не боятся собеседника, то рассуждать начинают вполне по-взрослому. И то, как они со своей успеваемостью вслух разбирались, на мой взгляд, говорит о многом.
Одна девочка сказала: “А мне мешает, что тех, кто хорошо отвечает, у нас в классе считают заучками”. И действительно, ты вот попробуй ответить нормально, если потом тебя засмеют.
В подростковом возрасте есть такая мода: чем хуже, тем лучше. Вот у меня, например, один мальчик, который в двоечниках сидит, обругал учительницу литературы. Я ему говорю: “Ну что, твой социальный статус в классе после этого вырос?” А он с гордостью: “Конечно!” То есть он теперь на уроках литературы чувствует себя настоящим диссидентом.

“Отбросы” и “сливки”

Разные были причины названы. Одна очаровательная совершенно девочка, у которой всего три тройки, с такой милой улыбкой говорит: “Ой, мне мешают мальчики. Я сижу за последней партой и все время на них смотрю. И отвлекаюсь поэтому”.
Другая решила, что причина – в собственной лени: “Я знаю, что надо сделать, но мне охота позаниматься чем-нибудь другим. Я все откладываю на потом. А потом ничего не получается”.
Большинство искали причину в себе. Но когда мы шли по второму кругу, то вернулись к теме общей обстановки в классе: “Вот в прошлом году у нас были отличники, поэтому мы на них как бы ориентировались”.
И я очередной раз подивилась их правоте.
Ведь что происходит у нас в школе? После 7 класса – отбор в предпрофильные классы: гуманитарный, физико-математический и класс прикладной математики. Сливки, так сказать, общества собираются в этих трех классах. А всех остальных, кто остался или не подсуетился вовремя, зачисляют в один класс. Получается, что в классе нет ни одного человека, у которого не было бы троек.
Моя Женя с тремя тройками – в своем 7-м лучшая ученица. А если к ней добавить всяких двоечников из других классов? Вот вам и сложная обстановка – и для учебы, и для взаимоотношений.

Чтоб конкретно

На третьем круге я каждому предложила подумать о решении:
– Ведь нас могут спокойно разогнать. Мне уже на педсовете намекнули, что мои, мол, театралы везде участвуют, а учатся погано. Делайте выводы.
– Нет, это не театральный виноват. Он нам, наоборот, помогает.
– Ну где он вам помогает? Посмотрите, собрались у меня, можно сказать, отбросы общества…
– Мы исправимся.
– Это все общие слова. Вы мне конкретно. Чтобы в конце третьей четверти мы бы собрались и опять расселись по успеваемости. Кто из вас будет сидеть правее, чем сейчас? Кто на том же месте? А кто сядет еще левее? Так что же вы конкретно сделаете для того, чтобы ситуацию улучшить?
Каждый попытался взять обязательства.
Обязательства были реальные. Никто не говорил, что закончит вообще без троек. Тот, у кого было шесть троек, обещал, что их будет пять.
Один говорит:
– Я геометрию вообще не понимаю. Это безнадежно.
– Хорошо, по геометрии тройка остается. Но неужели ты по литературе тройку исправить не сможешь?
– Ну, наверное, смогу.
– Вот давай, чтобы по литературе было не ниже четверки.
Кто-то из тех, у кого были неплохие оценки по такому же предмету, говорил: “Ну, это я тебе помогу”.
Тане, которая с задней парты на мальчиков смотрит, я сказала, что попрошу учительницу пересадить ее на первую парту.
– Ну, на первую не надо. На третью.
На том и порешили.
Так я их и поругала. Немножко.
Вот и вся история.

Рассказ Н.Н.
г. Нижний Новгород
Диктофонная запись
Вячеслава БУКАТОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru