ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N43
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Сегодня мы приглашаем вас на необычный
семинар: он посвящен очень широкой теме –
воспитанию в школе. И звучать будет голос не
одного лектора, а многих преподавателей, ученых,
практиков, послушать которых со всей России
приезжали в декабре педагоги, занимающиеся
воспитанием.
Об их запросах, ожиданиях и проблемах вы могли
прочитать на первой странице вкладки.
Перед вами краткое, почти конспективное
изложение нескольких лекций, прочитанных перед
участниками семинара, посвященного
воспитательным системам. Разумеется,
прочитанные тезисы и даже прослушанный курс
лекций не сделают учителя профессионалом в
области воспитания. Мы просто хотим познакомить
вас с несколькими учеными, работающими над
проблемами воспитания. Возможно, увидев их имена
на обложке книги или в программе следующего
конкурса воспитательных систем, вы сможете
увереннее сориентироваться в многообразии
информации и сделать свой выбор.
Надежда ЩУРКОВА,
доктор педагогических наук
Мы работаем в трудные времена
Значит, педагогика должна быть...
нежной
– Состояние воспитания – и
семейного, и школьного – сегодня в России
определяется одним словом – коллапс.
Причин этому несколько. То, что называлось
воспитанием в советской школе, было отброшено. Но
на замену ничего не нашлось. Причем педагоги,
даже если и понимают необходимость воспитания,
не могут им заниматься, ибо поставлены в
чрезвычайно тяжелые условия.
Огорчает, что учитель редко задумывается о том,
зачем он делает что-то на уроке. Например, кричит
на учеников. Ведь достаточно остановиться и
спросить самого себя: помогает ли этот крик
достигать хоть каких-то позитивных целей? Нет!
Зачем же тогда кричать?
К сожалению, учителя сосредоточиваются на
совершенствовании знаний по своему предмету:
методическая литература востребована гораздо
больше, чем книги по педагогике и психологии. Это
ведет еще к одной глобальной педагогической
ошибке: учитель практически всегда обращается
лишь к интеллекту ученика, вместо того чтобы
работать со всей его личностью – учитывать его
настроение, особенности психики. Ведь даже на
уроках музыки мы говорим детям: поймите,
запомните.
Можно, конечно, пенять на трудные времена, но
оправдываться ими нельзя. Нужно работать
профессионально вопреки всему, что творится
вокруг. В изменившихся условиях нужно осваивать
новую педагогику. Нежную педагогику.
Вот ведь парадокс: с вещами, особенно хрупкими и
дорогими, мы обращаемся бережно, а с человеком,
ребенком – порой даже грубо. «Что это вы здесь
бегаете, седьмой класс?!» Что значит седьмой
класс? Это двадцать разных, неповторимых людей.
Детей. Мы умиляемся, видя любого детеныша –
щеночка, котеночка, а на детей кричим.
Это не значит, что в школе будет царить
вседозволенность: в классе на уроке должна быть
тишина, а в коридоре чистота. Просто в каждой
реплике учителя должны содержаться две
составляющие: приятие, любовь – по отношению к
личности ученика и требовательность – по
отношению к действию, которое он совершает.
Например: «Я понимаю, что вы устали, но задание
необходимо выполнить к завтрашнему дню, иначе мы
не сможем двигаться дальше». Иными словами,
каждый раз, обращаясь к ребенку, вы говорите ему:
я люблю и уважаю тебя, но требую, чтобы ты учился
на пределе своих возможностей.
Организуя деятельность детей, прежде всего нужно
создать мотив. Поэтому педагог непременно
сначала определяет результат деятельности:
«Приложенные усилия позволят вам научиться, вы
сумеете…»
Нельзя предлагать сделать что-то вообще, в каждой
деятельности должен быть объект приложения сил:
не «занимаемся генеральной уборкой», а «давайте
сделаем класс красивым и чистым».
Очень важно не ограничивать взаимодействие
ближайшим будущим, а обрисовать перспективу
дальнейшей жизни ребенка: когда ты вырастешь и у
тебя будут дети, когда ты станешь музыкантом,
юристом, руководителем фирмы… Без этого взгляда
вперед учеба разбиваемся на ряд действий, вместо
того чтобы стать осмысленной деятельностью.
И еще: для того чтобы ребенок чувствовал себя
уверенно, мы должны научить его говорить так,
чтобы быть услышанным; предложить так, чтобы дар
был принят; уметь слушать, понимать, преодолевать
себя.
«Дети плохо воспитаны», – говорим мы. Но это мы не
научили их вести себя достойно. Нужно не только
говорить о нормах поведения, но и
демонстрировать детям, что это легко и «быть
хорошим» не требует от них каких-то невероятных
усилий.
Кстати, от учителя тоже не потребуется ничего
сверхъестественного. Нужно просто регулярно
задавать ребенку три вопроса по поводу его слов,
поступков, которые, как вам кажется, требуют
вмешательства воспитателя:
– чего ты хочешь, какого результата добиваешься,
когда делаешь то, что делаешь (не делаешь,
говоришь…)?
– как себя при этом чувствуешь?
– как, ты думаешь, чувствуют себя другие после
твоих слов (поступков)?
Иными словами, нужно не ругать или наказывать, а
приучить ребенка задумываться о последствиях
всего сказанного и сделанного им.
Надо признать, что для взаимодействия с ребенком
благих намерений мало. Учителю необходимо
владеть простыми и эффективными методиками. Вот
некоторые их них.
Предваряющая инструкция позволит детям
привыкнуть к мысли о предстоящем событии,
подготовиться к нему: «Через два дня (на
следующей неделе, после каникул) мы с вами должны
будем...»
Фиксация характеристики третьего лица: «Я вчера
видела, как старшеклассник помогал малышам.
Давайте и мы послезавтра пойдем к
первоклассникам».
Ссылка на собственную вину: «Вероятно, я плохо
объяснила…»
Аналогия, помогающая разъяснить смысл задания
или раскрывающая ситуацию: «Как если бы…»
Договор: «Когда вы выполните задание, я смогу…»
Обращение к художественному образу –
живописному, литературному.
Апелляция к прошлому ребенка: «Когда ты был
маленьким, ты не умел, а сейчас…»
Кстати, многие из этих приемов умные, любящие
родители и бабушки используют интуитивно. А
педагог-профессионал должен применять
сознательно. Сейчас много говорят о качествах,
определяющих профессионализм. Их не так уж много:
профессиональное достоинство; развитие мышления
при помощи психологической, педагогической,
философской литературы; специальные умения,
необходимые при работе с детьми: умение играть,
смеяться, слушать и т.д.; личностная
воспитанность и, конечно, готовность к
постоянному профессиональному
совершенствованию.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|