ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N43
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Сегодня мы приглашаем вас на необычный
семинар: он посвящен очень широкой теме –
воспитанию в школе. И звучать будет голос не
одного лектора, а многих преподавателей, ученых,
практиков, послушать которых со всей России
приезжали в декабре педагоги, занимающиеся
воспитанием.
Об их запросах, ожиданиях и проблемах вы могли
прочитать на первой странице вкладки.
Перед вами краткое, почти конспективное
изложение нескольких лекций, прочитанных перед
участниками семинара, посвященного
воспитательным системам. Разумеется,
прочитанные тезисы и даже прослушанный курс
лекций не сделают учителя профессионалом в
области воспитания. Мы просто хотим познакомить
вас с несколькими учеными, работающими над
проблемами воспитания. Возможно, увидев их имена
на обложке книги или в программе следующего
конкурса воспитательных систем, вы сможете
увереннее сориентироваться в многообразии
информации и сделать свой выбор.
Об особенностях педагогики гуманной и
авторитарной
Несколько персонажей педагогического
карнавала
Александр ГАВРИЛИН, доктор
педагогических наук:
– Образование вообще и воспитание в
частности – это передача социального и
культурного опыта следующему поколению. Об этом
нужно помнить, классифицируя воспитательные
системы и анализируя проблемы образования.
Один тип взаимоотношений между взрослым и
ребенком распространен чрезвычайно широко и
существует издавна. Его можно определить так: у
взрослого больше опыта и знаний, он всегда прав
только потому, что взрослый. Это авторитарный тип
взаимоотношений, когда любой человек априори
имеет право поучать более младшего по возрасту
(армейская дедовщина, например, коренится в
подобных отношениях). Что такое авторитарная
педагогика, мы все знаем слишком хорошо. Добавим
лишь, что она очень технологична: я же старше,
значит, знаю, чему и как научить всех.
Альтернативная парадигма – гуманистическая
педагогика. Что это такое? Со времен античности
гуманизм определяли так: человек – мера всех
вещей. В гуманистической педагогике можно
различить две модели: детоцентристскую и
гуманитарную.
Школ, строящих всю свою работу – от содержания
образования до методов – исключительно вокруг
ребенка, в мире немного – около четырех
процентов. Самый известный пример такой
педагогики – корчаковская.
Другая модель – гуманистически рефлексивная,
диалоговая. Это гуманитарный подход к процессу
образования: и ученик, и учитель становятся
субъектами собственного развития. С
возникновением этой модели возвращается
первоначальный смысл слова педагог – ведущий
ребенка. Взрослый сопровождает, поддерживает
его, но и сам при этом не останавливается в своем
развитии.
Гуманистические модели нетехнологичны. Термин
«гуманистические технологии» невозможен, ибо
невозможно применить технологию к уникальной,
неповторимой, постоянно изменяющейся личности.
Воплощение гуманистических принципов (в отличие
от авторитарных) – дело хлопотное и кропотливое.
Для этого необходима специальная
административная работа в школе – ведь
гуманистические принципы приживаются лишь там,
где педагоги владеют глубокими психологическими
знаниями (взамен технологий), а идеология и
педагогическая деятельность согласованы на
уровне всей школы.
Для тех, кто сделал выбор в пользу
гуманистической педагогики, хочу напомнить
слова Выготского о том, что воспитание – это
самое простое дело, им и заниматься-то специально
не надо. Ребенок воспитывается (перенимает
социокультурный опыт) сам, находясь в нормально
организованной среде. То есть главной задачей
воспитания становится создание окружающей
ребенка среды: мы регулируем культурное
пространство в школе и по мере возможности
компенсируем то, что упущено семьей.
Роза ВАЛЕЕВА, доктор педагогических
наук, профессор Казанского педагогического
университета:
– Слова о гуманизации образования и
воспитания звучат уже много лет. Гуманистические
ценности в педагогике декларируются во весь
голос, но на практике происходит нечто прямо
противоположное.
Как преподаватель педагогического университета
я очень хорошо знаю, что во время учебы студенты
горят идеями гуманизма. Ниспровергают
авторитарные принципы, но… попав школу и
проработав там года два-три, превращаются в тех,
кого совсем недавно критиковали.
И дело здесь не в злой воле. Живучесть
авторитарной педагогики имеет объективные
причины. В отличие от авторитарного типа
отношений, когда взрослый воздействует, а
ребенок (как всякое нормальное существо)
сопротивляется, гуманистический предполагает
взаимодействие ученика и учителя.
К такому типу отношений взрослый должен быть
готов. Это очень непросто. Весь наш багаж
образования, жизненного опыта, прожитых лет
выталкивает в позицию: я лучше знаю. Интересно,
что иногда учителя, освоившие позицию
взаимодействия с учениками в школе, не могут
выстроить такие же отношения в семье. «Я знаю, как
лучше» все-таки прорывается по отношению к
собственным детям.
Еще авторитарная педагогика оказывается более
удобной для учителя, когда заходит речь о
результатах его работы. Тут авторитарная школа
снова предлагает обманчиво-простые решения:
планирование, замер внешних показателей.
Результат, казалось бы, виден сразу: мероприятия
проведены, дети подготовили доклады, собрали
металлолом. А учителю, работающему в
гуманистической системе, вроде и показать
нечего: тонкие, неуловимые изменения не измеришь
в процентах, кроме того, результат зачастую
проявляется далеко не сразу, а через годы.
Вот и получается, что учитель заявляет, может
быть, даже искренне, одно, а делает совершенно
другое.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|