ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N43
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Родословная новогодней елки,
или Прощание с праздниками
Заканчивается длинное и пестрое
новогоднее безделье. Последний отголосок
праздничного фейерверка – Старый новый год –
немного игрушечный, патриархальный. На Старый
новый год можно еще допраздновать, встретиться с
теми друзьями, с кем не получилось выпить
шампанского и обменяться пожеланиями в
“настоящую” новогоднюю ночь. У “Школы для
учителя” появилась сегодня такая возможность –
посумерничать с вами у новогодней елки.
Переход из декабря в январь, наверное,
самый праздничный период для людей европейской
культуры. Особенно для россиян, которые упоенно
отмечают целый букет религиозных и светских
праздников – начиная с католического Рождества
и заканчивая старым Новым годом. А с конца
прошлого века прихватили от широты душевной еще
и восточный новый год с его зоологической
символикой и фейерверками. Приходя в это время в
очередные гости, принято поздравлять со всеми
праздниками, прошедшими и наступающими, оптом. В
этом карнавальном клубке перемешано все:
каникулы, подарки всем-всем, Дед Мороз, ожидание
нового счастья, хлопки и пена шампанского,
сентиментальные рождественские истории и,
конечно, елка, увешанная пестрым, сверкающим,
блестящим.
Наверное, это происходит оттого, что в
праздновании Нового года сплелось столько
магических обрядов, мифов, культурных традиций –
языческих и христианских! Их соединение и дало
такую причудливую смесь. Ведь, по сути дела, нет
никаких разумных оснований праздновать
наступление нового этапа жизни именно в это
время: день зимнего солнцестояния прошел, до
весеннего равноденствия далеко, зима еще не на
переломе, в природе не происходит ничего
хорошего: темно, холодно, снежно. Тем не менее –
карнавал, огни, елка…
Тевтоны, славяне и индейцы – что может
быть общего?
С елкой связано одно из самых известных
новогодних заблуждений: считается, что елка, как
и многие другие европейские новшества, появилась
в России благодаря Петру I. Однако
государь-реформатор 20 декабря 1699 года лишь издал
указ, назначающий началом года 1 января, и
повелел: “По большим и проезжим знатным улицам
знатным людям и у домов нарочных духовного и
мирского чина перед вороты учинить некоторые
украшения из деревьев и ветвей сосновых, еловых и
можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по
деревцу или ветви на вороты, или над храминою
своею поставить”.
А рождественская елка, украшенная огнями,
появилась в Москве в 1817 году по повелению великой
княгини Александры Федоровны. Перенят этот
обычай был у германцев.
Еще в дохристианские времена тевтоны в период
зимнего солнцестояния развешивали свои
подношения на ветках вечнозеленых деревьев,
прося у духа дерева защиты от стужи и хорошего
урожая будущим летом. Весной, в начале мая, с
просьбами о плодородии и изобилии снова
обращались к дереву. Его приносили в деревню,
наряжали ленточками, цветами, яичной скорлупой,
стараясь угодить духу дерева. Иногда после
обряда майское дерево сжигали, чтобы весна и лето
были солнечными. Иногда носили по деревне.
Кое-где этот обычай трансформировался в
установку майского шеста, украшенного ветвями. В
России приход тепла символизировала березка,
украшенная лентами.
У многих народов, населявших Северную Европу, был
обычай наряжать молодой майской зеленью и венком
из боярышника мальчика и водить его по селению,
чтобы он благословил своим приходом каждый дом, а
хозяева должны были угостить его. Мальчик
изображал древесный дух и у разных народов носил
разные имена: Майский король, бог весны или лесов,
Зеленый Джек, король Троицыного дня.
Дерево издавна было для славян объектом
языческого поклонения. С просьбой о
покровительстве обращались к особо почитаемым,
старым, одиноко стоящим могучим деревьям. Даже у
самого обычного дерева нужно было попросить
прощения, прежде чем срубить его для
хозяйственных надобностей.
Объектами культовых обрядов становились и целые
участки леса: в Белоруссии – “прощи”, на Русском
Севере – “кусты”. Их ограждали и почтительно
охраняли: в священных рощах нельзя было не только
рубить деревья, но даже собирать валежник.
Интересно, что просить дух дерева о
покровительстве было принято и у американских
индейцев. Одни племена осенью совершали
обрядовый танец сосны, прося о благополучной
зиме. Другие поклонялись кедру – как все
вечнозеленые деревья, он был символом вечной
жизни – и называли его бабушкой. Кедр доставляли
из горных областей и в день зимнего
солнцестояния устанавливали в селении. К дереву
приносили дары, расцвечивали красной краской, а
верхушку украшали птичьими перьями.
Дерево друидов становится христианским
символом
Все же наша новогодняя елка, пожалуй,
ведет родословную от европейских языческих
обычаев и обрядов, странным образом ужившихся с
христианской мифологией. В те времена, когда
языческие верования постепенно уступали
христианству, церковь усиленно боролась с
поклонением деревьям, рощам, камням, ручьям.
Многие объекты поклонения просто уничтожали. Но
это не всегда приносило желаемый результат,
поэтому некоторым языческим святыням и обрядам
придавали другой смысл – не отвергали, а
ассимилировали. Такое преображение символически
отражено в германском мифе о происхождении
рождественской елки. По преданию, св. Винифред,
охваченный идеей борьбы с языческими богами, в
Рождество бросил им вызов, срубив древний
священный дуб друидов. И на его месте возникла
елочка с сияющими ветвями и ликом младенца
Христа на макушке. Легенда гласит, что сияющие
ветки символизировали свет вечной жизни, а ель,
украшенная огнями, именно с тех пор стала
неотъемлемой частью рождественских праздников.
Не случайно эта легенда родилась в Германии, ведь
обычай наряжать елку на Рождество зародился в
верховьях Рейна еще в XVI веке. Потом его переняли
австрийцы, а в XIX веке эта традиция
распространилась в Венгрии, Чехии, Франции,
Румынии. Даже в Турции существовал обычай
праздновать Новый год у наряженной елки, но в
начале Второй мировой войны его отменили из
экологических соображений.
Как елка не совпала с линией партии
В России елка стала традиционным
рождественским деревом со второй половины XIX
века. Часто праздник, в центре которого была
наряженная ель, был благотворительным – в пользу
больных и раненых. Обычай выжил даже в урагане
прокатившейся по стране революции и Гражданской
войны. Людям старшего поколения известен рассказ
про то, как Ленин присутствовал на елке для детей
в Сокольниках.
Но, увы, вскоре елка показалась идеологически
вредной: в 1928 году этот “буржуйский” обычай был
запрещен. Но ненадолго. Даже несгибаемые
большевики, видимо, поняли, что у старого, глубоко
укоренившегося праздника должен быть символ. К
Сталину обратились с предложением вернуть детям
елку, которая теперь уже, конечно, будет
числиться новогодней, а не рождественской.
Разрешение было получено, но елочные базары еще
несколько лет открывать боялись, помня о
недавнем запрете. Пришлось ЦК ВЛКСМ издавать
специальную резолюцию для восстановления елки в
праздничных правах.
Может быть оттого, что история новогодней елки
столь витиевата, мы радушно приглашаем к столу и
Деда Мороза, и Санта-Клауса, и китайского дракона
и так держимся за привычку ставить на исходе
декабря вечнозеленое деревце, украшать пестрыми
дарами и огнями, на верхушку цеплять
рождественскую звезду и по-язычески просить о
счастье и удаче в наступающем году.
По материалам интернет-сайтов
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|