ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N43
Главный приз – педагогическое
мастерство!
На II Всероcсийском конкурсе
воспитательных систем педагоги повышали
квалификацию не только на лекциях, но и в общении
с коллегами
Ситуация с воспитанием в российских
семьях и школах напоминает революционную.
Чиновники спохватились, что без воспитания как
составной части образования подрастающее
поколение подрастает как-то не так. Уровень
физического здоровья, нравственности,
патриотизма молодежи опускается все ниже и ниже.
Родители и учителя тоже понимают: с воспитанием
что-то неладно. Они просто видят это на своих
детях. А как их воспитывать сейчас? Непонятно...
На этот вопрос пытались ответить участники
Всероссийского
научно-практического семинара «Содержание,
планирование, организация и формы
воспитательной работы в общеобразовательном
учреждении». На этот семинар в Москву в Академию
повышения квалификации и переподготовки
работников образования собрались педагоги,
считающие воспитание главным в своей
деятельности.
Многие участники семинара уже несколько
лет создают свою уникальную воспитательную
систему на уровне школы или целого региона. В
программе последнего дня значилось награждение
победителей Конкурса воспитательных систем.
Познакомившись с участниками конкурса, можно
получить представление о проблемах и
приоритетах российских педагогов в области
воспитания.
Губернский колледж, г. Сызрань. Здесь считают, что
главное в профессиональном образовании –
воспитать нравственного профессионала. Студенты
колледжа осваивают 77 специальностей – от
нефтяника до воспитателя детского сада. Но их
объединяет общая установка: твой труд должен
приносить пользу другим людям. Чтобы это вошло в
плоть и кровь, нужно научить студентов наблюдать,
анализировать, делать выбор, брать
ответственность, считает Марина Кашина, зам по
воспитательной работе.
Педагоги колледжа используют коллективную
трудовую деятельность, традицией стало
волонтерское движение в области педагогики,
экологии, в социальной сфере. Кстати, в городе по
достоинству оценили эту педагогическую
инновацию: выпускники практически сразу находят
работу.
В лицее № 9 г. Зеленодольска в Татарстане
воспитательная система создавалась для того,
чтобы объединить вокруг школы учеников и
родителей. Лицей находится в спальном районе и
вынужден решать обычные для этой ситуации
проблемы. Педагоги занимаются
духовно-нравственным воспитанием лицеистов,
обращаясь к традициям Царскосельского лицея,
устраивают праздники по пушкинским датам: 19
октября, в день венчания, в день памяти. Еще здесь
учат ребят разумно относиться к своему здоровью,
прививают школьникам вкус к научной работе. В
лицее также создан заочный институт позитивного
поведения с забавной аббревиатурой ЗИПоПо, где
дети учатся выходить из конфликтных ситуаций.
Занятия в ЗИПоПо – не лекции, а дискуссии; иногда
затруднительные для ребенка ситуации
моделируются на куклах.
Терпимое, этичное отношение к окружающим, умение
находить общий язык с людьми разных культур и
поколений приоритетны для педагогов из многих
регионов. И формы для воспитания этого создаются
самые разные. В Иванове – школа-клуб, в Самаре
такая работа проходит во Дворце детского
творчества, а в Омске, в школе № 101, педагоги
вместе с учениками придумали этический театр и
этическую игру для школьников и взрослых.
Особенно ценно, что подведение итогов второго
конкурса воспитательных систем проходило не как
парад победителей – отчитались, получили
награды и разъехались, – а как курсы повышения
квалификации. Здесь были и команды от школ или
целых республик, и, например, заместители по
воспитательной работе из маленьких сельских
школ, уговорившие директоров отпустить их с
работы на пять дней и приехавшие за свой счет.
Чтобы послушать лекции, узнать, как работают
коллеги, сопоставить свои планы и открытия с
чужим опытом.
Любовь Комарова, школа № 9 станицы Староминская
Краснодарского края. Узнала о семинаре буквально
накануне, за сутки собралась, нашла деньги на
билет… Мне говорили: «Люба, куда ты? Одна, в
Москву!» А я все-таки поехала и не жалею: так
хотелось найти единомышленников, узнать, как на
практике создается воспитательная система.
Марина Полякова, зам по воспитательной работе
школы № 15 г. Новомосковска Тульской области,
приехала за новыми идеями и информацией о том,
какой может быть воспитательная система в школе
(Марина Валерьевна совсем недавно заняла эту
должность).
А Наталья Шмарева, зам по воспитательной работе
школы станицы Михайловская Урюпинского района,
работает в этой должности уже двадцать лет, но
приехала с той же целью: понять, каким должно быть
современное воспитание в школе, ибо ощущение
изменившейся ситуации есть, а что нужно менять в
педагогических подходах – непонятно. К тому же
семинар – это редкая возможность послушать
лекции лучших ученых и побывать на
мастер-классах практиков, купить методическую
литературу.
Зато в Республике Калмыкия взялись за воспитание
основательно: отправили на семинар педагогов
разного уровня – от руководителя
республиканского центра воспитания и
образования до директоров школ и лицея. Они
рассказали, что в Калмыкии при министерстве
образования создали центр для повышения
квалификации педагогов-воспитателей. Из пестрой
палитры воспитательных методик калмыцкие
педагоги выбрали несколько: коллективную
творческую деятельность, школьное
самоуправление, социальные проекты. Новые и
хорошо забытые старые методики приживаются в
школах не только усилиями педагогов, но и самих
ребят. Инициативные старшеклассники с задатками
лидеров выезжают в летние лагеря, где их обучают
этим методикам студенты педагогических отрядов.
Об этом рассказала Татьяна Мальмакова, директор
республиканского центра воспитания и
образования.
Отправить на семинар команду единомышленников
под силу не только целой республике: сразу
несколько педагогов школы № 5 г. Шелехова
Иркутской области поехали сюда за новыми идеями
и опытом. В школу недавно пришла команда молодых
педагогов. Они создают школу мудрости, благодаря
которой и взрослые, и дети умели бы себя вести
доброжелательно, соизмерять свои поступки с
интересами других людей.
Толерантность, забота об окружающих – качества,
которые хотели бы воспитать в школьниках
практически все участники семинара. Но есть дети,
для которых условием выживания становится
толерантность окружающих, – ребята с проблемами
развития. Это другой ракурс воспитания –
вырастить из них уверенных в себе,
приспособленных к жизни людей. Такую задачу
ставят перед собой воспитатели школы-интерната
№ 20 г. Сызрани. И используют, как рассказывает
Лариса Дубова, практически те же методы, что их
коллеги из обычных школ, престижных лицеев,
дворцов детского творчества: разновозрастные
группы, работу в школьном музее, соуправление
ребят и педагогов, помощь тем, кто еще более
социально не защищен, старикам, например.
Из рассказов педагогов становится понятно, что
воспитание в школах в последние годы не замирало.
Теперь учителя ощущают потребность в том, чтобы
отчетливо сформулировать, что они делают,
систематизировать свою воспитательную работу. И
конечно, освоить новые эффективные методики.
Наверное, поэтому с утра до вечера зал и
аудитории, где проходили лекции, были полны,
несмотря на то что в первый день организаторы
демократично предложили выбирать и посещать
лишь те занятия, которые интересны:
«Свидетельство все равно получите». Вероятно,
интересным оказалось все, что предложили
устроители: нежная педагогика, гендерный подход
к образованию, системный подход в воспитании,
организационные ресурсы в воспитании,
корчаковская педагогика – вот только несколько
тем лекций и мастерских.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|