Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N43 
 

Записала Елена КУЦЕНКО

Главный приз – педагогическое мастерство!

На II Всероcсийском конкурсе воспитательных систем педагоги повышали квалификацию не только на лекциях, но и в общении с коллегами

Ситуация с воспитанием в российских семьях и школах напоминает революционную. Чиновники спохватились, что без воспитания как составной части образования подрастающее поколение подрастает как-то не так. Уровень физического здоровья, нравственности, патриотизма молодежи опускается все ниже и ниже. Родители и учителя тоже понимают: с воспитанием что-то неладно. Они просто видят это на своих детях. А как их воспитывать сейчас? Непонятно...
На этот вопрос пытались ответить участники Всероссийского
научно-практического семинара «Содержание, планирование, организация и формы воспитательной работы в общеобразовательном учреждении». На этот семинар в Москву в Академию повышения квалификации и переподготовки работников образования собрались педагоги, считающие воспитание главным в своей деятельности.

Многие участники семинара уже несколько лет создают свою уникальную воспитательную систему на уровне школы или целого региона. В программе последнего дня значилось награждение победителей Конкурса воспитательных систем.
Познакомившись с участниками конкурса, можно получить представление о проблемах и приоритетах российских педагогов в области воспитания.
Губернский колледж, г. Сызрань. Здесь считают, что главное в профессиональном образовании – воспитать нравственного профессионала. Студенты колледжа осваивают 77 специальностей – от нефтяника до воспитателя детского сада. Но их объединяет общая установка: твой труд должен приносить пользу другим людям. Чтобы это вошло в плоть и кровь, нужно научить студентов наблюдать, анализировать, делать выбор, брать ответственность, считает Марина Кашина, зам по воспитательной работе.
Педагоги колледжа используют коллективную трудовую деятельность, традицией стало волонтерское движение в области педагогики, экологии, в социальной сфере. Кстати, в городе по достоинству оценили эту педагогическую инновацию: выпускники практически сразу находят работу.
В лицее № 9 г. Зеленодольска в Татарстане воспитательная система создавалась для того, чтобы объединить вокруг школы учеников и родителей. Лицей находится в спальном районе и вынужден решать обычные для этой ситуации проблемы. Педагоги занимаются духовно-нравственным воспитанием лицеистов, обращаясь к традициям Царскосельского лицея, устраивают праздники по пушкинским датам: 19 октября, в день венчания, в день памяти. Еще здесь учат ребят разумно относиться к своему здоровью, прививают школьникам вкус к научной работе. В лицее также создан заочный институт позитивного поведения с забавной аббревиатурой ЗИПоПо, где дети учатся выходить из конфликтных ситуаций. Занятия в ЗИПоПо – не лекции, а дискуссии; иногда затруднительные для ребенка ситуации моделируются на куклах.
Терпимое, этичное отношение к окружающим, умение находить общий язык с людьми разных культур и поколений приоритетны для педагогов из многих регионов. И формы для воспитания этого создаются самые разные. В Иванове – школа-клуб, в Самаре такая работа проходит во Дворце детского творчества, а в Омске, в школе № 101, педагоги вместе с учениками придумали этический театр и этическую игру для школьников и взрослых.
Особенно ценно, что подведение итогов второго конкурса воспитательных систем проходило не как парад победителей – отчитались, получили награды и разъехались, – а как курсы повышения квалификации. Здесь были и команды от школ или целых республик, и, например, заместители по воспитательной работе из маленьких сельских школ, уговорившие директоров отпустить их с работы на пять дней и приехавшие за свой счет. Чтобы послушать лекции, узнать, как работают коллеги, сопоставить свои планы и открытия с чужим опытом.
Любовь Комарова, школа № 9 станицы Староминская Краснодарского края. Узнала о семинаре буквально накануне, за сутки собралась, нашла деньги на билет… Мне говорили: «Люба, куда ты? Одна, в Москву!» А я все-таки поехала и не жалею: так хотелось найти единомышленников, узнать, как на практике создается воспитательная система.
Марина Полякова, зам по воспитательной работе школы № 15 г. Новомосковска Тульской области, приехала за новыми идеями и информацией о том, какой может быть воспитательная система в школе (Марина Валерьевна совсем недавно заняла эту должность).
А Наталья Шмарева, зам по воспитательной работе школы станицы Михайловская Урюпинского района, работает в этой должности уже двадцать лет, но приехала с той же целью: понять, каким должно быть современное воспитание в школе, ибо ощущение изменившейся ситуации есть, а что нужно менять в педагогических подходах – непонятно. К тому же семинар – это редкая возможность послушать лекции лучших ученых и побывать на мастер-классах практиков, купить методическую литературу.
Зато в Республике Калмыкия взялись за воспитание основательно: отправили на семинар педагогов разного уровня – от руководителя республиканского центра воспитания и образования до директоров школ и лицея. Они рассказали, что в Калмыкии при министерстве образования создали центр для повышения квалификации педагогов-воспитателей. Из пестрой палитры воспитательных методик калмыцкие педагоги выбрали несколько: коллективную творческую деятельность, школьное самоуправление, социальные проекты. Новые и хорошо забытые старые методики приживаются в школах не только усилиями педагогов, но и самих ребят. Инициативные старшеклассники с задатками лидеров выезжают в летние лагеря, где их обучают этим методикам студенты педагогических отрядов. Об этом рассказала Татьяна Мальмакова, директор республиканского центра воспитания и образования.
Отправить на семинар команду единомышленников под силу не только целой республике: сразу несколько педагогов школы № 5 г. Шелехова Иркутской области поехали сюда за новыми идеями и опытом. В школу недавно пришла команда молодых педагогов. Они создают школу мудрости, благодаря которой и взрослые, и дети умели бы себя вести доброжелательно, соизмерять свои поступки с интересами других людей.
Толерантность, забота об окружающих – качества, которые хотели бы воспитать в школьниках практически все участники семинара. Но есть дети, для которых условием выживания становится толерантность окружающих, – ребята с проблемами развития. Это другой ракурс воспитания – вырастить из них уверенных в себе, приспособленных к жизни людей. Такую задачу ставят перед собой воспитатели школы-интерната № 20 г. Сызрани. И используют, как рассказывает Лариса Дубова, практически те же методы, что их коллеги из обычных школ, престижных лицеев, дворцов детского творчества: разновозрастные группы, работу в школьном музее, соуправление ребят и педагогов, помощь тем, кто еще более социально не защищен, старикам, например.
Из рассказов педагогов становится понятно, что воспитание в школах в последние годы не замирало. Теперь учителя ощущают потребность в том, чтобы отчетливо сформулировать, что они делают, систематизировать свою воспитательную работу. И конечно, освоить новые эффективные методики. Наверное, поэтому с утра до вечера зал и аудитории, где проходили лекции, были полны, несмотря на то что в первый день организаторы демократично предложили выбирать и посещать лишь те занятия, которые интересны: «Свидетельство все равно получите». Вероятно, интересным оказалось все, что предложили устроители: нежная педагогика, гендерный подход к образованию, системный подход в воспитании, организационные ресурсы в воспитании, корчаковская педагогика – вот только несколько тем лекций и мастерских.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru