Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
РОДИТЕЛЬСКИЕ УРОКИ 

Ангелина ОДНОЛЬКО

И дела им нет до петли Гистерезиса

Если дети не понимают химию, физику, алгебру, они их зубрят. И тогда вся надежда на родителей

– Ну не люблю я вашу физику, – лепетало прелестное создание в кудряшках перед моим учительским столом, теребя в руках девственно-чистый учебник выпускного класса.
– А что же ты любишь? Шить или вышивать крестиком? – спросила я ее, добавив в голосе укоризны и ехидства.
– Убирать! – Создание взмахнуло ресницами и поджало губки.
– Сколько же можно убирать – час, два? А потом?
– А я убираю целый день. Представляете? Все чисто. Хорошо!
Я не представляла. День, потраченный на уборки-стирки, был для меня потерянным.
Мы встретились через пару лет. Гуляли вместе с колясочками. Леночка весело щебетала про мужа – студента физфака, про отдельную квартиру и родителей этажом выше. Я улыбалась, завидовала ее кудряшкам, умению поджимать губки. А еще я была горда собой за то, что не поставила Леночке двойку по физике и не стала препятствием к появлению этого малыша, чья мама точно знает, что делать, если пучит животик, и как промыть глазки. И дела ей нет до петли гистерезиса.
Школьная физичка, рисуя эту изящную кривую изменения магнитной индукции на доске, пошутила как-то, что хорошему физику в пору ругаться этим заковыристым словом. С тех пор, если вместо морковных котлет получается размазня, говорю: «Гистерезис тебя возьми!»
Физику я больше не преподаю. Стало очень тоскливо от того, что половина класса ничего не понимала и отбывала уроки как нудную повинность, потому что так усложнились программы.
В седьмом классе моей дочери приходится изучать донорные и акцепторные примеси, а раскрутить вилку и розетку не только девочки, но и мальчики не в состоянии. Сложные задачи вытеснили с урока историю движения человеческой мысли; подвиг Джордано Бруно и каторга Марии Кюри остались за пределами учебника. Мой дом напичкан пособиями по физике для любознательных и не очень, а мое университетское образование нужно, оказывается, для того, чтобы помогать учиться своим детям. И что же я не догадалась параллельно закончить химфак и еще пару-тройку факов?
Отличница моя получила-таки двойку по химии, и я пошла знакомиться с учителем.
Юрий Маратович, седой представительный мужчина, был абсолютно уверен, что, не зная, чем отличаются индифферентные оксиды от амфотерных, моя дочь не вырастет, не станет человеком.
На очередном дне рождения четырнадцатилетние красавицы уплетали торт и обсуждали достоинства шампуней, то и дело пуская в ход непонятные словечки из рекламных роликов: керамиды, липосомы, красители, заменители сахара и разрыхлители. Ведь запомнили же! Гистерезис вас возьми, Юрий Маратович, разберемся мы с вашими амфотерными, но вырастут ли наши дети просто грамотными потребителями?
Химия, как и обещал Ломоносов, «широко простерла руки свои в дела человеческие», а школа и не думает научить детей жить в этом мире. Видеомагнитофоны ломаются от неумелого обращения, а выявить аллерген среди всех домашних веществ и смесей становится все труднее. Нахимичили!
В очередной раз, когда стройная материалистическая картина мира рушится и захлестывает нескладный строй эмоций, я бегу к своему руководителю диплома, с которым уже 20 лет дружу домами, слушаю разумные речи о том, что стыдно в наше время не знать, как устроен телефон, почему летают самолеты и сколько элементов в Таблице Менделеева. Смирившись с необходимостью штудировать оксиды, выхожу от любимого и уважаемого профессора и – в который раз за все эти 20 лет! – натыкаюсь на звонок, сиротливо висящий на надломленной проволочке – в моем доме два поколения отучились на кафедре теоретической физики. И мне опять непонятно, кому и за что должно быть стыдно!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru