ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
«…И се, звезда, которую видели они на
востоке,
шла перед ними, как наконец пришла и остановилась
над местом,
где был Младенец»
Евангелие от Матфея
Протопресвитер Александр ШМЕМАН
Богомладенец
“Отроча младо – предвечный Бог!” –
этим ликующим отождествлением Младенца,
родившегося в Пещере Вифлеемской, завершается
одно из главных песнопений, составленных в VI веке
знаменитым византийским песнописцем Романом
Сладкопевцем. Вот оно в русском переводе:
…Дева рождает Того, кто вечен,
И земля пещеру приносит
Неприступному.
Ангелы с пастырями славословят,
Волхвы со звездою
путешествуют,
Ибо нас ради родился ребенок –
предвечный Бог!
Ребенок – Бог, Бог – ребенок… Почему
даже у людей, теплохладных к вере, даже
неверующих, не перестает радостно сжиматься
сердце при созерцании в эти рождественские дни
единственного, несравнимого видения: молодой
матери с ребенком на руках, и – вокруг них –
волхвов с востока, пастырей с ночного поля,
животных, неба, звезды? Почему так твердо знаем и
снова и снова узнаем мы, что нет на этой скорбной
земле нашей ничего прекраснее и радостнее этого
видения, которое века не могли вытравить из нашей
памяти?
К этому видению возвращаемся мы, когда нам некуда
больше идти, когда, измученные жизнью, мы ищем
того, что могло бы нас спасти. Ведь вот в
евангельском рассказе о Рождестве Иисуса Христа
ничего не говорит Мать и, конечно, ничего не
говорит и Младенец – как если бы и не нужно было
никаких слов, ибо никакими словами не объяснить,
не определить, не передать смысла того, что
произошло и совершилось тогда.
И все-таки попробуем. Не для того, чтобы объяснять
и истолковывать. Но, как сказано в Писании, “от
избытка сердца глаголют уста”. И невозможно
человеку избытком этим не поделиться с другими.
Ибо именно в этих словах – ребенок и Бог – самое
поразительное откровение рождественской тайны.
В некоем глубоком смысле тайна эта обращена
прежде всего к ребенку, продолжающему подспудно
жить в каждом взрослом. К ребенку, который
продолжает слышать то, что взрослый уже больше не
слышит, и отвечать на это той радостью, на которую
наш скучный, взрослый, усталый и циничный мир уже
больше не способен.
Да, праздник Рождества Христова есть детский
праздник не только в том смысле, что для детей
зажигаются елки, а и в том, гораздо более глубоком
смысле, что, пожалуй, только дети не удивятся
тому, что, когда приходит на землю к нам Бог, Он
приходит в образе Ребенка, и этот образ
Бога-Ребенка продолжает светить нам с икон,
воплощаться в бесчисленных произведениях
искусства, точно самое главное, последнее,
радостное в христианстве заключено именно тут, в
этом “вечном детстве Бога”.
Взрослый, даже когда он разговаривает на
“религиозные темы”, хочет и ждет от религии
объяснений, анализа, хочет, чтобы все было научно,
серьезно. И так же серьезно и, в конце концов,
скучно рассуждает о религии и ее враг, атеист,
палящий по ней из своих “научных” пушек. Нет у
нас более презрительного отношения к чему бы то
ни было, чем то, что выражено в словах: “Это для
детей младшего возраста”. Это значит – не для
взрослых, не для умных и серьезных людей. Но
подрастут дети и тоже станут такими же
серьезными и скучными.
А Христос сказал: “Будьте, как дети”. Что это
значит? Чего уже обычно нет у взрослых и, вернее,
что во “взрослом” завалено, затоплено,
заглушено толстым слоем его взрослости? Не
прежде ли всего свойственная детям способность
восхищаться, радоваться и, главное, быть
целостными и в радости, и в горе? И еще –
способность доверять, отдаваться, любить и
верить всем существом? И наконец, всерьез
принимать то, к чему уже не способен взрослый, к
мечте, к тому, что прорывает наш будничный опыт,
наше циничное недоверие, ту глубину тайны мира и
всего в нем, что открывается святым, детям,
поэтам.
И потому, только прорвавшись к ребенку, подспудно
живущему в нас, радостная тайна пришествия к нам
Бога в образе ребенка может стать и нашим
достоянием.
Ребенок не имеет ни власти, ни силы, но именно в
безвластии своем оказывается он царем, именно в
бессилии и беззащитности его удивительная сила.
Ребенок той далекой Вифлеемской Пещеры не хочет,
чтобы боялись мы Его, Он входит в наше сердце не
устрашением, не доказательствами своей силы и
власти, а только любовью. Как ребенок, он отдается
нам, и, как ребенка, мы можем только полюбить Его и
в свою очередь отдать себя Ему.
В мире царствуют власть и сила, страх и рабство.
От них освобождает нас Богомладенец Христос.
Только любви, свободной и радостной, только того,
чтобы отдали мы Ему наше сердце, хочет Он от нас. И
мы отдаем его беззащитному, до конца доверяющему
нам Младенцу.
В праздник Рождества Христова являет нам Церковь
радостную тайну: тайну свободной, никем не
навязанной нам любви. Любви, способной в
Богомладенце увидеть, узнать, полюбить Бога и
стать даром новой жизни.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|