КРУГ ВОПРОСОВ
Две ступени вместо одной
Чем грозит и что обещает реформа
высшего образования
В сентябре 2003 года Российская Федерация
присоединилась к Болонской декларации. Ее цель –
к 2010 году добиться гармонизации систем высшего
образования стран Европы, повысить их
конкурентоспособность и привлекательность на
мировом рынке. Однако для полноценного участия в
Болонском процессе нашей стране предстоит в
2004–2010 гг. принять ряд мер по модернизации
образования. В частности – ввести сопоставимую с
общеевропейской систему многоуровневого
высшего образования (бакалавриат –
магистратура).
Инновация со стажем
Двухуровневое устройство высшей школы
было введено еще в 1992 году постановлением
Комитета по высшей школе Миннауки РФ.
Сегодняшний Закон «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» предусматривает,
что основные образовательные программы высшего
профессионального образования могут быть
реализованы непрерывно и по ступеням. Первая
ступень – бакалавриат – с нормативным сроком
обучения 4 года. Вторая – магистратура – с
двухлетним сроком обучения. Ее цель – подготовка
научно-исследовательских и преподавательских
кадров для вузов.
Наряду с этой системой успешно развивается и в
количественном отношении абсолютно преобладает
традиционная для России подготовка специалистов
(нормативный срок обучения – 5 – 5,5 лет с
получением квалификации «дипломированный
специалист»), которая якобы «непонятна для
Европы».
Для того чтобы наши дипломы без помех
признавались за рубежом, планируется внести
изменения и дополнения в отдельные статьи
действующих федеральных законов «Об
образовании» и «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании».
В новых законопроектах бакалавриат
рассматривается как базовая ступень высшего
профессионального образования, над которой
возвышаются две надстройки: специалитет или
магистратура.
Нормативный срок обучения по программам
бакалавриата составит 4 года. Для поступления на
обучение по программам магистратуры
(нормативный срок обучения – не менее двух лет)
или по программам подготовки специалиста
(нормативный срок обучения – один год)
необходимо будет иметь степень бакалавра. Доступ
в аспирантуру получают только лица, имеющие
квалификацию «магистр» или «специалист».
Как подчеркивается в законопроекте, бакалавриат,
магистратура и специалитет рассматриваются как
отдельные уровни высшего образования с
отдельными вступительными испытаниями,
образовательными стандартами, самостоятельной
итоговой аттестацией.
Предполагается, что конкретные сроки перехода на
двухуровневую систему будут обозначены в
подзаконных актах. А в промежуточный период, как
утверждают авторы документа, «должны быть
гарантированы права граждан, обучающихся по
традиционным программам: при условии успешного
прохождения итоговой аттестации им должны
выдаваться дипломы специалиста с высшим
профессиональным образованием. Законо-
проект должен содержать нормы, приравнивающие
квалификацию «дипломированный специалист» к
квалификации «магистр» или «бакалавр» в
зависимости от нормативного срока обучения».
Следует отметить, что документ пока находится в
стадии доработки. Недавно его обсуждали на
заседании подкомитета по профессиональному
образованию профильного комитета Госдумы.
71,3% московских студентов боятся, что
результатом реформ станет полный переход к
платному высшему образованию. 45,5% студентов
относятся к идее разделения высшего образования
на бакалавриат и магистратуру резко
отрицательно. 34,3% студентов отнеслись к
нововведению лояльно.
По данным центра социологических исследований
Socium
|
«За» и «против» интеграции
– Мы пока не в Европе, хотя и подписали
Болонскую декларацию, – считает академик РАО
Владимир Шадриков. – Но стоять в стороне от
Болонского процесса мы не вправе. Мы должны
говорить с Европой на одном языке. По всем
направлениям Болонского процесса у нас есть
хороший задел. А по некоторым мы даже опережаем
западных коллег.
По мнению ученого, главная цель Болонского
процесса – создание конкурентоспособной
системы европейского образования.
Другая часть собравшихся полагает, что
присоединение России к Болонской декларации не
улучшит принципиально положение отечественной
высшей школы, не решит ее коренных проблем –
таких как низкая заработная плата
профессорско-преподавательского состава,
отсутствие инвестиций. В связи с этим некоторые
пункты данного документа останутся на бумаге.
Например, немалых средств потребует обеспечение
академической мобильности (согласно декларации
студент должен один семестр в году учиться в
зарубежном вузе). В нынешних условиях так же
нереален и обмен преподавателями: практически ни
один отечественный вуз не в состоянии заплатить
профессору из Германии или другой западной
страны 5 тысяч евро в месяц.
Исходя из этого, оппоненты Болонской декларации
ставят диагноз: «Мы неинтегрируемы». Прежде чем
начать реформы, необходимо поднять
профессорскую зарплату до 15–25 тыс. рублей.
Особенно много противников Болоньи и введения
двухуровневого образования среди ректоров
инженерных вузов.
Бакалавры – недоучки, магистры –
академики?
– Ректоры западных технических вузов в
отличие от нас не спешат выполнять все пункты
Болонской декларации. Они считают, что это
приведет к разрушению инженерного образования,
основы которого складывались веками, –
утверждает ректор Московского института стали и
сплавов Юрий Карабасов.
По свидетельству ректора Российского
государственного университета нефти и газа
имени И.М.Губкина Альберта Владимирова,
подготовка бакалавров по инженерным
специальностям в нашей стране себя не оправдала.
Работодатели воспринимают их как
полуспециалистов, которых надо «доводить до
ума», а на предприятиях для этого нет условий. В
итоге «недоучки» вынуждены возвращаться в alma mater
для продолжения образования.
Как рассказали представители МГТУ им.
Н.Э.Баумана, многочисленные консультации с
руководителями крупных фирм позволили сделать
вывод о том, что наряду с двухступенчатой
системой необходимо сохранить традиционную
подготовку дипломированных специалистов. А
искусственно делить ее на этапы, как это
предлагается в законопроекте, нецелесообразно.
Кстати, большинство участников дискуссии в
Госдуме разделяют эту позицию.
Проректор Санкт-Петербургского университета
Вадим Касевич считает перспективной так
называемую интегрированную магистратуру –
одноуровневую непрерывную подготовку магистров
с 6-летним сроком обучения. По его словам, таким
образом удастся убить двух зайцев: ответить на
запросы некоторых отраслей в
высококвалифицированных кадрах и сохранить
«болонскую терминологию».
Не в сроках счастье?
Вопрос о сроках обучения на каждом
уровне одни специалисты считают второстепенным,
другие – принципиальным.
Например, по общему мнению, трехлетний
бакалавриат на основе 11-летней школы никак не
вписывается в мировые общеевропейские
стандарты, где за такой период готовят
специалистов после 12–13-летней школы.
Как считает заместитель начальника экспертного
управления Администрации Президента РФ Нелли
Найговзина, нельзя подходить с общими мерками к
разным специальностям. Каждое конкретное
направление подготовки требует определенных
сроков обучения и уровня квалификации (бакалавр,
специалист или магистр).
В связи с этим, как отмечали участники дискуссии,
предстоит большая работа по созданию новых
стандартов и методического сопровождения новых
программ, вариативность которых призвана
обеспечить потребности вузов всех профилей и
качественную подготовку кадров для разных
отраслей.
Слона-то и не приметили
«Принятие законопроекта не потребует
дополнительных расходов из средств федерального
бюджета и будет способствовать более
рациональному использованию имеющихся
финансовых ресурсов государства», – убеждены
авторы документа. Как этого добиться, если, по их
же прогнозам, «при переходе к двухуровневой
системе расчетная общая численность обучающихся
в системе ВПО за счет бюджетных средств
совпадает с общей численностью обучающихся при
одноуровневой системе», и вместе с тем стоимость
обучения в расчете на одного студента по
программам подготовки специалистов и магистров
в 1,5–2 раза выше стоимости обучения по программам
бакалавриата?
Как выясняется, выход – в перераспределении
бюджетных мест между различными уровнями
образования.
Так, продолжить бесплатное обучение по
программам подготовки специалистов смогут лишь
40%, а в магистратуре – 30% вчерашних бакалавров.
Таким образом, за счет бюджетных средств в
течение 5 лет будут обучаться 40% студентов, в
течение 6 лет – 30%, а остальные – 4 года в
бакалавриате.
«В условиях сохранения на прогнозируемом уровне
расходов федерального бюджета на высшее
профессиональное образование стоимость
обучения в бакалавриате в расчете на одного
студента незначительно – на 12–15% – снижается по
сравнению со средней стоимостью обучения при
одноуровневой системе ВПО, – пишут авторы
законопроекта. – Оптимизация численности
обучающихся по уровням ВПО позволяет
существенно увеличить бюджетное финансирование
подготовки специалистов и магистров без
увеличения расходов бюджета, что обеспечивает
повышение качества высшего профессионального
образования, а также адресности и эффективности
расходования бюджетных средств».
Правда, имеется одна маленькая неувязка: авторы
документа просчитали, что расходы федерального
бюджета на высшее образование будут расти
пропорционально удвоению ВВП к 2010 году, что
признано пока невыполнимой задачей.
По свидетельству руководителя Комитета по
образованию и науке Госдумы Николая Булаева,
рассмотрение данного законопроекта в первом
чтении состоится не раньше февраля, а то и
марта–апреля 2005 года. Он предупредил, что далеко
не все поправки экспертов будут учтены, но вместе
с тем подчеркнул, что на всех участниках
обсуждения лежит огромная ответственность, и
список с их фамилиями планируется опубликовать в
печати.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина испанской и итальянской керамической плитки «XPlitka». Благодаря услугам интернет магазина «XPlitka», Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить ступени Gres de Breda , брусчатку Feldhaus Klinker, итальянский керамогранит cerdomus и другую продукцию отличающуюся превосходным внешним видом, высоким качеством и надежностью. Онлайн-консультант, удобный рубрикатор, подробное описание и фотографии внешнего вида всех представленных товаров помогут с выбором заказа. Интернет магазин «XPlitka» располагается по адресу http://www.xplit.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|