ПРЕДНОВОГОДНИЕ ХЛОПОТЫ
Подари мне тайну!
Трогательные пластилиновые вазочки,
бумажные, раскрашенные неуверенной рукой
открытки, кособокие картонные человечки… Мы
умиляемся детским поделкам, подаренным нам с
искренней любовью. Но на самом деле дети не умеют
дарить подарки. Ведь дарить – это целое
искусство. Кому-то способность к дарению от
рождения дана Богом, как другому – способность к
сочинительству или умелые руки. А у кого-то
такого дара нет. Что же ему, несчастному, всю
жизнь мучиться – ведь сколько праздников будет в
жизни?!
Нет, нет и нет.
В школе учат всему, что в жизни может пригодиться.
А умение дарить и принимать подарки – жизненно
важный навык. Выходит, нужно еще и этому учить в
школе. Что многие учителя, кстати, и делают,
особенно в начальной и подростковой школе.
Задают на уроках труда изготовить для мамы некий
подарок к Новому году по общему шаблону, да еще и
отметку за это ставят... И малыши-первоклассники
старательно изготавливают двадцать почти
одинаковых ватных снеговичков. Поскольку они и
маму любят, и пятерки тоже… А кто-то делает
гораздо изящнее, предлагая детям самим
выдумывать подарки, устраивая целые конкурсы
дизайнерских находок. Кто-то уповает на силу
традиции и видит в подготовке к праздникам
мощное средство социального воспитания… Я тоже
попадалась не раз на эту приманку.
В моем самом первом классе была такая традиция –
праздновать дни рождения учеников. Ничего
особенного, все так делают. Но у нас, как мне
казалось, была интересная деталь – весь класс
садился в круг, и каждый в кругу говорил что-то
приятное для именинника. Все было просто
замечательно, пока в кругу помещались десять –
пятнадцать человек. Когда через несколько лет
круг увеличился до сорока, от него стало веять не
теплом любви, а холодом лицемерия. Милый сердцу
обычай превратился в ритуал, где каждый уже не
хотел по простоте душевной, а прямо-таки обязан
был сделать «признание в любви». Самые послушные
выучили подходящие к случаю благонравные
формулировки и выпаливали их без запинки. Видела,
как коробило это самых искренних. Немедленно
пришлось отказаться от этой затеи.
Оказывается, все надо было делать не так.
Оказывается, в предпраздничные дни детям,
конечно, нужна жизнь внутри традиции. Но – и
жизнь с тайной в трепещущем от сладкого волнения
сердце. Про традицию мы усвоили хорошо, а про
тайну совершенно забыли, вот и получился мертвый,
пустой обряд. Нужно было срочно оживать. И это был
урок первый.
Но как же это трудно – погрузиться в
таинственный внутренний мир другого человека,
чтобы угадать, что подарить! Не то, что у меня
лучше всего получится сделать, а то, от чего тот
человек подпрыгнет от счастья.
Даже и взрослому это непросто. Он, выбирая
подарок, норовит подарить как проще – купить
что-то очень нужное или очень дорогое. Но как
проще нам не надо.
И вот урок второй – подарки делаются по секрету.
Всегда. Это мои нынешние ученики (как и я сама,
спустя семь лет после того неудачного опыта),
похоже, усвоили. С первых дней нового первого
класса мы привыкали ничего не делать напоказ.
Учились внимательно и незаметно наблюдать жизнь
любимых людей, запоминать, что им нравится и не
нравится. И сочинять потом подарки. Дарить не
себя в своих поделках и открытках, а нечто самое
любимое теми, кому мы их дарим. Мы ходили на
цыпочках по школе и бесшумно подкладывали
подарки под двери и делали равнодушные лица,
чтобы никто не догадался. Мы учились просыпаться
на полчаса раньше родителей, чтобы незаметно
сунуть волшебный сверток в мамину тапочку…
Прошло два года. Я часто нахожу на письменном
столе то конфеты, то мандарины, то безымянные
плетеные закладки для книг. Говорю: «Ой, надо же,
кто-то мне закладочку положил! У меня как раз
закладки кончились. Спасибо этому кому-то!» Глаза
класса сияют.
…Снова так близки радостные рождественские дни.
Когда я вхожу в класс перед началом уроков, мои
ученики как-то нарочито занимаются пустяками,
понижают голоса и быстро прячут что-то в ящики
столов. Ясно – готовят подарки. Все самое главное
об изящном искусстве дарения они уже поняли. Моя
помощь им не так уж нужна. Мое дело теперь – ждать
и радоваться.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|