Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело


 

Разыскивается Дед Мороз!

По утрам – скороговорка «Бык тупогуб, тупогубенький бычок», днем – шестичасовые занятия по сценарному мастерству, мастер-классы по хореографии, гриму, вечером – 40 поклонов… Таков режим дня в московской школе Деда Мороза и Снегурочки, организованной столичным Департаментом образования для учителей. А в свободное от учебы время «сказочные внучки» ищут своих «сказочных красноносых дедушек», потому что без Деда Мороза девушка не станет «дипломированной» Снегуркой.

Фабрика Дедов Морозов

Ничем ни примечательный серый офисный кабинет. Единственное украшение – блестящий самовар. За огромным овальным столом сидят молоденькие студентки педагогического института, учительницы с многолетним стажем работы и один колоритный мужчина-красавец – тонкий нос с горбинкой, густая черная шевелюра, брови вразлет.
– Как у вас с поисками Дедов Морозов? – интересуется директор «Московской школы Деда Мороза» Александр Фролов.
Девушки, уныло склонив головы, что-то записывают в тетрадках.
– Чтобы на экзамене Деды Морозы были! У каждой Снегурочки! – сердито говорит директор.
– Александр Семенович, вы же обещали, что мы можем поставить сказку, где будут участвовать четыре Снегурки и один Дед Мороз! – протестует одна девушка.
– Дед Мороз должен быть обязательно! Пусть бессловесный. И даже не из нашей школы, – говорит Александр Фролов.– Но без него Снегуркам я экзамен не засчитаю и диплом с печатью российского Деда Мороза не выдам!
Так начался пятый день учебы в «новогодней школе». Кто-то уже прозвал ее фабрикой Деда Мороза. И действительно, «дедморозовская школа» похожа на гламурный музпроект. Ни дня не проходит без телевизионной съемочной группы, уроки ведут известные люди: автор музыки гимна российского Деда Мороза Андрей Варламов, телеведущая Татьяна Судец. Объемы выпуска Дедов Морозов тоже впечатляют: за три года – сто «сказочников-волшебников». Только в отличие от телепроекта курс обучения краткий: две недели по шесть часов в день.

«С новым г<а>дом!»

На урок сценической речи к Снегурочкам и Деду Морозу приехала очередная съемочная группа. Для телевидения будущие волшебники нарядились в свои белоснежные шубы, меховые шапочки, красные бархатные тулупчики. Получилась хорошая телевизионная картинка. Но, к сожалению, дефицит мужских сказочных персонажей стал еще очевидней: Снегурки стройные и упитанные, в целомудренных длинных платьях и в кокетливых коротких меховых юбочках, брюнетки и блондинки, с накладными длинными косами и в пушистых белых париках. А по центру – их единственный Дед Мороз.
В самом начале занятия преподаватель по сценической речи Татьяна Судец попросила сказочных внучек и их дедушку протянуть «а-а-а». Но Снегурки оказались девушками на редкость робкими: предстать перед телевизионной камерой с широко открытым ртом отказались наотрез. У единственного Деда Мороза другая беда – предложение «А теперь, ребята, вместе со своими сказочными героями зажжем елку» он произнес с пятью ошибками. Совместное воспроизведение поздравления «С Новым годом!» тоже не задалось. Кто-то произносил букву «с» с присвистом, кто-то поздравлял присутствующих «с гадом», а кто и вовсе произнес фразу на украинский манер.
– Понимаете, дорогие Снегурки и Дед Мороз! Дети от вас ждут праздника, чуда! А создать его – тяжелый труд. Прежде всего для этого надо хотя бы научиться открывать рот и каждый день начинать со скороговорки «Бык тупогуб, тупогубенький бычок», – посоветовала Татьяна Судец.

Время откровений

В любой организации обеденный перерыв – это время откровений. «Дедморозовские» школьники не исключение.
– Где Деда Мороза собираетесь искать? – поинтересовалась я.
– Да хоть под забором. Главное, чтобы мужчиной был, – сокрушается Снегурочка – Лена.
– А мой сын с 15 лет работает Дедом Морозом. Он у меня высокий, статный. Но начал встречаться с девушкой и, представляете, похудел! Перед Новым годом специально набирает вес, – рассказывает Марина – Баба Яга с 25-летним стажем.
У единственного Деда Мороза в группе другая беда – от китайской бороды сильно чешется лицо, а накладные брови постоянно сваливаются.
– Российские бороды стоят очень дорого – от полутора тысяч рублей. К тому же они желтого цвета. А китайские продаются за триста рублей, и они белоснежные. Говорят, очень качественные бороды у Санта-Клаусов. Но они отличаются от наших дедморозовских. Русская борода – пушистая, кудрявая, а европейская – гладкая, как будто бы немного квадратная, – рассказывает Сергей Горстлян.
Учитель истории, армянин по национальности, в «новогоднюю школу» Сергей пришел с одной целью – стать настоящим Дедом Морозом. Он пятнадцать лет работает на «елках», и из года в год кто-нибудь из детишек нет-нет да и крикнет: «А Дед Мороз-то ненастоящий! Он кавказский!».
– Костюмы сами себе покупаете?
– Да. Красный кафтан, рукавицы, борода, брови, шапка обошлись мне, – дальше собеседник продолжил почему-то шепотом, – в четыре с половиной тысячи рублей. Честно говоря, накладно. У меня зарплата в школе около трех. Но я еще кое-где подрабатываю.
– Значит, на новогодних праздниках планируете окупить костюм?
– Да нет, что вы, – смутился Сергей. – Я же в школе своей буду работать. Бесплатно.

ОБЖ Снегурок и Деда Мороза

На уроке сценического грима осознаешь, что класс «Московской школы Деда Мороза» – микромодель российского общества, в котором женская часть населения по-разному решает актуальную демографическую проблему. Оптимистки в надежде найти своего Деда Мороза сильно румянят скулы, красят ресницы, выбирают помаду поярче. Девушки-пессимистки переквалифицируются кто в болотную Кикимору, кто в страшную Бабу Ягу. Отчаянные барышни гримом преувеличивают свои недостатки: черные веки, огромные клыки, синие губы. Одна из учениц решила не ждать милости от природы и… поменяла пол, взвалив на свои хрупкие плечи кафтан Деда Мороза.
– Наш институт купил один костюм Снегурочки и один Деда Мороза. Сначала в школе очень спокойно отнеслись к тому, что я буду играть мужчину, а сейчас уже возмущаются. Говорят, что я слишком худенькая для этой роли, – рассказывает Евгения Сапыга.
Преподаватель по сценическому гриму Марина Щегарева посоветовала мужественной девушке не расстраиваться. «Для респектабельности под кафтан надень пиджак. Из тебя настоящий Дед Мороз получится», – утешила она.
Еще в школе есть занятия по ОБЖ, где «дедморозовских школьников» учат выживать в экстренных ситуациях: снимать головные боли, спазмы в желудке, внезапно появившееся чувство страха точечным массажем, согреваться при помощи иглоукалывания. Домашнее задание тоже нестандартное – 40 поклонов на ночь.
– Я вам советую регулярно кланяться, – настоятельно рекомендует Марина Владимировна. – Тогда вы сможете провести подряд несколько новогодних елок, при этом не почувствовав усталости. И цвет лица будет хорошим.

P.S. Занятия в «Московской школе Деда Мороза» заканчиваются поздно вечером. На темно-синем небе ярко светит полумесяц. Под ногами хрустит снег. Морозно. Из витрины бутика весело подмигивает пузатый механический снеговик. В другой – игрушечный Санта-Клаус танцует. Вывески магазинов кричат о сказочных скидках на подарки. Рекламные плакаты отсчитывают дни до начала Нового года. Осталось десять, восемь, семь… А красивые Снегурки бегают, сбившись с ног, в поисках своего единственного «красноносого хозяина зимы»… Интересно, кому надо написать, чтобы Деда Мороза подарили? Настоящего!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru